Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Отвергнутый некрасов. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…. Адресат стихотворения « Давно – отвергнутый тобою…»

  • 1. История создания стихотворения.
  • 2. Ритм, метр, рисунок текста.
  • 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы, ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы).
  • 4. Художественные образы.
  • 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
  • 6.Тропы, фигуры.
  • 7. Тема, идея.
  • 8. Вывод.

« Давно – отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • Они приветливо яснели.
  • На край обрыва я ступил-
  • Вдруг волны грозно потемнели,
  • И страх меня остановил!
  • Поздней – любви и счастья полны,
  • Ходили часто мы сюда,
  • И ты благословляла волны,
  • Меня отвергшие тогда.

  • Теперь – один, забыт тобою,
  • Чрез много роковых годов,
  • Брожу с убитою душою
  • Опять у этих берегов.
  • И та же мысль приходит снова –
  • И на обрыве я стою,
  • Но волны не грозят сурово,
  • А манят в глубину свою…

Из истории создания стихотворения

  • Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
  • Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
  • «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
  • Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Адресат стихотворения « Давно – отвергнутый тобою…»

  • Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

  • / / /
  • ДАВ – НО – ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
  • Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА – последнее сильное место в строке (ударный слог).

  • Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
  • В нём можно выделить три микротемы:
  • Давно…
  • Поздней…
  • Теперь…
  • Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
  • Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
  • Аллитерация звука [ Р ] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [ о ] , [ у ] , [ ю ] -передаёт боль.

  • В стихотворении использован приём антитезы:
  • ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает, когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
  • – это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

  • Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».

Тема и идея стихотворения

  • Это стихотворение о ЛЮБВИ.
  • Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

  • Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» – здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
  • Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.

  • В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
  • « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою».
  • Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
  • акцентировать внимание читателя.
  • Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
  • «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
  • Используется общеупотребительная книжная лексика.

Синтаксический и морфологический уровни

  • В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами.
  • В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы;
  • существительные, обозначающие место(берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки(давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

  • Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.
  • ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.

« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

  • Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
  • Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Рассказчик вспоминает, как пришел на берег моря – на обрыв. Отвергнутый возлюбленной, он был готов броситься в воду. Вот только увидел в потемневшей воде дурной знак – предостережение. Он не сделал рокового шага. И после опять приходил на этот берег – с той самой возлюбленной. Она передумала, приняла его. И даже каждый раз благословляла волны, которые его не приняли. В третий не раз, но период пришел он на этот берег. Снова он отвергнут той самой возлюбленной – теперь это, после всего, что было, больней и тяжелей. Снова смотрит герой на воду, вспоминает прошедшее. Теперь волны не отталкивают его, а, наоборот, манят к себе.

Удивительное несовпадение внутреннего и внешнего. Когда юный отвергнутый герой был готов покончить с собой, но волны не были готовы его принять. Даже погода изменилась. Через года, волны будто манят героя, но он, хотя и в худшей, чем в юности, ситуации, не готов расстаться с жизнью. Поэт не делает выводов, не строит психологических теорий, но просто констатирует жизненный факт.

Анализ стихотворения Давно отвергнутый тобою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?

Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.

Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

Анализ стихотворения Батюшкова К другу

Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву – покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Давно – отвергнутый тобою…»

Любовная лирика никогда не занимала почетное место в творчестве Н. Некрасова, но была прекрасным способом открыть свою душу хотя бы на бумаге. Личная жизнь Николая Алексеевича складывалась тяжело из-за особенностей его характера. Он был склонен к апатии, иногда срывался и проводил ночи напролет за карточными играми. Тем не менее, на одном из званых вечеров поэт познакомился с Авдотьей Панаевой, женой известного франта Питербурга. Женщина была хороша собой и сразу же пленила сердце молодого Некрасова. Николай долго добивался ее любви. Искренность своих чувств он доказал, когда бросился в речку во время одной из прогулок. Вскоре сердце Авдотьи растаяло, и Николай переехал к Панаевым. Они так и жили втроем на протяжении 15 лет, что вызвало немало возмущений. После смерти Ивана Панаева Авдотья бросила Николая, оставив глубокий след в его душе. Эта необычная история любви навсегда осталась в строках стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…».

Тема произведения – страдания, вызванные несчастливой любовью. Н. Некрасов показывает, какие страдания может приносить человеку светлое чувство, утверждает, что оно может легко убить душу и толкнуть человека к самоубийству.

Ключевой образ стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…» – лирический герой, прототипом которого является сам автор. В первых строках читатель встречает лирического героя, который в одиночестве идет по берегам реки, вспоминая печальные моменты своих любовных отношений. Становится понятно, что он хочет покончить с собой, но его останавливает страх перед внезапно потемневшими волнами. Кажется, сами небесные силы пришли на помощь. Волны не зря стали преградой на страшном пути – вскоре возлюбленная ответила взаимностью.

В произведении нет портрета любимой, единственная деталь – ее благословение в адрес волн, спасших лирического героя. Эта деталь показывает, что девушка любила его. Но счастье продлилось недолго и очередная неудача в любви снова приводит лирического героя к обрыву. На этот раз волны не отпугивают, а манят, что отчетливо указывает на внутреннее состояние героя. Совершил ли он задуманное, остается только догадываться.

Для передачи своих чувств автор соединяет психологические штрихи и пейзаж, которые дополняют друг друга. Реализуются они при помощи метафор: «полон думой роковою», «страх меня остановил», «любви и счастья полны», «убитая душа». Других художественных средств автор не использует, ведь его цель – не украшение, а передача чувств.

Стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…» не делится на куплеты, что соответствует содержанию. Все строки объединяются в целостный монолог, созданный из воспоминаний и сиюминутных переживаний. Н. Некрасов использует перекрестную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ритм стихотворения гармонизирует с общим настроением текста.

В стихе «Давно – отвергнутый тобою…» авто сумел рассказать половину своей жизни, но понять произведение полно можно только учитывая биографическую основу.

План анализа 1. История создания стихотворения.
2. Ритм, метр, рисунок текста.
3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы,
ключевые слова, время, пространство, композиционные
приёмы).
4. Художественные образы.
5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс,
лексика, морфологический уровень, синтаксический
уровень).
6.Тропы, фигуры.
7. Тема, идея.
8. Вывод.

Анализ стихотворения «Давно — отвергнутый тобою…» Некрасов

«Давно — отвергнутый тобою…» (1855). Стихотворение относится к любовной лирике Некрасова и посвящено его граж­данской жене Авдотье Яковлевне Панаевой. Личная тема пере­осмысливается и появляется лирическое произведение об от­вергнутом возлюбленном, полном «роковых дум»:

Теперь — один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою Опять у этих берегов.

Лирический герой «убит душою», поэтому волны, которые видны с обрыва, «манят в глубину свою». И. С. Тургенев писал об этом стихотворении Н. А. Некрасова: «Стихи твои «К Панаевой» просто Пушкински-хороши — и я их тотчас на память выучил».

Глоссарий:

— давно отвергнутый тобою анализ

— анализ стихотворения некрасова давно отвергнутый тобою

— некрасов давно отвергнутый тобою анализ

— анализ стихотворения давно отвергнутый тобою

— давно отвергнутый тобою

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар.

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов «Я не люблю иронии твоей…» (1856). Стихотворение отно­сится к любовной лирике и посвящено жене поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. Рядом с любящим героем появляется образ независимой.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасов «Рыцарь на час» (1862). Данное лирическое произведение Некрасова написано о сыновней любви к матери, которая пере­растает в покаянную любовь к родине. Стихотворение пронизано национальными, православно-христианскими.

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасов «Тройка» (1846). В стихотворении главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа перерастают в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изобража­ется судьба.

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно…» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая.

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасов «Железная дорога» (1864). В стихотворении изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны.

Анализ стихотворения «Родина» Некрасов «Родина» (1846). В стихотворении поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в дет­ской душе.

Читайте также:  Железная дорога - краткое содержание стихотворения Некрасова

Анализ стихотворения «Песня» Жуковского «Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический.

Анализ стихотворения «Я сегодня так грустно настроен…» Некрасов «Я сегодня так грустно настроен…» (1854). Центральный мотив стихотворения — мотив грусти, одиночества. Лирический герой — человек с противоречивой, напряженной, сложной внутренней жизнью. В начале.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (1858). Основная тема стихотворения — тема народной судьбы. Лирическое произве­дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат­ный вельможа, считающий «жизнью завидною».

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасов «Памяти Добролюбова» (1864). Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужест­венная скорбь звучит только в подтексте.

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасов «Элегия» (1874). В письме к своему другу инженеру-путейцу А. Н. Ермакову Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Гак как это самые мои задушевные и любимые из.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасов «Несжатая полоса» (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина «Узник» (1822). Стихотворение «Узник» написано А. С. Пушкиным в период южной ссылки, когда поэт находится под влиянием романтических настроений. В этом произведении по-прежнему звучит тема.

Анализ стихотворения Рыцарь на час (Некрасов Н. А.) Стихотворение А. Н. Некрасова «Рыцарь на час» состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой. Первая часть дает нам описание природы и.

Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою Михаил Лермонтов — молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился.

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасов «Поэт и гражданин» (1856). Данное стихотворение откры­вает поэтический сборник Некрасова 1856 года. В лирическом произведении отразились размышления поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим творчеством.

Анализ стихотворения «Белый лебедь» Бальмонт «Белый лебедь». Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером.

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Я не унижусь пред тобою…)» Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой — дочерью известного в то время русского писателя. Девушка.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова «Молитва» (1837). По мнению С. Наровчатова: «Молит­ва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть назва­ны.

Анализ стихотворения Я не унижусь пред тобою…» (Лермонтов М. Ю.) Любовь приносит лирическому герою лишь горе и ничего больше, кроме того, на него давит общественная атмосфера лжи и лицемерия, все окружено миром-маскарадом, и горе от.

Анализ стихотворения «В хате» Есенин «В хате» (1914). В стихотворении каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, «квохот» беспокойных кур.

Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с тобою лишь два отголоска…» Лето 1910 года стало переломным для 17-летней Марины Цветаевой. Гостя на даче в Коктебеле у Максимилиана Волошина, она познакомилась с Сергеем Эфроном, который впоследствии стал.

Анализ Стихотворения «В горнице» Рубцова Стихотворение «В горнице»; было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет.

Анализ стихотворения Тройка (Некрасов Н. А.) Это стихотворение посвящено характерной для лирики Некрасова теме: тяжелой доле русской женщины. Стихотворение композиционно делится на три части. В первой описывается портрет крестьянки: это красивая.

Cтихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» и А. С. Пушкина «Желание славы» (Сравнительный анализ) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» и А. С. Пушкина «Желание славы» общая тема: потерянная любовь. Но все же их содержание.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»; Твардовский «Я убит подо Ржевом»;. Стихотворение относится к пат­риотической лирике Твардовского. Основная тема лирического произведения — скорбь о погибших. Стихотворение построено в форме монолога убитого неизвестного.

Анализ стихотворения «Письмо к маме» Окуджава «Письмо к маме». В данном стихотворении поэт многое ос­мысливает по-новому: он стремится понять, почему все так про­изошло и с его семьей, и в целом со.

Краткое содержание, анализ «Тоска по родине. Давно…» Цветаева «Тоска по родине. Давно…» (1934) В стихотворении отражена трагичность мироощуще­ния поэтессы, обреченной на странничество вдали от ро­дины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружа­ющей жизни. Поэтесса.

Анализ стихотворения «В пути» Гумилев «В пути» (1910). В стихотворении «В пути», вошедшем в гу­милевский сборник «Жемчуга», поэт говорит о единственно воз­можном решении темы жизненного пути: обращенность челове­ка в будущее.

Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время свое. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Рассказчик вспоминает, как пришел на берег моря — на обрыв. Отвергнутый возлюбленной, он был готов броситься в воду. Вот только увидел в потемневшей воде дурной знак — предостережение. Он не сделал рокового шага. И после опять приходил на этот берег — с той самой возлюбленной.

Она передумала, приняла его. И даже каждый раз благословляла

Снова он отвергнут той самой возлюбленной — теперь это, после всего, что было, больней и тяжелей. Снова смотрит герой на воду, вспоминает прошедшее. Теперь волны не отталкивают его, а, наоборот, манят к себе.

Удивительное несовпадение внутреннего и внешнего. Когда юный отвергнутый герой был готов покончить с собой, но волны не были готовы его принять. Даже погода изменилась.

Через года, волны будто манят героя, но он, хотя и в худшей, чем в юности, ситуации, не готов расстаться с жизнью. Поэт не делает выводов, не строит психологических теорий, но просто констатирует жизненный факт.

Урок математики 1 клас Тема: Лічба в межах 20. Розв’язування задач на віднімання. Розпізнавання трикутників. Мета: Вдосконалювати обчислювальні навички в межах 20. Повторити розв’язування задач на віднімання. Розвивати логічне мислення. Виховувати пізнавальний інтерес до.

Лопухов — характеристика персонажа Произведение: Что делать? Лопухов Дмитрий Сергеич — один из главных героев романа. Л. — сын рязанского помещика. Учился в гимназии. С Кирсановым они лучшие друзья. Привык всегда сам пробивать себе.

Настоящий друг Кого можно с полным правом назвать настоящим другом? Того, кто своим поведением, своими поступками докажет это, а не того, кто только на словах твой друг, а на самом деле —.

Григорович Д. В. биография Григорович Дмитрий Васильевич , прозаик, переводчик. Родился 19 марта в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку.

Анализ стихотворения Анчар Пушкина Анчар — это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая — мир человека.

Пишемо малюючи Цікаво знати. Світ шестирічної дитини — це яскраві малюнки, іграшки, знайомі образи героїв казок, мультфільмів. Ігрова діяльність є для дітей цього віку близькою та зрозумілою. Саме тому гра є важливою.

Сочинение на тему Семейная реликвия Что такое семейная реликвия, чем она интересна? Наверное, в каждой семье есть такой предмет, который представляет определенную ценность, не обязательно материальную и передается поколениями. Это может быть что угодно: монета.

Чтение — вот лучшее учение! Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед человеком просвещенным и знающим. К. Г. Паустовский Работать над книгой — это радость победы над временем, над пространством. Мне.

«Еще весны душистой нега…» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе.

Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил ее врагам на.

Культура Київської Русі наприкінці 10-у першій половині11ст Тема:Культура Київської Русі наприкінці 10-у першій половині11ст. Мета :ознайомитися з основними досягненнями культури періоду Київської Русі: з розвитком освіти, літератури, архітектури. .Формувати повагу до культурних надбань минулого. Вчитися розкривати свої.

ГРЯЗЕВОЙ СУП ИЗ ЧРЕВА ЗЕМЛИ 1 марта 2012 года будет 140 лет, как в Йеллоустоуне Открылся первый Национальный парк США…Куда ни бросишь взгляд, из растрескавшейся почвы с шипением вырываются струи пара, а на поверхности земли.

Требования к программе дополнительного образования детей Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании » образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В.

«Признание» анализ стихотворения Александра Пушкина История создания Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом.

Практические рекомендации родителям первоклассника Практические рекомендации родителям первоклассника 1. Будите утром ребенка спокойно, проснувшись он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за.

Уроки Географа Роман Алексея Викторовича Иванова «Географ глобус прoпил» был написан в 1995-м, опубликован в 2003 году издательством «Вагриус» , а в 2005-м переиздан «Азбукой-классикой» в рамках проекта по созданию не заявленного.

Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе От редакции Технологическая карта — интересный опыт планирования занятия по литературе. У нее несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более четко спланировать работу на.

Суриков И. З. биография Суриков Иван Захарович — даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев , выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи.

Ремизов А. М. биография Алексей Михайлович Ремизов родился 24 июня 1877 года в Москве в купеческой семье. За участие в студенческих волнениях он, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университета, был выслан.

Какие животные меняют окраску зимой? Существует несколько видов меняющих свои цвета в зависимости от сезона, что позволяет им спасать свою жизнь. Они могут совмещаться со снежными покровами, растительностью и земляными почвами. В России же в.

Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным.

Народный календарь на 23 сентября Приметы и народные праздники на 23 сентября Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Прп. Павла Послушливого, Печерского. Прп. кн. Андрея , Спасокубенского. Aпп. от 70-и Апеллия, Лукия и Климента. Мч. Варипсава.

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: «Дождешься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные.

«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В. Г. Белинский писал о поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, что это «творенье столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно.

Контрольна робота за творчістю О. Кобилянської, В. Стефаника Контрольна робота за творчістю О. Кобилянської, В. Стефаника Автором повісті «Людина» є: А. Леся Українка Б. Марко Вовчок В. Наталія Кобринська Г. Ольга Кобилянська В основу повісті «Людина» покладено: А.

Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознается самим поэтом в молодости. То есть когда другие.

«Бабушке» анализ стихотворения Цветаевой Стихотворение «Бабушке» было написано Цветаевой в 1914 году. Марина не знала своих бабушек. Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы — красавицы-польки Марии.

Что такое баллада в литературе? Баллада, как жанр литературы, появилась несколько столетий назад. Само слово «баллада» происходит из латинского языка и несет музыкальный смысл, переводится как танец или танцевальная песня. В средние века во Франции.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

Сочинение по картине Сычкова Трудный переход В нынешнее время мало кто знаком с творчеством Федора Сычкова. Это самобытный художник, который стал успешным в 1910-х годах. Любители живописи с удовольствием выкупали его картины, одной из которых была.

Какого человека я считаю культурным? Я думаю, что культура — это, прежде всего, Порядочность человека. Можно иметь прекрасное образование, а в отношениях с людьми быть полнейшим негодяем. И наоборот: человек с огромной внутренней культурой, обладающий.

Наполеон — характеристика персонажа Произведение: Война и мир Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер.

Практическая работа «Создание таблиц в текстовом редакторе MS Word» Практическая работа. Тема: «Создание таблиц в текстовом редакторе MS Word. « Цель работы: Научиться создавать и форматировать таблицы в текстовом редакторе MS Word. Форма отчета: выполнение зачетного задания. Задание 1.

Чтоб не «распалась связь времен» Обычно, рассуждая о системе образов в романе «Отцы и дети», говорят преимущественно о столкновении разночинца с либеральными дворянами. Есть ли такой конфликт в романе? Да, есть. Но не стоит им.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова Михаил Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году. Как раз в это время он находился в заключении. Поэт был арестован 4 марта 1837 года за свое стихотворение «смерть поэта», посвященное.

Полтавская битва 1709 кратко самое главное В конце осени 1708 года после изнурительного перехода, который длился более трех месяцев, шведские войска нуждались в серьезном отдыхе. Карл XII принимает решение двигаться к Полтаве. Гарнизон Полтавы был небольшим.

«Тургеневская любовь — это…» Повесть И. С. Тургенева » Ася» важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить в 9-м классе на эту повесть особое внимание. Предлагаю вам рабочую тетрадь для.

Конспект урока русского языка в 9 классе «Понятие о глаголе. Значение глагола. Роль глагола в речи» Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная школа-интернат» Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка Урок русского языка в 9 классе Тема.

В. А. Жуковский и Маша Протасова Девушка отвечала поэту взаимностью, однако ее мать не допускала даже мысли о браке дочери с близким родственником и всячески препятствовала их общению. Случалось, что она запрещала влюбленным видеться, и тогда.

Жадов — характеристика персонажа Произведение: Доходное место Жадов — герой комедии А. Н. Островского «Доходное место» . Молодой человек, недавний выпускник университета, Ж. является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж.

Сочинение «Основные темы и проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»». Краткое изложение текста Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

Анализ стихотворения «Поэт и Гражданин» (Н. А. Некрасов)

Николай Алексеевич Некрасов — знаменитый русский поэт, писатель и публицист. Свои силы направлял на борьбу за права угнетённого народа. В творчестве автор на первое место ставил не форму, а остросоциальное содержание, которое отражало жизнь рабочих и крестьян после реформы об отмене крепостного права. Подобная направленность поэзии была уникальной в то время, а потому многомудрый Литрекон обратил на нее свое внимание и вам советует.

История создания

Большинство произведений Н.А. Некрасова посвящено социальной тематике, в рамках которой он рассматривал и проблему места поэта и поэзии. Яркий пример — стихотворение «Поэт и гражданин», над которым автор работал в течении года (1855 — 1856 гг.).

К 1856 году один из сборников Некрасова уже прошел проверку цензором, поэтому стихотворение «Поэт и гражданин» было помещено в начале, как некая подводка.

Первая же публикация в журнале “Современник” вызвала сильнейшее волнение в обществе и негативную реакцию со стороны власти, которая усмотрела в тексте скрытые призывы к революции. Над журналом повисла угроза закрытия, номер был изъят из публикации, а сам автор мог оказаться под арестом по прибытии на Родину, но его никогда не останавливало.

Жанр, направление и размер

Н.А. Некрасов, как истинный поэт-реалист, выбрал для произведения, написанного в жанре гражданской лирики, наиболее простую и доступную форму диалога между двумя лирическими героями. Именно эта форма позволила наиболее полно отразить гражданский конфликт. Диалог отсылает читателей к произведению А.С. Пушкина «Поэт и толпа», с которым Некрасов полемизирует. Для автора это стихотворение стало неким манифестом, в котором он отразил свою жизненную позицию.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб, рифмы перескакивают с мужской на женскую. Рифмовка же определяется сложнее, так как автор неупорядоченно сменяет кольцевую, парную и перекрёстную, что внешне схоже с произведением Пушкина.

Образы и символы

В стихотворении есть два лирических героя: поэт и гражданин. В этих образах заключены конкретные идеи и смыслы.

  1. Например, гражданин — олицетворение идеологии революционных демократов. Он борется за права народа, ненавидит тиранию самодержавия. Он становится совестью, толкающей Поэта на действия и призывающей его к пробуждению: “Проснись: громи пороки смело…”. Гражданин — носитель активной гражданской позиции, взывающий к разуму Поэта во время горя народного. Он проводит сравнение между матерью и родиной, чтобы показать, как важно использовать свои таланты на благо отчизны. Для Некрасова это некий символ просветителя и человека, сеющего знания.
  2. Образ поэта, напротив, пассивен, труслив и мягок. Герой лишь оправдывается за своё бездействие. Это сатира на тех художников слова, которые лишь воспевают свои чувства, но не обращают внимания на то, что происходит у них перед глазами. Эгоизм и трусость слепят их. В конце стихотворения читатель видит его раскаяние за безынициативность и слабость. Он называет себя больным сыном больного века, ведь в 20 лет его «душа пугливо отступила»

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

Смысл

Гражданин уверен, что нельзя «в годину горя Красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать…». В этой фразе заключается основной смысл стихотворения, который призывает не только Поэта, но и весь народ к пробуждению, избавлению от ложных иллюзий и борьбе за свои убеждения. Он призывает нас отказаться от “логики презренной” и идти на подвиги.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — эта фраза составляет основной лейтмотив произведения, который убеждает читателя в том, что любое дело должно служить на благо Отчизне, в противном случае оно делается зря. Это и есть основная мысль стихотворения.

Средства художественной выразительности

Текст стихотворения богат художественно-выразительными средствами. Например, разнообразные и яркие эпитеты (звуков сладких, рьяный чтец, стих тягуч, дрожащей искрою) точно отражают авторскую мысль.

Также интересны метафоры (поэт, избранник неба, язвы родины своей). Помимо этого, автор проводит очень необычные линии сравнений (как будто вместо корабля, под ними твёрдая земля).

Для придания большей эмоциональности поэт применяет множество риторических восклицаний. Все эти средства выразительности речи создают напор, динамику и живость диалога Поэта и Гражданина, позволяя читателям сильнее проникнуться призывами к пробуждению нации от апатии.

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова

Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.

История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения«как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы» , чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших» . Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Читайте также:  Анализ стихотворения Приговор Некрасова

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н.А. Некрасов)

Полный анализ стихотворения «Поэт и гражданин», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, подразумевает полное раскрытие темы, историю создания, а так же разбор образов и символов, которые использовал автор.

Этот знаменитый поэт и писатель в основном принимал участие в борьбе за права народа. Его произведения очень ценятся потому, что при их написании автор ставил на первое место права рабочего и крестьянского класса. Отмена крепостного права и жизнь людей, после принятия данной реформы – это основная тема произведений Николая Алексеевича. В то время данное направление было уникально, поэтому и вызывает неподдельный интерес читателя.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Образы и символы стихотворения
  4. Темы и проблемы произведения
  5. Композиция
  6. Средства художественной выразительности
  7. Смысл произведения

История создания

Как и большая часть произведений Некрасова, стихотворение «Поэт и гражданин» посвящается теме социума, где он уделяет особое место теме поэта и поэзии в нашем мире. Над данным произведением автор трудится на протяжении года. Начав написание в 1855 году – заканчивает он его в 1856 году.

После печати в «Современнике» стихотворение вызывает неподдельный интерес и восторг у общественности, но принимается в штыки властью. На их взгляд, поэт призывает к революционным действиям. Это грозило Некрасову арестом по возвращению на родные земли, но его это ничуть не пугало. Данный выпуск журнала пришлось изъять из публикации, чтобы не раздувать дальнейший скандал.

Жанр, размер

Стихотворение «Поэт и гражданин» относится к гражданской лирике, где автор прибегает к использованию диалога между лирическими героями. Благодаря такому написанию очень хорошо можно увидеть весь гражданский конфликт. Он показывает все свое отношение к данной ситуации.

Размер данного стихотворения – это четырехстопный ямб, рифмовку же он использует перекрестную, парную и кольцевую. Именно это немного напоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Образы и символы стихотворения

В данном стихотворении две центральные фигуры – это поэт и гражданин. Благодаря их образам, автор передает определенный смысл и идею.

Гражданин – в его образе показывается идея революционной демократии. Он находится в состоянии борьбы, отстаивая права народа. Его образ олицетворяет совесть, которая призывает Поэта к борьбе и действиям.

Гражданин представляет активную позицию и пытается донести свою великую идею до Поэта. Сравнивая родину с родной матерью, он показывает всю значимость проблем родного государства. Он пытается объяснить Поэту то, что его талант необходимо использовать в их нелегкой борьбе. Нельзя сидеть, сложа руки.. Необходимо использовать все средства на благо Отечества.

Что же касается образа Поэта, то здесь мы видим полную противоположность Гражданина. Он трусоват, ему не хватает внутреннего стержня, активности и упорства. Он пытается оправдать свое нерешительное поведение. Это своего рода карикатура на тех творцов, которые полностью поглощены своим творчеством и совершенно не обращают внимания на события, которые происходят вокруг них. Дело в том, что они очень эгоистичны, и бояться кинуть вызов обществу.

Темы и проблемы произведения

Основной проблемой данного стихотворения является роль поэта и поэзии как таковой в обществе. Каким образом поэзия способна влиять на мнение общественности, и какую силу она несет. Некрасов считает, что в столь непростое время, основное назначение поэта – это творить для общественности и влиять на настроение толпы. Ведь большинство поэтов были очень эгоистичны, и в своих трудах лишь воспевали свои переживания и элементы своей личной жизни.

Поэт призывает творцов обратить свое внимание на те проблемы, которые происходят вокруг них в их государстве. И то, что талант необходимо направить на решение глобальных проблем, тем самым постараться помочь народному горю.

Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Растрачивая свой талант на написание совершенно бесполезных текстов, которые не несут никакой пользы народу, Некрасов считает невозможным. Он пытается донести всю важность их творчества для гражданского населения. В первую очередь он старается доказать это себе самому, потому что, как и многие другие авторы порой теряет уверенность в своих силах, и перестает видеть смысл и важность своего творчества. Когда человек сталкивается с трудностями, он теряет уверенность в своих силах. Поэтому, призывая творческих людей творить для народа, он показывает и самому себе, насколько важно его дело для людей и родины.

Проблемы, которые в своем творчестве затрагивает Некрасов, в первую очередь показывают всю ту нестабильность и враждебность, которая происходит в его стране. Обычных людей загнали в такие рамки, что они молча выполняют свою работу, и продолжают жить в бедности, граничащей с нищетой, но бояться высказать свое мнение открыто. Люди живут в постоянном страхе перед могуществом правителей. Что же касается господ, то их совершенно не интересуют проблемы народа, а так же они не собираются делать что-то для улучшения их жизни.

Основными проблемами стихотворения можно выделить следующее:

  • Полное безразличие господ к проблемам населения.
  • Отсутствие социального равенства населения.
  • Отсутствие возможности у простых людей исправить свое жизненное состояние, по той причине, что они полностью лишены каких-либо прав.
  • Неправильное поведение творческих людей по отношению к своему таланту.
  • Основные обязанности творческих людей, о которых они предпочли забыть, поставив на первое место собственные интересы.

Композиция

Композиционно стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина. Благодаря этому, Некрасову удалось показать одновременно две точки зрения. Как таковых строф в стихотворении нет, за место них автор использует реплики героев.

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Средства художественной выразительности

Благодаря большому количеству эпитетов, которые использует автор, стихотворение как нельзя лучше доносит истинный смысл. Большое количество метафор так же придают тексту большую яркость и выразительность.

Использование же риторических восклицаний, которые встречаются в диалоге Поэта и Гражданина, помогают читателю проникнуться основной идеей.

Совокупность всех этих средств художественной выразительности делают текст ярким, эмоциональным, способным достучаться до самых зачерствевших душ и сердец.

Смысл произведения

Основным смыслом произведения заключается в том, что автор призывает к пробуждению всего народа, а так же творцов, которые слишком уж увлеклись воспеванием природы и собственной жизни. Он толкает людей бороться за свои убеждения, а не отсиживаться где-то в стороне, пуская все на самотек.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Некрасов призывает людей любое дело делать на благо отечеству, ведь иначе оно не несет в себе никакого смысла. Истинный патриот, которому была не безразлична судьба его родины, не мог сидеть на месте, наблюдая за народным горем.

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 06.09.2018

Н. А. Некрасов — один из авторов, поднимающих самые болезненные темы русской жизни и всего народа. Будучи убежденным демократом, он имел собственное мнение по поводу предназначения поэта.

История создания

Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» было написано в период с 1855 по 1856 годы. Позже оно было включено в общий сборник автора, где работе отводилось почётное первое место.

«Поэт и гражданин» пропитан взглядами и идеями Белинского, которые повлияли на мировоззрение Некрасова, о чем свидетельствует стихотворение. Поэт нередко связывал свое творчество с Белинским и посвящал ему целые произведения.

Выпуск сборника вызвал огромный ажиотаж среди общественности, недовольство властей и официальной критики. Номер «Современника», где было напечатано творение, как и сам сборник автора, были изъяты из общего доступа с запретом к перевыпуску. Угроза закрытия журнала возникла из-за жёсткой критики в адрес правительства и революционных призывов, присутствующих в стихотворениях автора.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Некрасова написано в жанре гражданской лирики, так как сам Николай Алексеевич являлся приверженцем реализма даже в поэзии. В стихотворной форме он передавал важное общественно-политическое содержание.

Размер стихотворения ямб, типы рифмы — перекрёстная и кольцевая рифмовка. Произведение имеет вид диалога между гражданином и поэтом.

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа. Изображая гражданина и поэта, автор фактически делит себя на 2 части, пытаясь описать собственные чувства и их разногласия друг с другом. Каждый образ противопоставлен друг другу. По мнению Гражданина, поэт всегда должен быть голосом простых людей, быть на их стороне и выполнять свое предназначение не только как рифмоплета, но и как рупора народной власти. Гражданин — «отечества достойный сын», который пытается воодушевить поэта на дело во имя людей и общества.

Поэт же представлен как человек во власти хандры, заглушающий в себе все лучшие качества, которые можно направить на борьбу. Он мечется между двух огней, как метался сам Некрасов, которого современники не переставали обвинять в том, что он пренебрегает художественностью и образностью стиля. Те же слова ему говорит Гражданин, подчеркивая, что его сила не в красоте слога, а в том, чтобы воодушевить людей на борьбу. Автор показывает, что, несмотря на статус, он все равно обязан быть гражданином для своего народа и страны.

Темы и настроение

  • Основная тема стихотворения — определение роли поэта и поэзии в обществе. Автор настаивает на том, что творец должен тонко понимать свое время и делать то, что необходимо эпохе. Гражданин призывает собеседника осмотреться и понять, что в данный момент народу нужен голос, который озвучит его нужды и требования. Он сравнивает пушкинское дарование и то, чем наделен Поэт из стихотворения, и приходит к выводу, что они разные, потому что время изменилось. Сейчас нужна не красота слога, а сила голоса.
  • Другая тема – судьба народа. Большинство сладкоголосых певцов равнодушно к ней, но истинный поэт должен защищать интересы простых людей, обращать внимание общества на их горести. Пока власть играет мускулами и бахвалится, народ страдает под гнетом самодержавия, и есть только один человек, способный донести эту правду до высших чинов – поэт.
  • Еще одна тема – гражданское самосознание. Каждый человек должен найти в себе гражданина, которого заботит судьба страны. Только так народ сформирует деятельное и сознательное общество, которое будет отстаивать его интересы перед властью. Некрасов подает свой пример, ведь разговор Гражданина и Поэта происходит внутри него каждый раз, когда праведное негодование заставляет его браться за перо.

Настроение стихотворения – это мотивация к действию. Пока поэт лежит и ленится, его дело никто не сделает. Если вначале он думает, что поэзия – это то, что способно помочь народу, то в финале его мнение меняется. Гражданин силой своего пыла переубеждает его.

Основная идея

Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.

Смысл произведения — донести до читателей и авторов истинное предназначение таланта поэта. Некрасов призывает всех современников оглянуться вокруг и увидеть, как обстоят дела в стране, как живется обществу. Если ответы неутешительные, то необходимо использовать все свои силы, чтобы исправить ситуацию.

Средства художественной выразительности

Автор использует мнимую антитезу образов гражданина и поэта, их предназначений, но в финале доказывает, что эти понятия неразделимы.

Некрасов также применяет такие средства художественной выразительности, как эпитеты «ветер ласковый и сонный», олицетворение «сонная хандра соскочила», метафоры «сонная хандра», анафору «клянусь, я честно ненавидел!» и звукопись «и ласково любовь сулила…». Все примеры из текста привести нет возможности, так как их много, но если Вам чего-то не хватило, напишите, сделаем.

Ссылка на основную публикацию