Анализ стихотворения Приговор Некрасова

Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления

Штудии

Елена Доркина

Елена ДОРКИНА — ученица 11-го класса МОУ СОШ № 1, г. Нижний Ломов Пензенской области. Учитель — Алексей Константинович Васильев. Работа Елены получила диплом первой степени на X Пензенской областной научно-практической конференции школьников «Старт в науку» (27–28 марта 2008 г.).

Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления

В литературоведческих исследованиях не раз говорилось об использовании Достоевским самых различных материалов как автобиографического, так и литературного характера. Постараемся проследить путь художественной мысли писателя, проанализировав стихотворение Н.А. Некрасова «До сумерек» и «Сон об истязании лошади» из романа «Преступление и наказание».

Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека
Непосильную ношу влача. —
Клячонка стояла
Полосатая вся от кнута…

Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка

клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться…

Как видим, и Некрасов, и Достоевский описывают слабую, беззащитную “клячонку”, которая не в состоянии справиться с “непосильной ношей”. Связь стихотворения с эпизодом очевидна, более того, наблюдаются явные лексические совпадения.

У Некрасова описываемое животное называется “лошадь-калека”, “клячонка”. У Достоевского тоже употребляется слово “клячонка”. Создавая образ избиваемой лошади, писатель употребляет существительные с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами: “кобылёнка”, “лошадёнка”, с помощью которых, с одной стороны, подчёркивается невозможность бедного животного защитить себя, с другой стороны, показано сочувствие и сострадание автора и его героя к бедной “лошадёнке”.

Использованы Достоевским и некоторые некрасовские эпитеты. У Некрасова лошадь “чуть жива”, “безобразно тоща”, у Достоевского — “маленькая, тощая… клячонка”, “издыхающая кобылёнка”, “…этака лядащая кобылёнка”. (Лядащий [ледащий] — дрянной, хилый, тощий.)

С помощью художественных определений писателю удаётся создать образ замученного, доведённого до смерти, беззащитного животного, которое вызывает жалость и сострадание маленького Раскольникова. Писатель показывает всё самое чистое, доброе, человеческое, что есть в герое романа.

И вновь обратимся к фрагментам анализируемых произведений.

Вот она зашаталась и стала…
“Ну!” — погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) —
И уж бил её, бил её, бил!

. клячонка… кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся на неё, как горох… Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков. Миколка вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берёт её за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской… со всех сторон принимают её в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвёртый, мерно, с размаха… Миколка бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом…

При описании орудий истязания писателями используется приём градации. У Некрасова называется “кнут”, “полено”, у Достоевского — “три кнута”, “оглобля”, “шесть кнутов”, “железный лом”. Во сне упоминается ещё одно орудие убийства — топор: “Топором её, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий”. Герой, переживая увиденный сон, отождествляет себя с Миколкой: “Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу её череп…” Наяву позднее Раскольников топором убивает старуху процентщицу и Лизавету.

Обратим внимание на отношение некрасовского лирического героя и маленького Раскольникова к происходящему.

Я сердился — и думал уныло:
“Не вступиться ли мне за неё?”
В наше время сочувствовать мода.
Мы помочь бы тебе и не прочь,
Безответная жертва народа, —
Да себе не умеем помочь…

. Он бежит подле лошадки, он забегает вперёд, он видит, как её секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нём поднимается, слёзы текут…

Мальчик, единственный сочувствующий, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку…

Лирического героя Некрасова возмутила увиденная картина, но это явно рефлексирующий герой, остающийся “внутри себя” (“Мы помочь бы тебе и не прочь. да себе не умеем помочь”). Маленький Раскольников в эпизоде пытается защитить несчастную лошадь и бросается с “кулачонками” на истязателя.

Сходными в эпизоде и стихотворении является и ответная реакция народа, наблюдающего происходящее.

…Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко своё…

…Вдруг хохот раздаётся залпом и покрывает всё…

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падёт, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы любитель.

Писатели изображают равнодушную толпу, у Достоевского она даже озлобленная и злорадствующая. Но в эпизоде романа «Преступление и наказание» из толпы слышатся голоса, осуждающие действия Миколки:

“— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

— Видано ль, чтобы така лошадёнка таку поклажу везла, — прибавляет другой…

— Заморишь! — кричит третий…”

Подводя итоги своих наблюдений, мы приходим к следующим выводам. Стихотворение Н.А. Некрасова «До сумерек» представляет собой бытовую зарисовку, заострённую социально-психологически. Достоевский создаёт картину символическую. Некрасовские художественные образы, использованные Достоевским в контексте эпизода и всего романа и подвергнутые творческой переработке, становятся образами-символами.

1. От безымянного погонщика у Некрасова к жестокому Миколке, имеющему в романе своего антипода под таким же именем.

2. От некрасовской “лошади-калеки”, “клячонки” к “лошадёнке”, “кобылёнке”, “клячонке” и далее в романе к изображению несчастной Катерины Ивановны (“Довольно. Пора. Уездили клячу. Надорвалась. ”)

3. От “кнута” и “полена” к “трём кнутам”, “оглобле”, “шести кнутам”, “железному лому” и “топору”, которым совершается преступление.

4. От некрасовских “плачущих, кротких глаз” к “глазам савраски” (“…По глазам хлещи, по глазам…”, “…секут по глазам, по самым глазам!”) к “глазам” Лизаветы и Сони Мармеладовой.

5. От смеющейся толпы у Некрасова к равнодушной, хохочущей, поющей песню, злорадствующей толпе в эпизоде «Сон об истязании лошади» и к смеющейся, любопытной публике, наблюдающей за Катериной Ивановной и её детьми на улице Петербурга.

6. Отсутствие осуждающих жестокость в некрасовском стихотворении и народная точка зрения на происходящее во сне Раскольникова и в самом романе (мотив осуждения преступления, совершённого Раскольниковым, и самого Раскольникова).

Анализ стихотворения Приговор Некрасова

Первое пореформенное лето Некрасов провел, как обычно, в Грешневе, в кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью он вернулся в Петербург с целым “ворохом стихов”. Его друзей интересовали настроения пореформенной деревни: к чему приведет недовольство народа грабительской реформой, есть ли надежда на революционный взрыв? Некрасов отвечал на эти вопросы поэмой “Коробейники”. В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В “Коробейниках” он смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: “Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)”. Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии “Красные книжки” и распространял ее в народе через коробейников – торговцев мелким товаром.

“Коробейники” – поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши – старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского “многоголосия”, искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней – “Коробушкой”. Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а “бывалые”, много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы “умственных” крестьян, деревенских философов и политиков.

В России, которую судят мужики, “все переворотилось”: старые устои разрушаются, новое еще в брожении и хаосе. Картина развала начинается с суда над “верхами”, с самого батюшки-царя. Вера в его милости была устойчивой в крестьянской психологии, но Крымская война у многих мужиков эту веру расшатала. Устами старого Тихоныча дается следующая оценка антинародных последствий затеянной самодержавием войны:
Царь дурит – народу горюшко!
Точит русскую казну,
Красит кровью Черно морюшко,
Корабли валит ко дну.
Перевод свинцу да олову,
Да удалым молодцам.
Весь народ повесил голову,
Стон стоит по деревням.

В годину народного бедствия появляется в России целый легион прихвостней, ловких мошенников, наживающихся на крестьянском горе. Одной рукой бездарное правительство творит “душегубные дела”, а другой спаивает несчастных мужиков дешевой сивухой через рыжих целовальников калистратушек. С крестьянской точки зрения, народное пьянство – первый признак глубокого общенационального кризиса, первый сигнал надвигающейся катастрофы:
Ой! ты, зелие кабашное,
Да китайские чаи.
Да курение табашное!
Бродим сами не свои.
С этим пьянством да курением
Сломишь голову как раз.
Перед светопреставлением,
Знать, война-то началась.

Вкладывая в уста народа такие резкие антиправительственные настроения, Некрасов не погрешил против правды. Многое тут идет от старообрядческой семьи Гаврилы Захарова, костромского крестьянина. Старообрядцы не употребляли вина, не пили чаю, не курили табаку. Оппозиционно настроенные по отношению к царю-антихристу и его чиновникам, они резко отрицательно оценивали события Крымской войны. Картину развала крепостнической России дополняют наблюдения коробейников над праздной жизнью господ, проматывающих в Париже народные денежки на дорогие безделушки, а завершает история Титушки-ткача. Крепкий, трудолюбивый крестьянин стал жертвой всероссийского беззакония и превратился в “убогого странника” – “без дороги в путь пошел”. Тягучая, заунывная его песня, сливающаяся со стоном российских сел и деревень, со свистом холодных ветров на скудных полях и лугах, готовит в поэме трагическую развязку. В глухом костромском лесу коробейники гибнут от рук отчаявшегося лесника, напоминающего и внешне “горе, лычком подпоясанное”. Это убийство – стихийный бунт потерявшего веру в жизнь человека.

Трагическая развязка в поэме осложняется внутренними переживаниями коробейников. Это очень совестливые мужики. Они стыдятся своего торгашеского ремесла. Трудовая крестьянская мораль подсказывает им, что, обманывая своих же братьев-мужиков, они творят неправедное дело, “гневят Всевышнего”. Их приход в село – дьявольское искушение для бедных девок и баб. Вначале они – “красны девушки-лебедушки”, “жены мужние – молодушки”, а после “торга рьяного” – “посреди села базар”, “бабы ходят точно пьяные, друг у дружки рвут товар”. Как приговор всей трудовой крестьянской России своему неправедному пути, выслушивают коробейники бранные слова крестьянок:
Принесло же вас, мошейников.
Из села бы вас колом.

И по мере того как набивают коробейники свои кошельки, все тревожнее они себя чувствуют, все прямее, все торопливее становится их путь и все значительнее препятствия.

Поперек их пути становится не только русская природа, не только отчаявшийся лесник, напоминающий лешего. Как укор коробейнику Ваньке – чистая любовь его невесты Катеринушки, той самой, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенек”. В трудовых крестьянских заботах топит Катеринушка свою тоску по суженому. Вся пятая главка поэмы, воспевающая самозабвенный труд и самоотверженную любовь,- упрек торгашескому делу коробейников, которое уводит их из родимого села на чужую сторону, отрывает от трудовой жизни и народной нравственности:
Часто в ночку одинокую
Девка часу не спала,
А как жала рожь высокую,
Слезы в три ручья лила!

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

В ключевой сцене выбора дороги окончательно определяется трагический исход жизни коробейников. Они сами готовят свою судьбу. Опасаясь за сохранность тугих кошельков, они решают идти в Кострому “напрямки”. Этот выбор не считается с непрямыми русскими дорогами. Против коробейников как бы восстают дебри лесов, топи болот, сыпучие пески. Тут-то и настигает их ожидаемое, сбываются их роковые предчувствия.

Примечательно, что преступление “христова охотничка”, убивающего коробейников, совершается без всякого расчета: деньгами, взятыми у них, он не дорожит. Тем же вечером, в кабаке, рассказывает он всему народу о случившемся и покорно сдает себя в руки властей.

Не случайно в “Крестьянских детях”, созданных одновременно с “Коробейниками”, Некрасов воспевает суровую прозу и высокую поэзию крестьянского детства и призывает хранить в чистоте вечные нравственные ценности, рожденные трудом на земле,- то самое “вековое наследство”, которое поэт считает истоком русской национальной культуры:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

«Прости», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра (около 40). Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева, друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой. Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроём, успешно работали над журналом. Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» – один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюблённых. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже её характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары. Это стихотворение, подобно пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения – интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть всё плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая – чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюблённых. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение – бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передаётся с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури – светило любви, всходящее над влюблёнными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюблённых: тоска, унынье, озлобленье, слёзы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных – прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не. То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных (очевидно, редких) дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части (паденья – озлобленья, слёз – угроз) сменяются оптимистичными во второй (светило – всходило, путь – не забудь).

Давно отвергнутый тобою некрасов история создания. Анализ стиха давно отвергнутый тобою!! средства выразительности! Возможно вам будет интересно

Давно отвергнутый тобою Некрасов анализ стихотворения

1. История создания . На протяжении всей жизни был влюблен в одну женщину – А. Панаеву. Их отношения были очень непростыми. Достаточно сказать, что поэт жил в одном доме с возлюбленной и ее мужем.

В начале романа Некрасов был вынужден пойти на отчаянный поступок: во время прогулки с Панаевой он, не умея плавать, бросился в реку. Женщина была поражена таким бурным проявлением чувств и стала более благосклонна к поэту. Этот эпизод и вся история любви в целом легли в основу стихотворения “Давно – отвергнутый тобою”, написанном Некрасовым в 1855 г.

2. Жанр – любовная лирика.

3. Основная тема стихотворения – страдания от несчастной любви. В произведении реальный поступок молодого Некрасова видоизменен. Лирический герой, отвергнутый любимой женщиной, в отчаянии хочет покончить жизнь самоубийством. Однако потемневшие грозно волны вызывают в нем непреодолимый страх. Молодой человек остается в живых и в конце концов добивается взаимности.

Любимая женщина благословляет волны, которые сохранили жизнь лирического героя. Счастье поэта было не вечным. Прошло несколько лет, и он вновь испытал горечь и разочарование. Повторяется картина молодости на берегу реки. Но на этот раз есть одно существенное отличие: волны уже не пугают несчастного влюбленного, а словно бы “манят в глубину свою”.

4. Композиция стихотворения кольцевая. Начало и конец посвящены описанию двух одиноких прогулок страдающего влюбленного, которые разделяют “много роковых годов”.

5. Размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Глубина и сила страдания влюбленного поэта подчеркивается характерными эпитетами: “отвергнутый”, “роковою”. В основе всего стихотворения лежит антитеза, выраженная в словах “давно” и “теперь”. Водная стихия оживает благодаря использованию олицетворений: волны “приветливо яснели”, “грозно потемнели”, “грозят сурово”, “манят”. Большое значение имеет метафора “убитая душа”, предвещающая физическую смерть.

7. Основная мысль произведения заключается в том, что без любви невозможно жить. В первом случае сама природа предотвратила самоубийство лирического героя, так как еще была надежда на взаимность. Волны оказались правы и стали свидетелями счастливых прогулок влюбленных. В финале никакой надежды уже нет. Волны сами манят несчастного, потому что от мучений его избавит только смерть.

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Рассказчик вспоминает, как пришел на берег моря – на обрыв. Отвергнутый возлюбленной, он был готов броситься в воду. Вот только увидел в потемневшей воде дурной знак – предостережение. Он не сделал рокового шага. И после опять приходил на этот берег – с той самой возлюбленной. Она передумала, приняла его. И даже каждый раз благословляла волны, которые его не приняли. В третий не раз, но период пришел он на этот берег. Снова он отвергнут той самой возлюбленной – теперь это, после всего, что было, больней и тяжелей. Снова смотрит герой на воду, вспоминает прошедшее. Теперь волны не отталкивают его, а, наоборот, манят к себе.

Удивительное несовпадение внутреннего и внешнего. Когда юный отвергнутый герой был готов покончить с собой, но волны не были готовы его принять. Даже погода изменилась. Через года, волны будто манят героя, но он, хотя и в худшей, чем в юности, ситуации, не готов расстаться с жизнью. Поэт не делает выводов, не строит психологических теорий, но просто констатирует жизненный факт.

Анализ стихотворения Давно отвергнутый тобою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

Некрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство

Анализ стихотворения Блажен незлобивый поэт Некрасова

Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.

Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «На заре ты ее не буди…» было написано в 1842 году. В том же году оно было положено на музыку и стало народным романсом

Анализ стихотворения Приговор Некрасова

«Приговор» – лирическое произведение Некрасова, которое было написано в 1877 году, а именно ночью с 7 на 8 января. Автор пишет его, но при этом не вносит в очередной сборник, который скоро должен выйти в свет.

Любовная лирика никогда не занимала почетное место в творчестве Н. Некрасова, но была прекрасным способом открыть свою душу хотя бы на бумаге. Личная жизнь Николая Алексеевича складывалась тяжело из-за особенностей его характера. Он был склонен к апатии, иногда срывался и проводил ночи напролет за карточными играми. Тем не менее, на одном из званых вечеров поэт познакомился с Авдотьей Панаевой, женой известного франта Питербурга. Женщина была хороша собой и сразу же пленила сердце молодого Некрасова. Николай долго добивался ее любви. Искренность своих чувств он доказал, когда бросился в речку во время одной из прогулок. Вскоре сердце Авдотьи растаяло, и Николай переехал к Панаевым. Они так и жили втроем на протяжении 15 лет, что вызвало немало возмущений. После смерти Ивана Панаева Авдотья бросила Николая, оставив глубокий след в его душе. Эта необычная история любви навсегда осталась в строках стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…».

Тема произведения – страдания, вызванные несчастливой любовью. Н. Некрасов показывает, какие страдания может приносить человеку светлое чувство, утверждает, что оно может легко убить душу и толкнуть человека к самоубийству.

Ключевой образ стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…» – лирический герой, прототипом которого является сам автор. В первых строках читатель встречает лирического героя, который в одиночестве идет по берегам реки, вспоминая печальные моменты своих любовных отношений. Становится понятно, что он хочет покончить с собой, но его останавливает страх перед внезапно потемневшими волнами. Кажется, сами небесные силы пришли на помощь. Волны не зря стали преградой на страшном пути – вскоре возлюбленная ответила взаимностью.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Элегия

В произведении нет портрета любимой, единственная деталь – ее благословение в адрес волн, спасших лирического героя. Эта деталь показывает, что девушка любила его. Но счастье продлилось недолго и очередная неудача в любви снова приводит лирического героя к обрыву. На этот раз волны не отпугивают, а манят, что отчетливо указывает на внутреннее состояние героя. Совершил ли он задуманное, остается только догадываться.

Для передачи своих чувств автор соединяет психологические штрихи и пейзаж, которые дополняют друг друга. Реализуются они при помощи метафор: «полон думой роковою», «страх меня остановил», «любви и счастья полны», «убитая душа». Других художественных средств автор не использует, ведь его цель – не украшение, а передача чувств.

Стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…» не делится на куплеты, что соответствует содержанию. Все строки объединяются в целостный монолог, созданный из воспоминаний и сиюминутных переживаний. Н. Некрасов использует перекрестную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ритм стихотворения гармонизирует с общим настроением текста.

В стихе «Давно – отвергнутый тобою…» авто сумел рассказать половину своей жизни, но понять произведение полно можно только учитывая биографическую основу.

«Давно – отвергнутый тобою…» Николай Некрасов

Давно — отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней — любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь — один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…

Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою…»

Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства – непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил под одной крышей без малого 15 лет.

С этой удивительной женщиной, которая являлась законной супругой известного питерского франта и кутилы Ивана Панаева, поэт познакомился на званом вечере, который его будущая муза устроила в своем особняке. Она привечала у себя многих литераторов, в числе которых были Достоевский и Гоначров, Белинский и Герцен. Многие поэты и писатели, покоренные красотой Авдотьи Панаевой, пытались за ней ухаживать, однако не преуспели в своих начинаниях. Молодой поэт Некрасов оказался более изобретательным, и во время одной из речных прогулок начал шантажировать свою возлюбленную. В итоге ему не осталось ничего другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств. Именно с этого эпизода начинается стихотворение Некрасова, который признается, что, получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».

Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова, который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским вниманием. Тем не менее, спустя несколько лет они стали любовниками. Более того, поэт под предлогом аренды комнаты вскоре переехал в просторный особняк Панаевых, чем вызвал множество пересудов в светском обществе. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт описывает сдержанно упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья полны» . Некрасова не смущал любовный треугольник, хотя он постоянно закатывал своей избраннице сцены ревности, когда она удалялась на свою половину в компании законного супруга. Единственным мрачным моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.

Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом. Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто: она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов. Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины, стало объяснение с братом Некрасова, который обвинил ее в присвоении семейных денег. Все дело в том, что поэт завещал своей избраннице 10 тысяч рублей, и этот факт стал предметом публичной огласки. В итоге Некрасов «один, забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.

Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства – непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно – отвергнутый тобою», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил под одной крышей без малого 15 лет.

С этой удивительной женщиной, которая являлась законной супругой известного питерского франта и кутилы Ивана Панаева, поэт познакомился на званом вечере, который его будущая муза устроила в своем особняке. Она привечала у себя многих литераторов, в числе которых были Достоевский и Гоначров, Белинский и Герцен.

Многие поэты и писатели, покоренные красотой Авдотьи Панаевой, пытались за ней ухаживать, однако не преуспели в своих начинаниях. Молодой поэт Некрасов оказался более изобретательным, и во время одной из речных прогулок начал шантажировать свою возлюбленную. В итоге ему не осталось ничего другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств. Именно с этого эпизода начинается стихотворение Некрасова, который признается, что, получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».

Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова, который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским вниманием. Тем не менее, спустя несколько лет они стали любовниками. Более того, поэт под предлогом аренды комнаты вскоре переехал в просторный особняк Панаевых, чем вызвал множество пересудов в светском обществе. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт описывает сдержанно упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья полны». Некрасова не смущал любовный треугольник, хотя он постоянно закатывал своей избраннице сцены ревности, когда она удалялась на свою половину в компании законного супруга. Единственным мрачным моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.

Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом. Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто: она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов.

Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины, стало объяснение с братом Некрасова, который обвинил ее в присвоении семейных денег. Все дело в том, что поэт завещал своей избраннице 10 тысяч рублей, и этот факт стал предметом публичной огласки. В итоге Некрасов «один, забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.

(Пока оценок нет)

Сочинения по темам:

  1. Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
  2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
  3. Николай Алексеевич Некрасов – новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными.
  4. В середине сороковых годов Некрасов начал изображать в своей лирике современную ему действительность и полюбил в качестве основных персонажей выводить.

Главная » Методики обучения » Давно отвергнутый тобою некрасов история создания. Анализ стиха давно отвергнутый тобою!! средства выразительности! Возможно вам будет интересно

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Мысль» («Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…»)

Н.А.Некрасов был поэтом великой борьбы, защитником всех страждущих, гибнущих под гнетом нужды. Н.А.Некрасов — величайший сын своей Родины, он умел жить её невзгодами, проблемами. Всю жизнь Некрасовым владела грандиозная идея — идея народного освобождения.

Жизнь поэта — в его стихотворениях. Стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез».

Стихотворение «Мысль» было написано Некрасовым в 1838 году. Впервые оно было напечатано в том же году, в пятом номере журнала «Сын Отечества». Этот год был непростым для начинающего поэта. Отец направил его в Петербург для поступления в Дворянский полк. Но юноша, вопреки воле отца, держит экзамен в университет и зачисляется туда на правах вольнослушателя. Вследствие того, что Некрасов поступил по собственному разумению, он остался без поддержки отца, в том числе и финансовой. Молодому человеку пришлось зарабатывать на жизнь литературной деятельностью в различных журналах.

Литературные опыты начинающего поэта были оформлены им в виде сборника «Мечты и звуки», в который вошло и стихотворение «Мысль». Некрасов был недоволен своими первыми юношескими стихами и терзался сомнениями по поводу их опубликования. Николай Алексеевич решил посоветоваться с Жуковским. Тот ознакомился со стихами и посоветовал не издавать их. Но у Некрасова были обязательства по изданию данного сборника. Тогда Жуковский порекомендовал снять имя автора с обложки, и Некрасов подписал свою первую книгу инициалами «Н.Н.». Сборник «Мечты и звуки» был издан в 1840 году в типографии Егора Алипанова.

В марте 1840 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована рецензия Белинского на книгу «Мечты и звуки» (в нем присутствовало и стихотворение «Мысль»), выдержанная в довольно резких тонах. Это огорчило Некрасова. На тот момент Виссарион Григорьевич Белинский не мог и предположить, что спустя несколько лет судьба сведет его с Некрасовым, который станет его другом, коллегой и редактором журнала «Современник».

И хотя сборник «Мечты и звуки» подвергся критике, тем не менее значение его, как первой книги Н.А.Некрасова большое. Всё великое начинается с малого. «Мечты и звуки» — первый важный этап в биографии поэта, который впоследствии называл свою музу «музой мести и печали».

В книге «Мечты и звуки» стихотворение «Мысль» (1838 год) шло под шестым номером. Время, в которое Некрасов писал это стихотворение, принадлежит к числу самых печальных, как в русской жизни вообще, так и в литературе в частности. Жизнь, казалось, совершенно замерла и окоченела. Ни малейшего просвета в будущем, ни тени какого-либо движения в настоящем. В одном из своих стихотворений Некрасов писал о том, что после кончины Пушкина (1837 год) в русской литературе все было «пусто и мертво». Без Пушкина любовь к литературе в публике остыла, и некому было направить литературное движение к цели.

Читайте также:  Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Вот в такой обстановке появляется стихотворение «Мысль». Его можно отнести к жанру философской лирики. Философская лирика – это стихи, в которых лейтмотивом является смысл жизни, мироустройство, цель нашего пребывания на земле.

Стихотворение «Мысль» представляет собой размышление лирического героя на тему мировосприятия. В начале стихотворения лирический герой сообщает, что «спит дряхлый мир», и лишь остатки огня согревают его. Лирический герой сравнивает мир с обветшалым старцем: «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…» Настроение лирического героя – грустное, пессимистическое.

Далее происходит смена тональности, лирический герой оживляется, идёт рассуждение о том, что все меняется в мироздании, и, может быть, огонь трансформирует свою силу:

«И вспыхнет для тебя прекрасное былое.
И, может быть, распустится зерно
В тебе давно угасшей жизни силы…»

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Мысль», мы замечаем, как много в нем пессимистических нот. Но общеизвестно, что Некрасов — поэт, стихи которого больно сжимали сердце читателя.

Главная мысль стихотворения – произойдут ли изменения в мироздании, озарит ли мир новая мысль, проснётся ли он от дремоты?

Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении, следующие:

Эпитеты — печальный мир, отрадный покой, прекрасное былое, поддельный блеск.

Метафоры — дряхлый мир, пылающая душа, погаснувший день, заглохшие могилы.

Повторения – «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…», «Спи, старец, спи!», «И снова ты проснешься от дремоты, И снова, юноша с пылающей душой…».

Восклицания – «Нет! тот же всё проснулся ты…».

Стихотворение «Мысль» написано с применением сложной схемы рифмовки. Так, в первом четверостишии используется смежная рифмовка (схема аабб). Причем в двух первых строках первого четверостишия применена женская рифма с ударением на предпоследний слог в строке, а в третьей и четвертой строках используется мужская рифма с ударением на последний слог.

Начиная с пятой строки стихотворения, схема рифмовки становится более сложной. Вначале следуют четыре строки с кольцевой рифмовкой. Пятая строка стихотворения рифмуется с восьмой строкой , а шестая – с седьмой (схема абба).

Параллельно с этим восьмая строка используется как начало перекрестной схемы рифмовки: восьмая строка рифмуется с десятой, а девятая — с одиннадцатой. Общая схема рифмовки строк с пятой по одиннадцатую имеет следующий вид – аббавав. Такую же схему рифмовки Некрасов использует и в последних семи строках стихотворения.

Некрасов писал это стихотворение, будучи совсем молодым, ему было всего семнадцать лет, но даже его ранние строки, пронзительные, искренние, стремительно, неудержимо просились в душу читателя. И хотя считалось, что всё в них выражено слегка наивно, однако в этих строках просматривается серьезное, вдумчивое отношение к жизни. Перед читателем предстает не просто поэт, а мыслящая натура, предъявляющая свои требования и запросы к жизни.

В стихотворении мне понравилось то, что лирический герой не теряет надежду на обновление мира, на его развитие. Он верит, что забудутся старые годы, и мир будет жить жизнью молодой.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ лирики на примере стихотворения Н.А. Некрасова
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Анализ лирики – наиболее сложный вид творческой работы учащихся, максимально приближённый к научной. Успех анализа возможен при кропотливой совместной работе ученика и учителя. Использование плана анализа и действия по алгоритму с опорой на научную лексику, литературоведческие понятия в форме готовых клише помогают ученикам в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
План анализа лирического произведения25.5 КБ
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “В дороге”36 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения.

Шаг 1. Чтение и первичное восприятие текста. (Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнем заинтересовавшие нас слова, словосочетания).

Шаг 2. Отбор материала для анализа.

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта).
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада — реальные и фантастические черты; философское стихотворение — какие общие проблемы бытия затрагивает; лирическое стихотворение — особая выразительность чувств лирического героя; послание — кому адресовано и т. д.).
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т. д.).
  5. Художественные особенности:
  • как раскрываются категории времени и пространства;
  • как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  1. Особенности речи:
  • использование стилистически окрашенной лексики;
  • инверсия, повтор, антитеза;
  • параллелизм;
  • риторический вопрос, восклицание;
  • обращение;
  • особенности синтаксиса.
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • ритм (ямб — разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль — строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием — особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • строфика;
  • элементы звукописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения

Примечание. Это самый общий план анализа. Отнюдь не все перечисленные особенности текста встретятся в конкретном стихотворении .

Шаг 3. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

Предварительный просмотр:

Анализ лирики Н. А. Некрасова

План анализа лирического произведения

  1. Время и условия (если известны) написания стихотворения.

—Как отразилась личная судьба поэта и время в стихотворении?

— Стихотворение посвящено теме…

— Это произведение о …

— В стихотворении рассказывается о …, затронута тема …

— сонет — дружеское послание

— поэма — признание и т. д.

— От стихотворения веет …

— Произведение вызывает . заставляет почувствовать, настраивает на …

… радость, грусть, безмятежность, беспокойство, тревогу, успокоение, волнение, восторг, смятение и т. д.

  1. Основные образы произведения

Автор рисует образ (…).

Центральный образ стихотворения —(…).

Перед нами … главных образа — (…, …).

  1. На какие смысловые части можно разделить всё стихотворение и чему посвящена каждая часть? Как они связаны?
  2. Изобразительно-выразительные средства.

Не выносить в отдельную часть анализа. Об эпитетах, метафорах, сравнениях и др. уместно говорить почти в каждой части сочинения.

С помощью красочных, эмоциональных эпитетов «…», «…» автор создаёт образ лирического героя.

Выразительное сравнение «…» подчёркивает в образе автора … .

Неожиданная метафора «…» раскрывает основную мысль автора.

  1. Фонетические средства — аллитерация, ассонанс, звукопись.
  2. Синтаксические средства — вопросительные и восклицательные пред-

ложения, простые и сложные, бессоюзие, многоточие и т. п.

10.Художественные приёмы (стилистические фигуры): контраст, антитеза, параллелизм, градация и т. п.

11.— Какова идея стихотворения и как все вышеназванные средства и приёмы раскрывают идею (основную мысль) стихотворения?

12. Ваше впечатление от этого стихотворения.

13. Какую роль сыграло произведение в судьбе писателя или в жизни окружающих, или в литературе, искусстве.

  1. Не путать реального автора (Некрасова) автора как художественный образ и лирического героя, созданного Некрасовым.
  2. О бязательно включать цитаты из данного стихотворения.
  3. Повышает оценку умелое и уместное упоминание других стихотворений на подобную тему, со сходными образами и мотивами.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова

(1) Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге» написано в 1845 году.

Виссарион Григорьевич Белинский восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: « Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Что дало критику основание увидеть в Некрасове «истинного поэта»? (7-10,11) Можно сразу выделить три важнейшие стороны идейно-художественного своеобразия (основной мысли и её внешнего оформления): идеологическую, нравственную и эстетическую. (…) В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, лишённых даже права распоряжаться собственной судьбой. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства. Некрасов заостряет внимание на искалеченной по барской прихоти судьбе двух молодых людей. Беда не в том, что Груша не привычна к тяжёлому крестьянскому труду («Белоручка, вишь ты, белоличка»), не в том, что она гнушается работы («Грех сказать, чтоб ленива была»), а в том, что жизнь в барском доме лишила её физической силы и выносливости, необходимых русской женщине, чтобы выжить. Это чувствует сам ямщик: Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас…

Вина господ ещё и в том, о чём ямщик говорит мимоходом:

На какой-то патрет всё глядит

Да читает какую-то книжку.

Грушу томят духовные страдания. На какой портрет смотрит она? Может быть, женщина видит человека, которого раньше любила? А ещё более вероятно, что это портрет писателя или поэта, с книжкой которого Груша не расстаётся; человека, вызвавшего в ней стремление к осмысленной жизни, к свободе, к счастью. И физические тяготы ей менее страшны, чем духовное одиночество. Ямщик не в силах понять ни её игру на «варгане», ни заботу о сыне, которого она «учит грамоте, моет, стрижёт»… Отсюда вывод — «…Погубит она и сынишку».

Рядом с Грушей нет никого, кто бы её понял. Какова же судьба образованной крестьянки? Перед нами драма русской женщины, которой мы не можем не сочувствовать. Она, «без вины виноватая», страдает более всех. Даже муж называет её «злодейка-жена». А всё злодейство её состоит в том, что у неё нет сил ни физических, ни духовных. Но и ямщику досталась тяжёлая доля. Он искренне жалеет жену, сокрушается, что она вот-вот сойдёт в могилу. Его ли вина, что он не в состоянии понять жену? Он не «томит» Грушу тяжёлой работой, почти не бьёт. Он тоже достоин жалости, так как является жертвой господ: женили его помимо воли, согласия в доме нет, впереди — вдовство и одиночество. Каприз господ изломал жизнь обоим: нравственные, психологические и социальные причины трагедии крестьянской семьи взаимосвязаны. Таким образом, лирика у Некрасова вбирает в себя элементы социально-психологической прозы. (3)Поэт выбирает для этого жанр диалога двух персонажей — рассказчика и ямщика. В дороге между незнакомыми людьми легко завязывается откровенный разговор, перешедший в излияние душевной драмы ямщика.

(5)Необходимо отметить, что автор в данном случае не совпадает ни с одним из своих лирических персонажей: он стоит и за «барином», и за «ямщиком». Каждый из героев говорит «от себя» и видит свой мир, а автор объединяет оба эти мира в своём повествовании. Жизнь представлена многослойно, страдание почувствовано вдвойне, даже втройне. (8-10) Мы слушаем простой, бесхитростный рассказ ямщика с обилием просторечий и искажённых слов — и нам явственно представляется жизнь простого человека с её привычками, укладом, традициями. Мы задаём ямщику вопросы вместе с его седоком — и понимаем грусть и мучительные раздумья «барина» о судьбе своего народа. (13) И вместе с автором горько восклицаем:

Ссылка на основную публикацию