Анализ стихотворения Некрасова Родина

Родина Некрасов

Содержание произведения

Поводом для написания стихотворения стало посещение Некрасовым родового поместья в селе Грешнево, которое находилось в Ярославской губернии. Именно в старом доме жил его отец и его предки. Как вспоминает поэт, жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата, пьянства и измываниями над крестьянами. При этом самих крестьян автор представляет в образе подавленных рабов, которые находились в таком положении, что могли позавидовать даже жизни хозяйского скота.

Родина


И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег.
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной.

Вот темный, темный сад. Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил. о! знаю, знаю я.
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы.
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил.

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила.
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом. Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,-
А встарь. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал. Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье.

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой.
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым,-
Всему начало здесь, в краю моем родимом.

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада,-
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Сам поэт родился и провел детство в поместье. Однако про детские годы он вспоминает совсем не с радостью. Подавленный тиранией деспота-отца, он научился терпению, ненависти к буржуазии и острому чувству сопереживания угнетенным крестьянам. Юношеские годы, проведенные в родовом поместье, не оставили светлый след в душе поэта.

Отдельное место в воспоминаниях Николая Некрасова отводится судьбе женщин не только в крестьянских семьях, но и в богатых усадьбах. Так, свою умную, гордую, красивую мать автор невольно обвиняет в том, что она всю жизнь терпела издевательства со стороны отца, при этом сохраняя надежду на светлое будущее. Однако ежедневное пренебрежение ею со стороны невоспитанного мужа, содержание им молодых крестьянок в наложницах, причиняло образованной аристократке невыносимую боль. Именно отец, по мнению автора, свел мать в могилу. Однако и на смертном одре, в последнем вздохе, она прощает деспота.

Судьба сестры также описывается Некрасовым, как полная страданий. Наученная матерью терпению, девушка все же не выдержала позора, вышла замуж за нелюбимого человека и рано умерла. Но автор подчеркивает тот факт, что, даже в гробу, и мать и сестра сохраняют холодное и строгое великолепие.

Особое место в стихотворении Некрасов отводит своей няне. Он с нежностью описывает бесконечно добрую, по-своему вредную женщину, к помощи которой он прибегал при каждом случае. Несмотря на то что в классической русской литературе няня всегда позиционируется как положительный образ, лирическим героем она воспринимается неоднозначно. Воспоминания, приносящие автору благоговение и радость, очень редки. В душе поэта от детства и юношества остались только непонимание и боль.

Наверное, именно поэтому представшее взгляду Некрасова разрушенное поместье, выжженные поля, свободно гуляющий скот, отсутствие крестьян, слуг и даже собак, доставляют автору радость. Покосившийся дом в его представлении становится символом окончания страданий, пережитых простыми людьми на этой земле, где и самому автору приходилось быть помещиком и вести хозяйство. Одной из причин такого запустения автор видит бесконечный «гул подавленных страданий».

Анализ стихотворения Родина

К 1846 году Николай Алексеевич Некрасов был уже состоявшимся публицистом, имеющим свой ярко выраженный стиль и сформировавшиеся взгляды на происходящее вокруг. Отличительной чертой произведений поэта является неприкрытая правда, искренняя любовь к Родине и легкая ирония. При этом многие произведения явно показывают противоречие, разрывающее душу автора и его литературных героев. Оно заключается в благоговении перед бескрайними родными землями, полями, лугами, необъяснимой русской душой и, в то же время, полным отрицанием существующего крепостного строя, бесконечного и неконтролируемого угнетения и издевательства над простыми людьми.

Стихотворение Родина показывает читателю всю порочность существующего режима, порождающего таких людей, как отец автора и многие соседские помещики. Безнаказанность, которую обеспечивало их положение, приводила к тому, что мишенью их издевательств мог стать кто угодно:

И только сам тиран, со слов автора, мог чувствовать себя вольготно и свободно дышать. На это с легкой иронией указывается в последних строчках стихотворения.

История создания произведения

Идею написания стихотворения о родном доме Некрасов вынашивал на протяжении долгого времени. Главным толчком к началу работы стало общение с известным литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским. Изначально стихотворение задумывалось как описание конфликта между внутренним миром литературного героя и существующим строем. Черновое название – «Старые хоромы».

Первая часть Родины была написана автором в 1844 году. На продолжении работы настаивал сам Белинский. Оконченное в 1846 году литературное произведение было дополнено образами женщин и их судьбы в России того времени. Впервые опубликована Родина была только 1856 году. Цензура долгие десять лет не пропускала произведение в печать. Главной причиной этому стало то, что основная идейная мысль выходит далеко за пределы обычного автобиографического повествования. Произведения Некрасова всегда отличала тщательная прорисовка крестьянской тематики. В его произведениях как поэтических, так и в прозе, нет места мелодраме и романтике. Они насыщены духом русского народа, его мыслями, надеждами и реалиями.

Детство и юношеские годы поэта

Поскольку стихотворение Родина имеет автобиографическую основу, стоит рассмотреть детские годы поэта и особенности его ранней лирики. Именно к этому этапу творческой жизни относят Родину.

Родился автор 21 ноября 1821 года в городе Немиров. Отец будущего великого писателя — Алексей Сергеевич, военный, вышедший в отставку и уехавший с семьей в село Грешнево. Мать — Елена Андреевна Закревская, дочь богатых поляков, вышла замуж по любви, против воли родителей. Именно она стала прообразом русской женщины, которым пронизаны все произведения Некрасова. Всего в семье поэта было тринадцать детей.

Алексей Сергеевич имел множество пагубных привычек, которые усугублялись полной безнаказанностью и отсутствием сопротивления со стороны домашних. Отец поэта отличался склонностью к азарту, много играл в карты. Когда в 1824 году семья Некрасовых переехала в поместье, состояние его было плачевным. Поэтому Алексею Сергеевичу пришлось занять место исправника. Он много ездил по ближайшим деревням, в поездки часто брал с собой маленького Николая. Поскольку должность исправника влекла за собой решение некоторых проблем, с детства поэт был свидетелем унижения и притеснения простого народа.

Мать мальчика с детства прививала ему любовь к литературе, музыке, искусству. Именно эта красивая, образованная женщина познакомила мальчика с творчеством Данте, Шекспира, Пушкина и т. д. Свои первые стихотворения Некрасов написал уже в шесть лет. От отца ему достались любовь к охоте, которая видна по его литературным произведениям, и пагубная страсть к картам.

Обучение в Ярославской гимназии не удовлетворило мальчика. Практически не уделяя времени учебе, Некрасов много читал, пробовал себя в поэзии. Его оценки становились все хуже. В итоге, после того, как будущий великий поэт остался в пятом классе на третий год подряд, отец принял решение об окончании обучения и поступлении в военное училище.

Переломным моментом в биографии Некрасова стала встреча с Глушицким, в Петербурге, в 1838 году. Знакомство с гимназистами пробудила в будущем поэте жажду к обучению. Поэтому, несмотря на сопротивление отца и угрозы оставить наследника без средств к существованию, Николай поступил в Петербургский университет. Долгие годы лишений и голода сформировали характер поэта. Уже в 1840 году он издал первый сборник произведений «Мечты и звуки». Однако он не получил положительных отзывов критиков.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Родина» (с планом)

В лирике Н.А.Некрасов придерживался своей, особой линии. Поэт всегда старался объединить свой голос и голос народа. Дарование Некрасова, как художника, состоит в умении дать одной чертой социальное обобщение. Индивидуальные черты образов Некрасова преисполнены максимальной типичности.

Важное место в творчестве Н.А.Некрасова занимает стихотворение «Родина». Оно создавалось на фоне живого общения автора с В.Г.Белинским.

Какова история создания стихотворения «Родина»? Произведение под столь значимым названием было написано Н.А.Некрасовым в 1846 году, а издано лишь в 1856 году. Одним из вариантов его названия было «Старые хоромы (Из Ларры)» с посвящением брату И.И.Панаева Валерьяну Панаеву. Подзаголовок «Из Ларры» был фиктивным, он неоднократно использовался Некрасовым в целях цензурной маскировки.

Долгое время стихотворение «Родина» не пропускалось цензурой, и не печаталось в литературных изданиях.

Стихотворение «Родина» была написано Некрасовым в два временных периода. Начало этой поэтической работы в 1844 году приветствовал В.Г.Белинский. Ему нравилась тема и ход мыслей автора, и критик настаивал на продолжении; завершена работа над стихотворением была лишь в 1846 году.

В основе стихотворения лежит конфликт между лирическим героем и поместно-деревенским миром. Автор не жалеет красок, чтобы показать ненависть лирического героя к дворянскому усадебному быту. Лирический герой Некрасова – человек, размышляющий о прошлой жизни родового имения, о горестной судьбе своей матери, сестры и о своей собственной судьбе.

Развитие событий в стихотворении «Родина» происходит по следующему сценарию: лирический герой возвращается в места, где он рос и взрослел, «где жизнь отцов» протекала средь пиров и чванства, где он научился «терпеть и ненавидеть». Перед нами безрадостная картина — пустая, бесплодная жизнь барского дома, где нет места мысли, добру, а есть тирания, деспотизм. Здесь рой рабов завидует жизни «барских псов».

Лирический герой несчастен. Он переполнен злобой и хандрой.

Дальнейшее развитие сюжета стихотворения потребовало ввода новых персонажей. Первый из них – мать героя. Лик матери в стихотворении «болезненно-печальный». Почему льются слезы, почему жизнь матери фактически сгублена? Всё это произошло по причине несчастливого замужества. Когда-то молодая, красивая женщина была отдана «угрюмому невежде», который и стал её губителем.

Не лучшая доля выпала и сестре лирического героя. Торопясь уйти из ненавистного дома, она вручила свою судьбу тому, кого практически не знала, не любила. Судьба сестры сложилась до крайности трагично.

Далее перед нами предстает третий женский образ – няни. Няня в русской литературе, как правило, типаж положительный. Но в стихотворении «Родина» у лирического героя проявились задатки отрицания этого образа. Доброту няни он называет «бессмысленной и вредной».

В заключительной строфе стихотворения все точки над «i» расставлены. Лирический герой констатирует: «срублен темный бор», пришел в негодность «пустой и мрачный дом», которому так знакомы страдания и боль. А был ли в этой усадьбе тот, кто чувствовал себя привольно? Да.

«И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…»

Читайте также:  Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай)

Отец лирического героя, крепостник, представлен в стихотворении человеком деспотичным. Таким же по натуре был и отец поэта Некрасова.

Да, стихотворение не лишено автобиографических мотивов. И движущей силой к появлению «Родины» стала поездка Н.А.Некрасова в родовое гнездо, усадьбу отца Грешнево в 1845 году. Но не следует сильно развивать автобиографическую составляющую. Два полюса, два противоположных типажа – суровый отец и смиренная мать – это довольно-таки известная конфигурация литературного приема из разряда романтических антитез.

Кроме того, уже в зрелом возрасте Некрасов отрекся от ряда обличительных оценок в адрес своего отца. Поэт допустил, что его родитель-крепостник был не лучше и не хуже людей его положения.

Какое место занимает стихотворение «Родина» в творчестве Некрасова? Оно относится к раннему периоду творческой биографии.

Главная тема стихотворения «Родина» – тема деспотизма и угнетения, выходящая далеко за рамки семейной хроники.

Главная сюжетно-тематическая ситуация стиха – «возвращение на родину».

К какому направлению в лирике принадлежит это произведение Некрасова? Стихотворение «Родина» принадлежит к гражданскому направлению в лирике.

Жанр стихотворения – ностальгическая элегия. Её узнаваемые черты – мотивы разочарования, несчастливой любви, ранних утрат и прозрения. Её синтаксическое построение – «где… где… где…».

«Где рой подавленных…»
«Где было суждено…»
«Где научился я…»

Но рассматриваемая нами элегия Некрасова – это элегия особого рода. Хотя и начинается она классически безмятежно:

«И вот они опять, знакомые места…»

Далее мы ждем традиционного умиления и восторгов, полагающихся в случае возвращения на родину. Но нет! В противоположность классическим канонам, начиная уже со второй строки происходит некий переворот в сознании, и мы видим лирического героя уже с совершенно другим настроем.

Чувство стыда, ненависти, скорби превалируют, ностальгические нотки пропадают вовсе. Идет обесславливание барского имения, и это продолжается практически до последней строки стихотворения.

Проблематика стихотворения
Какие проблемные вопросы подняты в этом произведении? Проводя анализ стихотворения «Родина», можно констатировать, что в нём затронуты вопросы обличения крепостничества, деспотизма, бесправия. Беспредел, ужас и безысходность самодержавной России красной нитью проходит через всё произведение.

Трагизм судеб матери и сестры лирического героя – это не частный случай. Тирания, рабство, угнетение – всё это было «визитной карточкой» самодержавия.

Есть неизменное выражение – «дворянское гнездо». В русской классике это понятие на слуху. Некогда процветавшие, а со временем пришедшие в полное запустение, эти «гнезда» обычно вспоминаются с определенной грустинкой. Но только не в стихотворении «Родина». Настолько в этом доме все было плохо, что затаенной грусти, милым воспоминаниям здесь нет места.

Стихотворение «Родина» написано в форме монолога.

Размер стихотворения — шестистопный ямб со смежной (парной) схемой рифмовки строк. Своеобразие стихотворению придает чередование мужской и женской рифмы через каждые две строки.

Средства художественной выразительности стихотворения Некрасова «Родина»
Эпитеты — знакомые места, бессмысленное чванство, темный сад, несбыточная надежда, старый дом, летний зной.

Метафоры — огонь томительный, тяжелый … час.

Обращения — … мать моя!, … сестра души моей!, Ах, няня!

Восклицания — о! знаю, знаю, я!

Мне понравилось стихотворение Некрасова «Родина» тем, что, несмотря на нарисованную в нем неприглядную картину, не всё так минорно и уныло. С отрадой лирический герой видит то, что «срублен темный бор», а темный – символ всего дремучего, отставшего; валится и ненавистный дом, с которым связано много отрицательного. А коли так, то не все еще потеряно, придет и новая жизнь, в которой нет места тирании и притеснению.

План анализа стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»

2. История создания стихотворения «Родина»

3. Краткое содержание стихотворения

4. Автобиографическая составляющая в стихотворении «Родина»

5. Место стихотворения в творчестве поэта

6. Главная тема стихотворения «Родина»

7. Жанр стихотворения

9. Размер стихотворения

10. Средства художественной выразительности

11. Чем мне понравилось стихотворение «Родина»

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ стихоторения Некрасова Родина

Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье. В его произведении Родина очень живо прописана тема разницы слоев населения. Это стихотворение было написано вовремя его славы, которую он добился уже в зрелом возрасте. Этим стихотворением он обращается в своему детству и воспоминаниям из него.

В семье Некрасова было много детей, а так как отец его был отставным поручиком и славился своим тиранством, детство его напоминало жизнь в атмосфере казармы. Мама Некрасова, вышла замуж не спросив благословения родителей, и очень скоро была разочарована выбором супруге так как он начал показывать свою жестокость и неуравновешенность. Николай Алексеевич, свою мать вспоминает как весьма умную и терпеливую женщину. Она, несмотря на оскорбления мужа, не шла против него, даже несмотря на то что он унижал не только ее, но и все семейство. Таким образом можно сказать что Некрасов вырос в тяжелой семейной обстановке. Именно поэтому в стихотворении «Родина» очень много мрачных моментов и царящей несправедливости.

Единственной радостью для Некрасова была его няня, к которой он убегал когда совсем было невыносимо терпеть жизнь. Но ее доброту он считал бессмысленной, так как она могла дать ее только на тот миг, который находилась рядом. Из произведения очевидно что отец, не только измывался на его матерью, но и довел ее до могилы. Так же поступал он и с многочисленными любовницами. Автор уверен, что этот период жизни был для него проклятьем, после которого остались только воспоминания вызывающие ненависть и злобу. Поэтому описывая разрушенное поместье, которое он увидел через много лет, дало ему большое облегчение и радость. Тем самым он похоронил все воспоминания о своем ненавистном прошлом, которое приносило ему столько боли и горести.

Некрасов был совсем молодым, когда решился сбежать из дома, где кроме отца никто не был счастлив, за что был проклят им и тем самым лишился наследства. Поэтому описания в стихотворении были очень правдивыми.

Вариант №2

Некрасов входит в немногочисленное число поэтов, которые были фанатами реализма. Многие работы Некрасова показывают все стороны общества, подчеркивая линию между помещиками и обычными людьми. То есть, Некрасов в своих работах доводил читателю жизнь, такой какая она есть на самом деле без приукрашенный. Представителем такого стиля является работа Некрасова «Родина». Стихотворение было написано в 1847 году. В этой работе Некрасов показывает читателю свои детские воспоминания. Это было навеяно недавним визитом в родовое имение.

Для Некрасова его детство выдалось не лёгким. У поэта в семье было 13 детей, а так как отец был отставным поручиком, то в доме был установленный жёсткий казарменный режим. Мама поэта была красавицей и не дожидаясь разрешения родителей вышла замуж, но вскоре пожалела о браке. Отец Некрасова был жестоким и буйным человеком, и в такой жесткой обстановке рос поэт. Отец Некрасова мог издеваться над крепостными и детьми. У поэта дом на всю жизнь стал ассоциироваться жестокостью и мраком. Некрасов подчеркнул для себя важные вещи из жизни в доме. Поэт научился терпеть и одновременно ненавидеть. Так же именно в родном доме Некрасов впервые почувствовал себя помещиком, причем ему было очень стыдно за это.

По поводу своей матери Некрасов отзывается очень хорошо. Он писал, что она красивая и образованная женщина, к тому же очень сильная, ведь терпеть всю жизнь такого мужа не каждая женщина сможет. Но, несмотря на силу духа, мать Некрасова никогда и мысли не имела о том, чтоб пойти против своего мужа. Так она всю свою жизнь молча переносила все выходки мужа тирана.

Вникая в произведение «Родина» сущность отца Некрасова проясняется, причем проясняется еще в худшую сторону. Из стихотворения можно понять, что отец сгубил не только мать поэта, в могилу отец Некрасова вел и многих других женщин, которые встречались ему. Выходит, так что единственным лучом света в доме Некрасовых, для поэта была няня. Всегда, когда ему было трудно или нужен был совет, поэт прибегал к ней. Но, вопреки всему доброта и понимание няни не радует автора, он говорит, что общение с няней убивает его сильнее, чем жестокость и злость, царившие в доме. В стихотворении Некрасов и подчеркивает это в строках: «отрадного душе воспоминанья, нет». Все время, которое автор провел в родительском доме пробуждают в нем плохие чувства, злость и ненависть. Для Некрасова все эти годы являются неким проклятием.

В стихотворении видно, что после посещения через многие годы родового гнезда, у Некрасова появилось чувство отрады. Данное чувство является искренним, и оно действительно оправданно. Некрасов еще был юным и ему пришлось уезжать в Санкт-Петербург. Отец, провожая его, словно проклинал и говорил, что никакого наследства поэту не видать. Вышло так, что в семейном доме никто не хотел жить. Некрасову даже через многие годы, как бы слышался голос страданий в доме. В итоге, один человек мог по-настоящему счастливо жить в этом доме – это отец Некрасова.

По плану 10 класс, 9 класс, История создания

Картинка к стихотворению Родина

Популярные темы анализов

Слияние человека и природы – тема, которая просматривается в лирике Афанасия Афанасьевича Фета во всем многообразии и многоголосии. Природа становится средством выражения наслаждения, радости, эстетического потрясения поэта.

Эти четыре строчки, написанные на клочке бумаги – самые короткие, самые известные и самые цитируемые по сей день стихи Ф. Тютчева. Они были написаны за границей, где поэт прожил более 20 лет.

Стихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

Произведение “Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым,

Супружеские отношения поэта со своей супругой были весьма непросты. Они были знакомы еще с ранних лет, сначала дружили, потом он в нее влюбился. Ахматова, в свою очередь, хотела встретить принца, давно придуманного ею.

Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации. При этом Некрасов, который не отличался романтизмом и сентиментальностью, также прошел через подобное, когда необходимо обратиться к матери за помощью. При этом автор часто упоминал о том, что его мать страдала от деспотичного супруга, который не уделял ей достаточно внимания, а предпочитал проводить время в компании друзей и развлечений.

Он вынужден рано покинуть отчий дом, поэтому самостоятельно зарабатывал на жизнь давая частные уроки. В этот период времени он ни разу не возвращался домой к родителям, а его детские воспоминания приходят позже, он понимает, что умирает от неизлечимого заболевания, поэтому за несколько месяцев до того, как расстаться с жизнью он пишет стихотворение, посвященное родному дому, под названием «Великое чувство! У каждых дверей…». В этом произведении он понимает, что единственным нежным и любящим человеком является мама, поэтому вспоминает о ней с особой любовью и заботой.

Любовь к маме закладывается еще в момент рождения, даже до того, как он появляется на свет между ребенком и мамой закладывается постоянная связь. Но понимание и осознание подобных чувств приходит позже, когда человек фактически находиться на пороге собственной смерти. Именно маме человек может поведать свои глубинные тайны и мечты, которые не может рассказать больше никому. Он уверен, что даже смерть не может разорвать подобную связь. Все, кто соединен кровными узами, сохраняют подобные связи и после смерти. Некрасов называет подобную связь великим чувством, которое необходимо сохранить в душе.

Любовь к матери гораздо сильнее, чем обычные чувства. Перед смертью Некрасов опубликовал целый сборник стихотворений, которые посвятил любимому человеку – маме. Он всегда думал о ней, как о самом дорогом и близком человеке. При этом его отчасти терзают чувства жалости и сожаления о том, что не смог провести рядом с ней достаточное количество времени. Он рано ушел из дома и потерял возможность регулярно с ней общаться, теперь смотря в глаза собственной смерти и понимая свою близкую кончину, он жалеет о том, что не находился рядом с ней. Мама для него дорогой человек, обделенный любовью и заботой в нужный момент, ей всю жизнь пришлось жить с мужем, который не уделял ей внимание и тиранил.

Читайте также:  Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

Вариант 2

Простые и банальные наблюдения за миром порой позволяют понять довольно глубокие факты, в том числе и относительно того какова внутренняя структура человеческой личности. Для всех людей существуют фундаментальные основы.

Каким бы не был человек, он регулярно спит и регулярно видит сны, испытывает чувства. Даже если биография его нестандартна, он тоже имеет родителей, опыт общения с другими людьми. Внешняя непоколебимость зачастую скрывает за собой простые человеческие чувства, которые свойственны всем.

Наибольшее количество людей в этом мире появившись на свет практически сразу оказались в объятиях матери. Именно эти материнские объятия стали первым приветствием от мира и для большинства людей они стали залогом возможности счастья и принятия в этом мире. Ведь, когда беззащитное существо появляется его сразу прижимает к себе нечто более сильное, доброе и заботливое.

Поэтому материнская любовь нередко возводится в ранг определенного идеала, чего-то невероятно бескорыстного. Именно материнская любовь во многом является синонимом любви высшей. Об этом пишет Некрасов, называя, то как ребенок к матери «великим чувством».

Некрасов в этом стихотворении говорит не о великом чувстве материнской любви, но о тяге человека к этой любви. Ведь на самом деле практически каждому хочется защищенности и покоя, возможности иметь невероятно близкую и бескорыстную заботу, которая обуславливается только чистой любовью. Поэт пишет о том как «дети зовут матерей» и действительно этот зов раздается повсюду.

Однако, идет ли тут речь только непосредственно о чувствах между матерью и ребенком. Как мы поняли ранее «у каждых дверей» возможно услышать о великом чувстве, которое взывает к бескорыстной любви. Такая любовь воплощается через матерей по всему миру, но на самом деле представляет собой не просто физиологический инстинкт или нечто подобное.

Речь идет об идеале, который недостижим более никаким иным образом. Ведь недаром говорят о материнской любви как наиболее сильной в этом мире. Пожалуй, в какой-то степени с этим следует согласиться и тогда мы легко понимаем, почему такое чувство называется великим.

Оказавшись в мире полном пороков и разочарований, многим людям хочется вернуться к какой-то истине, чем-то устойчивому и настоящему и тогда они взывают именно с этим великим чувством. Не зря Некрасов в завершении стихотворения говорит именно о муках, когда люди вспоминают собственных матерей. Таков факт, который запечатлевается и в разговорной, бытовой культуре «звать маму», «прятаться за юбкой» – все эти выражения на самом деле тоже на примитивном уровне говорят о великом чувстве, потребности возврата к какому-то чистому источнику любви.

Если говорить более глобально и абстрактно, то возможно такое чувство вообще является тягой к чему-то божественному или трансцендентному. Намерением отдать себя какой-то любящей силе. Ведь такое намерение в глубине есть практически у каждого.

Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей по плану

Великое чувство! У каждых дверей

Возможно вам будет интересно

Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.

Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

План-конспект урока по литературе “Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»”
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок с элементами педмастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan-konspekt_uroka_po_literature.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова

в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»

Урок с элементами педмастерской.

  1. сформировать представление о том, как нравственные идеалы Н.А. Некрасова воплотились в его поэзии;
  2. совершенствовать навык аналитического чтения поэтического произведения; развивать творческое мышление учащихся;
  3. способствовать воспитанию уважительного отношения к матерям, стремление заботиться о них.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, репродукция картины В.Г. Перова «Тройка», репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание», репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», аудиозапись (Эния, «Память деревьев»).

1. Организационный момент урока.

Звучит музыка («Память деревьев», Эния).

Учитель читает стихотворение В. Коротаева

«О вера наших матерей…»

О вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера

В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке,

Не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.

Уж матери – такой народ –

Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся, пройдёт»,

И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни,

Взыскательно и терпеливо.

И – не крикливые – они

Не почитают это дивом.

И просто нипочём года

Их вере, трепетной и нежной,

Вот только мы-то не всегда

Оправдываем их надежды.

Мама – самый близкий, самый дорогой человек в жизни каждого из нас. В жизни Н.А. Некрасова мама сыграла очень важную роль: она научила его добру и честности, привила ему любовь ко всему живому, научила видеть прекрасное. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать о жизни и творчестве Н.А. Некрасова?

Ребята составляют ассоциативный ряд к слову мама (нежность, забота, верность, любовь, терпение, ласка).

Учащиеся дополняют свой ряд словами одноклассников и делают выбор. В ассоциативном ряду они подчёркивают наиболее значимые для них слова.

Работа в группах.

1 группа. Рассказать, опираясь на материал учебника, о матери Н.А. Некрасова.

2 группа. Сопоставить картину В.Г. Перова «Тройка» и стихотворение «Плач детей».

3 группа. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Внимая ужасам войны…», проанализировать его по плану.

4 группа. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…», проанализировать его по плану.

5 группа. Прочитать стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…» и «Внимая ужасам войны…». Доказать образное и тематическое единство стихотворений.

6 группа. Подготовить ответы на вопросы учебника № 2, 3.

Группы представляют свою работу. Учащиеся дополняют свою работу в тетради, делают второй выбор.

Почему же образ матери чаще всего становится для человека нравственным идеалом? Всегда ли мы проявляем чуткость по отношению к маме? Хватает ли им нашей заботы, любви, нашего внимания? Чему учат нас стихотворения Н.А. Некрасова сегодня?

Учащиеся пишут сочинение-миниатюру на тему «Сердце матери».

  1. Что дал вам этот урок?
  2. Понравился ли он? Почему?
  3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  4. Какие трудности вам встретились и как вы с ними справились?

10. Домашнее зада ние (по выбору):

Выучить одно из стихотворений Н.А. Некрасова наизусть. Творчество: написать отзыв о стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации.

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино.

Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов.

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст.

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру.

Цели углубить и закрепить знания учащихся по теме “Family”, “Meals” увеличить словарный запас учащихся, развивать навыки говорения, внимание, речь; воспитывать интерес к изучаемому языку, чувство любв.

Урок знакомит с достопримечательностями Лондона,традициями Англии и России.

Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 36.

Тема. Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».

Цель:

· выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н.А.Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери;

· формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть стихотворения И.С.Тургенева «В дороге».

2.Проверка тезисных планов статьи учебника, посвящённой Н.А.Некрасову.

3. Лексическая работа.

– Какие понятия включает в себя слово гражданин?

– Продолжите список слов.

Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая нравственность.

Гражданин в лирике Н.А. Некрасова — «Отечества достойный сын», человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

2.1.Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская.».

2.2.Выявление первоначальных впечатлений.

– Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

2.3.Экскурсия по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20—30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862—1863 гг.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Тема материнства, тяжелой женской доли звучит в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Мать», в поэме «Мороз, Красный нос».

Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

2.6. Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

– Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

– Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ», ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

2.8.Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

– Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

2.9. Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

– Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

2.10. Лексическая работа.

Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

2.11. Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?.».

– Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

– С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!.»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

2.12.Обращение к статье учебника «Трехсложные размеры стиха».

Определение размера стихотворения.

Стихотворение состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Написано дактилем с его характерной интонацией причитания. Первые рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом.

– Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

– Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре.» написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива.

3. Анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей.»

3.1. Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н. Крамского.

В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.

Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70-х гг. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И.Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова.

Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясен он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнем, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обреченность, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877).

Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал ее и после смерти Некрасова.

Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Книги на столике с лекарствами, листки бумаги, рассыпавшиеся по полу, — все это органично в картине и раскрывает ее содержание. Некрасов до конца дней своих остался верен Музе «мести и печали». В памяти потомков он остается пламенным поэтом-гражданином.

3.2.Выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

Стихи Н.А.Некрасова 70-х гг. более чем когда-либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма, общего неблагополучия и катастрофичности, в них появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом.

Для лирики этого периода свойственно ощущение «вселенского горя», мира в целом как мира «дряхлого», страшного, сознание безысходности «рокового пути».

– Как в стихотворении проявляется авторское мироощущение, свойственное поэту в этот период? Ответьте строчками стихотворения.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

– Что поэт называет великим чувством?

IV. Подведение итогов урока.

– О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества Н.А.Некрасова?

Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве Н.А.Некрасова. В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.

V. Домашнее задание.

1.Выучить одно из стихотворений Некрасова наизусть.

2.Прочитать главу повести Л.Н.Толстого «Детство» «Что за человек был мой отец?». Выписать слова, воссоздающие черты портрета отца. Выписать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца.

-подготовить слайдовую презентацию или книжную выставку «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна»;

-подготовить экскурсию по выставке портретов и фотографий Л.Н. Толстого 40—50 гг. XIX в;

-подготовить сообщение об Александре Михайловиче Исленьеве, прототипе отца Николеньки;

-подготовить выразительное чтение главы «Детство»;

-подготовить художественный пересказ главы «Юродивый» и выразительное чтение эпизода;

– подготовить художественный пересказ главы «Папа» и выразительное чтение эпизода.

. «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…»

. «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».

· выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию , проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери;

· формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы;

· развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть стихотворения «В дороге».

2.Проверка тезисных планов статьи учебника, посвящённой .

3. Лексическая работа.

– Какие понятия включает в себя слово гражданин?

– Продолжите список слов.

Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая нравственность.

Гражданин в лирике — «Отечества достойный сын», человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

1.1.Анализ стихотворения «Несжатая полоса»

2. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

2.1.Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. ».

2.2.Выявление первоначальных впечатлений.

– Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

2.3.Экскурсия по выставке репродукций картин «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20—30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862—1863 гг.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Тема материнства, тяжелой женской доли звучит в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Мать», в поэме «Мороз, Красный нос».

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

2.6. Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

– Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

– Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ» , ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

2.8.Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

– Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

2.9. Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

– Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

2.10. Лексическая работа.

Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

2.11. Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам. ».

– Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

– С какими произведениями сближают стихотворение повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать. »), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

2.12.Обращение к статье учебника «Трехсложные размеры стиха».

Определение размера стихотворения.

Стихотворение состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Написано дактилем с его характерной интонацией причитания. Первые рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом.

– Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

– Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре. » написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива.

3. Анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей. »

3.1. Обращение к портрету работы .

В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.

Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70-х гг. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к , который с радостной готовностью принял предложение Третьякова.

Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясен он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнем, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обреченность, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877).

Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал ее и после смерти Некрасова.

Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Книги на столике с лекарствами, листки бумаги, рассыпавшиеся по полу, — все это органично в картине и раскрывает ее содержание. Некрасов до конца дней своих остался верен Музе «мести и печали». В памяти потомков он остается пламенным поэтом-гражданином.

3.2.Выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

Стихи 70-х гг. более чем когда-либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма, общего неблагополучия и катастрофичности, в них появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом.

Для лирики этого периода свойственно ощущение «вселенского горя», мира в целом как мира «дряхлого», страшного, сознание безысходности «рокового пути».

– Как в стихотворении проявляется авторское мироощущение, свойственное поэту в этот период? Ответьте строчками стихотворения.

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем!

– Что поэт называет великим чувством?

IV. Подведение итогов урока.

– О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества ?

Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве . В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение Н. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская».

2.Прочитать по учебнику ст. о и главы из повести «Детство», с.11-27 (ч. II)

3.Выписать слова, воссоздающие черты портрета отца. Выписать из текста художественные детали, дающие представление о характере матери.

-подготовить слайдовую презентацию « и Ясная Поляна»;

– подготовить художественный пересказ главы «Папа» и выразительное чтение эпизода.

Ссылка на основную публикацию