Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова Дедушка

«Дедушка» Некрасова – одно из лучших стихотворений в творчестве писателя. Оно рассказывает о дружбе внука и деда, относящихся к разным поколениям, молодому и пожилому. Маленький мальчик Саша с нетерпением ждет знакомства с отцом своего отца, портрет которого видит в доме. Наконец, их встреча состоялась. Внук с придыханием наблюдает, как уважительно и трепетно его родители относятся к деду, с почтением омывая его ноги, причесывая и целуя. Сам же старик, дослужившийся до генеральского чина, является своеобразным человеком, мудрым, отзывчивым, интересным, благородным. Саша много времени проводит с этим родным стариком, привязываясь все больше, выспрашивая о его прошлом, о жизни, на что получает ответ: « когда вырастешь, узнаешь». Естественно, пацаненок хочет вникнуть во все сразу, и только дела и слова деда помогают познать его истинную натуру.

Оба они гуляют по окрестностям, заводя разговор с простыми людьми, которые целый день работают, чтобы прокормить свои семьи. И дедушка, не гнушаясь ничем, с удовольствием помогает пахать землю крестьянину, дав тому время для отдыха. С грустью и сожалением этот повидавший виды старец наблюдает за жизнью народа, попутно делясь опытом дней минувших. Во времена их молодости, то бишь, и нравы были круче, и законы суровее. Барин и венчание мог остановить, ворвавшись прямо в церковь, отправляя несостоявшихся супругов на службу рекрутами. Каких только вольностей не позволяли себе господа, и кричали на слуг, обзывая, и подати взымали неподъемные.

Еще повествовал он , как далеко люди обрели свободу и за короткий период сумели построить такую деревню, где даже скот был сыт через край, и сами крестьяне здоровы, а быт как наладили – мечта. Такого развития хотел он и для своей деревни. Чтобы вместо угнетенных худощавых лиц на него глядели довольные румяные люди, а нужда сменилась изобилием.

Сам пожилой военный был подтянут, собран и аккуратен. Никогда не сидел без дела, не боясь труда. Грядки полол, штопал шилом что-то, напевая песни. В результате скитаний и приключений, которые выпали на его долю, этот почтенный муж теперь испытывал благодарность за все: за возможность быть рядом со своей семьей, наслаждаться красотами родного края, общение с внуком.

А когда Саша в очередной раз допытывается и просит рассказать о прошлом, дед понурив голову обещает выполнить его просьбу, если мальчик начнет учиться. И тогда ребенок с головой погружается в учебу. Разве не в этом одна из основных функций старших – побуждать нас к развитию, получению образования и приобщению к труду?

Некрасов показал каким должен быть по его мнению настоящий любящий дед.

Краткое содержание 6 класс

Картинка к стихотворению Дедушка

Популярные темы анализов

Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная

Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орел, Орловской губернии в 1818 году. Он был выдающимся русским поэтом, прозаиком и классиком мировой литературы. Тургеневу принадлежит не мало великих произведений таких как: «Отцы и дети»,

Александр Блок прошел долгий путь становления в литературе, как выдающийся поэт-лирик. В начале творческого процесса читателям открывались мистические стихи о Прекрасной Даме, полностью сменившиеся на оценку мира и всему в нем

Тема труда является одной из ключевых в творчестве Валерия Брюсова, на это указывает множество его произведений, одним из которых является воодушевляющее стихотворение «Работа». В этом произведении поэт однозначно возвышает все формы

Поэма Некрасова “Дедушка”: анализ и характеристика произведения

Поэма Некрасова “Дедушка” была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.

Сюжет поэмы

Главный герой поэмы Некрасова “Дедушка” – это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.

При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.

Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.

В поэме Некрасова “Дедушка” автор даже описывает, как Саша ночами бредит этой встречей, потеряв абсолютно покой и сон.

Встреча с родственником

Долгожданная встреча в поэме Некрасова “Дедушка” наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.

Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.

История деда

В поэме Некрасова “Дедушка”, краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.

По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.

Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы “Дедушка” Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.

Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.

В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.

В самом конце поэмы Н. Некрасова “Дедушка” старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы “Дедушка” Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.

Как создавалась поэма

В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова “Дедушка”. Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.

В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.

Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли – дедушка.

Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова “Дедушка”, анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.

Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.

Анализ поэмы “Дедушка” Некрасова

Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.

Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Декабристы

Благодаря исторической основе поэмы Некрасова “Дедушка”, которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.

Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.

Читайте также:  Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова

Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.

Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.

Природа в поэме

Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.

К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма “Дедушка” открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.

Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.

Отрицательные персонажи

Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.

А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.

Художественные средства

Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.

Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.

Основная мысль поэмы

Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова “Дедушка”. Ее ключевая тема – это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь – самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.

Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль – дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: “Вырастешь, Саша, узнаешь”. А еще несколько глав различными риторическими вопросами: “Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?”

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Когда дедушка возвращается из ссылки, он рассказывает своему внуку о произволе помещиков, который существовал во все времена – и раньше, и сейчас.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

«Дедушка», анализ поэмы Некрасова

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» – реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка – декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь. ». Другие – риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ поэмы Некрасова Дедушка 6 класс

Некрасов как автор всегда старался передать именно те чувства, которые требовали выхода, и именно те чувства, которые он испытывал при написании произведения. Часто в своих произведениях он затрагивал темы государства, несправедливости современного устройства управляющей системы, и ещё множество аспектов человеческой жизни, которые так или иначе имели место быть в то время. Одним из таких произведений задевающих тонкий общественный строй и стала замечательная поэма “Дедушка”.

В произведении повествование ведётся от лица мальчика, который вспоминает свою встречу с дедушкой, которого он никогда не видел. Родители запрещали ему спрашивать, что либо о своём деде, но тот был весьма любопытен, и так день, за днём наращивая своё любопытство, мальчик и знакомится с внезапно вернувшимся дедом. Однако его дедушка не желает распространяться насчёт того где он пропадал, и просто учит парнишку как надо правильно жить, и что самое главное – это уважать и любить свою родину.

Внимательный читатель, скорее всего, понял, что дедушка мальчика находился в тюрьме всё это время, скорее всего из-за его агитационных взглядов. Так автор показывает бессмысленность борьбы с установленным режимом. Дедушка мальчика решил начать войну с правительством в одиночку, и, конечно же, был повержен, ведь невозможно сражаться в одиночку, лишь в единстве сила, вот то, что пытался нам передать Некрасов. Если мы разрознены то мы слабы, однако если все люди объединят усилия на борьбу с установленным порядком, то они победят, пускай и не без жертв, но победят.

Однако простой и наивный ум мальчишки даже не может понять то, отчего грустит дед. Данная мысль явно прослеживается в произведении, когда дедушка разговаривает с жителями своей деревни. Он как бы жалеет о том, что вовремя не понял той истины, той простой истины о единстве, ведь теперь, когда он потерпел поражение у него больше не осталось сил на борьбу, и он просто хочет начать мирно жить, принимая и смирившись с прогнившей системой. Я считаю, что именно эти мысли пытался донести до нас Некрасов через свою поэму “Дедушка”.

Читайте также:  Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

Вариант 2

В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех, кто понимал несправедливость положения крепостных. Герой поэмы старался что-то сделать для них, выступил против системы, пострадал за это, но не отказался от своих убеждений.

Начинается история с того, что ребенок видит портрет бравого генерала. Конечно, мальчику любопытно, он хотел бы, чтобы такой героический дед был рядом. Однако отец и мать отвечают взволнованно (мама даже плачет), точней говорят, что он сам всё узнает, когда вырастет. Это вызывает ещё больше любопытства Саши.

И вот новая часть начинается с большой радости – дед возвращается. Все готовятся к этому событию. Сам текст насыщен восклицательными знаками, передаётся волнение.

Вот «таинственный» дедушка приезжает. Мама сама омывает ему ноги, плачет. Он обнимает её, трогательно гладит по голове внука, который уже бредил им. Вживую дед красив и строен. Зубы все целы, несмотря на возраст. В образе деда спокойствие и достоинство, он со всем примирился, как сам говорит, то есть ни на кого не в обиде.

Конечно, Саша сдружился с дедом, они много гуляют. Русская природа здесь передается эпитетом «великая». Дед даже целует землю, плачет от умиления. Мальчик засыпает его вопросами! Здесь много диалогов, но дед обычно уходит от ответа. Он только призывает любить Родину и народ. Всё хорошо, но замечает дед, что песня пастуха горька, а скот – худой, деревеньки – бедны… Дед болтает с каждым мужиком, сочувствуя. И он верит, что скоро им станет легче. Образ деда, как пишет Некрасов, напоминает апостола – вестника новой справедливой жизни.

Дед приводит пример трудолюбия народа, как сослали горсточку русских на плохую землю. Но уже через пару лет те построили деревню, завели скот, зажили отлично. В речи героя есть некоторые гиперболы, например, что всё вокруг деревни было бело от гусей, что мужики холили своих баб, детей растили в неге.

По контрасту с чудесным краем дед обращает внимание внука на местную бедность, изученность и уныние людей несвободных. Тут он даже, пожалев пахаря, впрягается в плуг. И всё-таки дрожащим голосом дед рассказывает о своей жизни. Например, как увидел, что крестьянскую свадьбу барин расстроил, отослав в рекруты жениха. А в армии ещё страшней зверства! И страна уже доведена режимом до предела.

Но самое главное скрывают от Саши, который ещё мал. Дед его убеждает выучиться сначала. Когда Саша готов, одряхлевший дед собирается открыть свою тайну.

Читатель её уже не слышит, но она понятна: дед был в тюрьме за правду.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Дедушка

Популярные сегодня темы

Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

Проблема взяточничества, пренебрежения своими обязанностями и халатного отношения к службе отлично отражена в комедии «Ревизор». Для раскрытия этой темы служит сцена, в которой чиновники собираются на прием у «ревизора».

Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит

Почему же между мечтой и реальностью такая большая пропасть? Основной причиной является то, что мечта очень часто противоречит реальности. Однако, не стоит забывать, что человек сам творит свою реальность.

Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.

“Дедушка” анализ поэмы Некрасова

История создания

Поэма “Дедушка” написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, все еще красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов

Поэма посвящена З-н-ч-е , то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

“Дедушка” – реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка – декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче .

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала . Затем узнает от родителей, что дедушка окружен какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый

Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живет мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды.

Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчесывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: “Древен годами, но еще бодр и красив”. У дедушки целые зубы, твердые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчеркивают перепевы героем библейских фраз: “Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит”.

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая ее с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, “гладит крестьянских ребят”, толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поет о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел “о Трубецкой и Волконской”: его поэма “Дедушка” открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: “Горе стране разоренной, горе стране отсталой”.

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок , подьячие подлые , выходят в поход против войска, казны и народа , алчная стая хищников готовит гибель отчизне, “стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей” . Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет .

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей .

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: “Вырастешь, Саша, узнаешь…”. Другие – риторическими вопросами: “Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?”

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времен , обобщая его: “Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг”.

Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: “Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра”. У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: “Воля и труд человека дивные дивы творят”.

Размер и рифмовка

Поэма написана трехстопным дактилем. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Гуманная методика Шалвы Амонашвил Гуманная методика Шалвы Амонашвили Пятьдесят лет назад грузинский педагог Шалва Амонашвили начал заниматься с группой деток, которым исполнилось по шесть лет. Уроки проводились в игровой форме. Предоставляя детям свободу выбора.

“Увидеть в капле океан”. Oб анализе эпизода на экзамене Анализ эпизода из крупного эпического произведения – тема, ставшая в последние годы традиционной для школьного экзамена по литературе. Своими рекомендациями о том, как подступиться к этой теме, делится ведущий словесник.

Жизнь мальчика в рассказе уроки французского в. Распутин. Нужно мини сочинение Я прочитала произведение В. Г. Распутина “Уроки французского”, главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он.

Историческая проза Ю. Трифонова Долгое время Юрий Трифонов верил в идеалы революции, видя в них благородное проявление человеческого духа, стремящегося к высшей справедливости. В то же время автора не могла не волновать проблема соотношения.

Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра Литературные и философские работы Сартра, начиная с Романа “Тошнота” , пронизаны идеями Экзистенциализма. Само философское направление возникло в начале XX века. В его основе было понятие “экзистенция” – весь набор.

Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста. Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися во взрослой жизни, нужными обществу. А стало быть, интеллектуально.

О пьесе “Три сестры” А. П. Чехова Пьеса была написана Чеховым специально для Московского Художественного театра. Этот замечательный театр возник в 1898 г. Его основали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Театр открылся постановкой трагедии А.

Является ли Молчалин героем нашего времени? Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют своей популярности со временем. Это происходит потому, что главная идея комедии устремлена в будущее. Каждое поколение.

Стихотворения и баллады русской литературы XIX века В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жуковского “Кубок”. Тема баллады – вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолюбивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить.

“З Миколаєм вас, малята” Сценарій шкільного свята до дня Святого Миколая Лунає музика. Виходять читці Ми зібралися у школі В нашім гарнім, добрім колі, В нашій радісній родині, Бо велике свято нині. Сніги покрили поля і гори, Інеєм блищать і ліс.

Урок по рассказу Н. С. Лескова “Левша” 6-й класс Изучению произведения отводится три урока. Цели работы: 1. Показать ученикам жанровые особенности сказа вообще, связь с народным творчеством. 2. Познакомить с некоторыми особенностями метода писателя . 3. На.

Оздоровительная гимнастика Урок – Физическая культура Класс – 3 класс Раздел программы : Гимнастика Тема урока: “Мы в городе мастеров и здоровья. Оздоровительная гимнастика. Упражнения на развитие силы рук, вестибулярного аппарата, скоростно-силовых.

Сказание о житии Александра Невского Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди. Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский.

Читайте также:  Анализ стихотворения Современная ода Некрасова

“Капитанская дочка”, анализ повести Александра Сергеевича Пушкина Во время работы над “Историей Пугачева” у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем.

Конспект урока по английскому языку “Закрепление пройденного материала” 3 класс 1 3 класс Тема: “Закрепление пройденного материала” Цель урока : Систематизация знаний учащихся по изученному материалу. Задачи урока: Образовательные: Тренировать учащихся в употреблении знакомых лексических единиц и грамматических структур; Формировать.

О романе “Стрекоза, увеличен­ная до размеров собаки” О. А. Славниковой Метафизический реализм, ярким представителем которого в конце XX века выступал Ю. Мамлеев, не только не утратил свое значение, но приобрел новых последователей, объединившихся в 2004 году в Клуб метафизического реализма.

“Робинзон Крузо”, художественный анализ романа Даниэля Дефо Один из самых знаменитых английских романов впервые увидел свет в апреле 1719 года. Его полное название “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в.

Тема купечества в романе М. Горького “Фома Гордеев” В программе по литературе за 11-й класс при изучении творчества М. Горького на выбор предлагается несколько произведений, в том числе и Роман “Фома Гордеев”, который ранее включали лишь в обзор.

Занятие по экологии во второй младшей группе Занятие по экологии во второй младшей группе “Путешествие в “Зеленую аптеку”” Программные задачи: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани. Знакомить с их строением. Формировать представление.

Урок музыки “Джаз – это жизнь” МБОУ СОШ № 5 Ст. Калниболоская Учитель музыки: Попова Е. А. Тема урока: “Джаз – это жизнь”. Цель урока: Выявить особенности джазовой музыки через взаимосвязь с жизненными явлениями. Накопление восьмиклассниками.

Сейчас вы читаете: “Дедушка” анализ поэмы Некрасова

Конспект урока Историческая поэма “Дедушка” Н. А. Некрасов
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Открытый урок по литературе по теме “Историческая поэма “Дедушка” Н. А. Некрасов 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Историческая поэма “Дедушка” Н. А. Некрасов 6 класс49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка» Н. А. Некрасов.

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

  1. Организация класса
  2. Повторение изученного.

– Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

– Вспомните и назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова ( Стих-е Крестьянские дети, «На Волге», «Дед Мазай и зайцы», поэма «Мороз, красный нос», «Железная дорога»)

– Какова тема стих-я «Железная дорога?» ( каторжного труда рабочих)

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

– Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» ( слайд № 2)

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

– Каков сюжет поэмы?

– О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а) (слайд №3)

– Что в тексте сказано о мальчике? ( он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

– Что говорится о дедушке в начале поэмы? ( см. главы 1-4)

( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

– Так, кто же этот, «таинственный дед?» ( декабрист)

– Прочитайте первые 2 абзаца статьи К. И. Чуковского на стр. 237

– Кто такие декабристы? ( слайд № 4)

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

– Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

– Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы) ( слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. “Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого” – приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

– Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

– Что происходит в поэме после того, как приехал дед? ( через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

– Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. ( запись в тетради) – 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста.

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» – Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)

Слайд № 13. Главы 9-1 1.

– Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

– С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря? ( 12 глава) с. 246 – рисунок

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )

– О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

( Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

– Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

– Что рассказывает дед о службе в армии в его время? ( Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

– Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» ( глава 20)

– О чём вспоминает дедушка? ( Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

– Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод : На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов ( слайд № 14)

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?
  2. Какова основная мысль поэмы?

Ссылка на основную публикацию