Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

Анализ стихотворения «Умру я скоро…»

Пытаясь спасти «Современник» от угрожающего ему закрытия, Некрасов прочел в Английском клубе стихотворное послание Муравьеву-Вешателю, от которого зависела судьба журнала. Глубочайшие переживания поэта, связанные с этим поступком, отразились и в настоящих стихах.

«Умру я скоро…» — одно из произведений так называемой «покаянной» лирики Некрасова: поэт казнит себя за то, что для защиты от полицейских и цензурных гонений он иногда льстил представителям власти. Страстное самообличение свидетельствовало о глубине передовых убеждений поэта. Цитируя их, В.И. Ленин писал: «Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивая свои «грехи» и публично каялся в них».
Некрасов в своем стихотворении просил, чтобы родина за все его простила. Но мы не слышим ни плача, ни всхлипываний. В нем звучит мужественный голос поэта. Он исполнен решимостью к внутренней борьбе и не снимает с себя обвинений, но и показывает причину, которая заставила его пойти на такой унизительной безнравственный шаг: общество.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительные средства тропы. Понять чувства раскаяния, душевного состояния помогают эпитеты «робкая тишина», «гнетущие впечатления», «неизгладимый след», «неутомимый рок», «звук неверный».

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность происходящему. С их помощью мы видим, как тяжело, горько, тоскливо на душе Николая Алексеевича.

Стихотворению придает наибольшую выразительность, мелодичность перекрестная рифма.

Передать душевное состояние героя, подчеркнуть великолепие языка помогают многочисленные междометия.

Стихотворение «Умру я скоро…» посвящается неизвестному другу, приславшему стихотворение «Не может быть». Этим другом была поэтесса О.В. Мартынова (Павлова). В своем стихотворении она отклоняла клеветнические упреки в неискренности, которым ни раз подвергался Некрасов со стороны литературных врагов. Оценивая творческий путь Некрасова, могу от себя заметить, что я не заметила за ним жажды личной выгоды. По-моему, он стремился только к одному: спасти «Современник».

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

24 декабря 2013

Творчество народного поэта Н.А. Некрасова одно из самых сильно повлиявших на формирование русской литературы и осознания себя в этом мире народных крепостнических масс. Посвятив себя творчеству ради народа и для народа, он запоминается многим как поэт сопереживающий. понимающий людские страдания. Его поэзия обладает неким шармом, точной атмосферностью нашей страны, которую мало кто мог описать так умело и точно…

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году,не задолго до смерти поэта, и является заключительным, своего родом последним, подводящим итоговую черту.

Это исповедь, крик души, полный горечи и раскаяния, но и некой духовной самоиронии, доброй, и вызывающей лёгкую улыбку.

Настроение уныния и одиночества задают метафоры и эпитеты жесткие и колкие.

Взгляд поэта устремлен в давно минувшее…

Вспоминает то, что порою согревало его сердце, и как ни прискорбно, таких теплых воспоминаний ничтожно мало. В конце пути он брошен теми, кто был дорого, и теми, кто его так и не принял…

Он страдает. осознавая, что за жизнь успел лишь малую долю, чего бы хотел сделать, и пытается исповедоваться и раскаяться, хоть и ему непросто говорить об этом.

Его страдания заключается в его отличности от других поэтов, его уникальности и неклассическом слоге. Его лирическая песня полна навеянных скорой смертью сожалений о невыполненным долгом не только перед собой, но и перед всем русским народом:

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она…

Однако, как бы грустно не звучала его прощальная пеня, в ней слышатся и добрые, светлые нотки.

Он говорит слова любви, обращенные к Родине, нахлынувшие чувства переполняют лирического героя, он просит прощения за дела совершенные и так и несовершенные. Он сожалеет об оставленном «жалком наследстве» после себя, сетует на невозможность унять бурные и неподвластные процессы разлагающие его родную страну.

Автор беспощадно казнит себя, обвиняя в не полною жертвенности, преданности, но всё же просит прощения. И как мне кажется, он в значительной мере преуменьшает свою роль в русской классической литературе. Некрасов внёс в кладезь лирических богатств России недюжий вклад, посвяти себя борьбе с народными угнетателями, отстаивания моральных патриотических идеалов, преданности и истинной любви к родине.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов

Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
отворение «Не может быть»

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П. Павлова Ольга, Павлова О. П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час «, «Памяти Добролюбова «, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.

Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

С детства знакомы нам проникновенные стихи Николая Алексеевича Некрасова. Гражданский пафос и высокая художественность его произведений, глубокое проникновение в жизнь человека поставили Некрасова в ряд крупнейших русских писателей девятнадцатого века.
Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали творческую интеллигенцию России. Великий поэт Некрасов не исключение из числа таких людей. И неудивительно, что тема любви к родной земле проходит через всё творчество этого поэта.
Некрасову очень тяжело было видеть страдания других людей, особенно, если дело касалось женщин и детей. На мой взгляд, этот поэт – один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью, он считает своим долгом рассказать миру об этом.
Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» являет собой размышление автора над тем, в чём же смысл жизни и что им уже достигнуто. Тема поэта и поэзии также очень ярко прослеживается в этом произведении. Думая над тем, что останется после смерти, автор приходит к выводу, как мало сделано им. Но в одном он убеждён: ему никогда не приходилось делать того, что от него ждут другие, однако были моменты, когда поэт вынужден был говорить совсем не то, да и не так:
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука…
Своим достоинством лирический герой, прежде всего, считает своё единство с народом. Размышляя о собственной жизни, он приходит к мысли, что много было страданий и боли. Сначала его окружали близкие и родные люди, но судьба распорядилась так, что одни давно расстались с героем, перед другими он сам вынужден был закрыть дверь: «те жребием постигнуты жестоким, а те прешли уже земной предел…» Лирический герой одинок и, может быть, хотел бы всё исправить, но теперь это невозможно.
Кроме того, данное стихотворение представляет собой обращение к родине, любовь к которой безгранична. Только эта чувство и заставило поэта говорить о страданиях русского народа:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведёт…
Но излишнее малодушие и стремление к минутным благам сделали невозможным искренность и желание помочь родной земле. «И песнь моя бесследно пролетела, и до народа не дошла она…» – говорит поэт. Он чувствует свою вину перед Родиной, перед бесследно ушедшими годами. Молодость прошла и силы для борьбы кончаются. Много этих сил было потрачено на битвы, не принёсшие побед.
Поэт чувствует, что с каждым уходящим годом его чувства становятся всё беднее и беднее. Он с тоской говорит о равнодушии, которое зарождается в его душе. и только любовь к Родине делает героя настоящим:
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.
В художественном плане стихотворение замечательно тем, что в тексте автор очень часто использует яркие эпитеты: «гнев роковой, мучительная борьба, робкая тишина, печальный поэт, угрюмая Муза, колеблющийся шаг, жестокий жребий…» Мы видим, что данное выразительное средство придает тексту большую образность.
Кроме того, автор использует олицетворение и обращение к родине как к живому существу, что ещё раз указывает на отношение автора к ней:
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
Синтаксической особенностью данного произведения является большое количество восклицательных предложений. В данном случае они свидетельствуют об эмоциональном подъёме и указывают на настроение лирического героя.
На мой взгляд, на автобиографичность стихотворения указывают размышления о собственной жизни и неудачах, которые постигли поэта. Некрасов не только выразитель чаяний крестьян, но ещё и тонкий проникновенный лирик. Для него тема поэта и поэзии, тема родины, тема русского народа, тема смысла жизни тесно переплетаются.
Стихотворение поэта проникнуто светлым чувством, несмотря на чувство тоски, которое испытывает лирический герой, ибо он безгранично любит родину, становится частью её. И его жизнь уже немыслима вне этой удивительной красоты.
По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки для каждого человека.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Некрасова Умру я скоро

Умру я скоро Некрасов

Среди его необычных, и высоких по мастерству, поэтических и лирических произведений имеется интересное стихотворение-исповедь «Умру я скоро».

История и замысел создания «Умру я скоро»

Однажды Николаю Некрасову пришло письмо, которого он совсем не ожидал. Это произошло в 1866 году. Автор этого послания был неизвестен, а вместо подписи было просто написано – «Неизвестный друг». Да и само письмо было написано в интересном жанре – стихотворном. Называлось это стихотворное послание «Не может быть». Это письмо оказалось откликом тех, кто не желал верить в обвинения, обрушившиеся на Николая Алексеевича.

В то время в обществе шли разговоры о том, что Николай Некрасов подлец и двуличный человек. Все это началось после обеда у князя Муравьева, где поэт пытался сделать все, чтобы его журнал не закрыли. А уже на следующий день весь литературный мир и общество заговорило о том, что поэт неискренен, что он ведет себя двояко: сам призывает в своих стихотворных сюжетах к любви и жалости, а на деле он суровый и очень жестокий человек. Обвинили его и в том, что он якобы смеется над толпой.

У исследователей некрасовского творчества есть доказательства, что это необычное послание было написано известной в то время женщиной – поэтом, переводчицей Марковой-Павловой. Она являлась поклонницей таланта Некрасова.

Читайте также:  Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Через год поэт создал свое стихотворное произведение «Умру я скоро», которое в его рукописях датировано 1867 годом. Выпущено в печатном некрасовском сборнике оно было в 1869 году. Существует еще один факт из биографии поэта, который мог послужить толчком к написанию этого стихотворного наследия Николая Некрасова. Известно, что обвинения поэта в отходе от идей демократии были связаны и с тем, что он написал оду, которая была посвящена Муравьеву и носила хвалебный характер.

Никто не пытался понять, что поэт идет на сделку с совестью для того, чтобы временно закрытый журнал «Современник» смог существовать дальше. Муравьев прослушал оду спиной и не оценил по заслугам, а вскоре журнал закрыли.

Содержание стихотворения

Некрасовское стихотворение состоит из трех равных частей, так как в каждой из них находится всего четыре стихотворные строфы. Но все эти три части соединены между собой и общими темами и идеями, а также рефреном в конце каждой части. Остановимся на содержание каждой части, которая играет немаловажную роль для понимания всего сюжета некрасовского произведения.

В первой части, после небольшого экскурса в детство и юность, автор вводит своего лирического героя, который начинает рассуждать о причинах, заставляющих оставить после себя родине только самое жалко наследие – это свое нелегкое и не безоблачное детство, да еще такая же полная лишений и страданий молодость, которые не сделали из поэта сильную личность, а лишь смогли закалить изнутри.

Этот же лирический героя во второй части пытается объяснить, почему его поэтическая муза бывает фальшивой, а ведь он никогда не был и не считал себя продажным поэтом. Но вся его неискренность происходит из-за того, что он теперь совсем одинок. Так произошло, что часть его лучших и близких друзей, которые его понимали и поддерживали, умерли, а другие просто ушли, некоторых друзей он сам оставил в покое. И вот теперь окруженному врагами и неприятелями, ему трудно не фальшивить, ведь совсем нет поддержки.

В третьей стихотворной некрасовской строфе читатель может увидеть раскаяние все того же лирического героя, который сожалеет о том, что его поэзия не оказала такого сильного влияния на народ, как он хотел бы. Но все-таки у него есть цель, самая ценная и драгоценная, ради которой и было задумано всё творчество – поэзия, и даже это небольшое стихотворение. Его огромнейшая и бескрайняя любовь к Родине, которую он смог сохранить в своей черствой и бесчувственной душе.

Композиция стихотворения

Известно, что Николай Некрасов, который относил себя к демократам, в своих стихотворных сюжетах показывал трудную и реальную жизнь крестьян. Это же направление четко прослеживается и в его поэтическом произведении «Умру я скоро».

Он обращается к читателю, рассказывая о том, что реализм в искусстве – это самый лучший выбор. И хотя поэт раскаивается в том, что действительность оказывает на него такое сильное влияние, он объясняет что ему приходится балансировать между дозволенностью и принципами. Автор будто извиняется, что в качестве своего небольшого, и, может быть, жалкого наследия он оставляет свою элегию.

Но тут же поэт утверждает, что он всегда служил, и будет продолжать служить своему народу и родине. Поэтому и выбирает жанром своего стихотворного произведения элегию, так как она позволяет выразить его гражданскую позицию и показать, что поэт – патриот. Многие исследователи некрасовского творчества считают, что эту элегию можно отнести к его покаянной лирике, в которой звучит исповедь автора.

Основная тема стихотворения “Умру я скоро» – это исповедь перед Отчизной , ведь, как утверждал сам поэт, он не был так сильно увлечен своей целью, поэтому и шел к ней медленно. Кроме того, воспевая страдания родной страны и всего русского народа, сам он ничем не пожертвовал. И вот теперь перед ним проноситься вся его жизнь. Но в конце стихотворения поэт обращается к своей родине и просит принять те маленькие заслуги, которые он сделал ради нее, а еще он просит прощения и надеется, что родина его простит, так как у него кровь единая с народом.

Выразительные средства

Некрасовская элегия состоит из трех частей, в которых проходит один и тот же лирический герой – автор. Каждая часть повествует о каком-то этапе жизни поэта. Первая о его молодых годах и о том, что настроение было революционное. И это настроение автор сравнивает с бурей, которая длится хоть и недолго, но способна укрепить дух воинов.

Вторая часть – это рассуждения автора о том, что поэзию могут использовать неверно, если она издает неверные звуки и немного фальшивит. Может быть, он даже имел в виду те произведения, которые сам написал, преследуя определённые цели. И здесь же он говорит о том, что очень одинок.

Все три части объединяет не только одна идея и тема, но и то, что повторяется одна и та же строчка:

Поэт намекает, что несмотря на своё дворянское происхождение, он имеет общую с народом кровь.

Также на протяжении всего сюжета, в каждой из частей, поэт обращается и к своей Отчизне, перед которой просит прощение. Успешность жизни человека для автора заключается в его заслуги перед Родиной.

В своем стихотворении поэт использует много выразительных средств, которые придают художественность всей элегии:

Если в первой части Николай Некрасов использует большое количество олицетворений, то во второй это уже метафоры, а в третьей – эпитеты. Вся элегия написана высоким стилем, и поэтому поэт прибегает к использованию старославянизмов. Николай Некрасов написал свою элегию пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Вся рифмовка некрасовского стихотворения – перекрестная.

Анализ некрасовской элегии «Умру я скоро»

Некрасовская элегия с таким пророческим названием «Умру я скоро» была написана в зрелом возрасте поэта. Это своеобразный анализ проделанной работы. Отсюда и такая глубокая исповедь, некий крик души, в котором содержится и горечь, и печаль, и даже раскаяние. В этой некрасовской исповеди много самоиронии, которая вызывает приятные чувства.

Чтобы передать свое настроение, уныния и одиночества, автор использует метафоры и эпитеты, которые оказываются у него жесткими и довольно колкими. Он возвращается своими мыслями в прошлое, анализирует его. Вспоминает поэт и то, что его так согревало, что отдается тепло в груди. Но к сожалению, таких воспоминаний у Николая Некрасова немного. В свои зрелые годы жизненного пути поэт понимает, что он никому уже не нужен: кто-то его не принял с самого начала пути, а кто-то просто со временем бросил его. Страдая, Николай Некрасов говорит о том, что в жизни он успел совсем немного, а ведь мечталось сделать намного больше. И вот теперь ему горько и печально.

Поэт утверждает, что уникальность его поэтического наследия состоит в том, что он отступает от общепринятого слога, и это его отличие от других поэтов отталкивает и читателей, и друзей. Поэтому сожалеет и сокрушается, что перед своей родной землей, да и перед народом, он не выполнил свой долг и свое назначение на земле.

Признается поэт и в любви к своей Родине, и даже просит прощения за те поступки, которые совершил или мог совершить. При этом он преуменьшает свою роль в русской литературе.

Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

В период антитеррористических мер, предпринятых после выстрела Каракозова (1866), Н.А. Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М.Н. Муравьёва, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг. », в котором сожалеет об этом политическом шаге.

4 марта 1866 года он получил анонимное послание «Не может быть…», подписанное “Неизвестный друг”. Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом “Не может быть!”. Стихотворение «Умру я скоро. » — ответ анониму. В центре стихотворения — размышления поэта о своей жизни, о своей общественной позиции, о своём месте в идейно-политической борьбе революционеров-демократов.

Так как стихотворение представляет собой ответ анонимному автору, обвиняющему Некрасова в измене демократическим идеалам, то кажется, что текст проникнут настроениями оправдания и покаяния. Однако к этим чувствам присоединяются и интонации лирической исповеди поэта, который понимает жизнь только как беззаветное служение Родине и своему народу.

В середине 60-х годов ухудшилось состояние здоровья Некрасова, он долго лечился, но чувство, что жить ему осталось недолго, постоянно угнетает его, он думает о том, всё ли он смог сделать для счастья Родины. Поэтому стихотворение и открывается короткой фразой: “Умру я скоро”. Стихотворение композиционно делится на три смысловые части, каждая из которых заканчивается повторяющимся рефреном. Обобщённый смысл рефрена в том, что автор не оправдывается перед автором письма, а обращается к Родине, просит прощения за то, что он так мало сделал для неё. Но в его труде — автор в этом уверен — часть общей борьбы за освобождение Родины. Поэтому с предельной искренностью звучат строки рефрена: “За каплю крови, общую с народом, // Прости меня, о Родина! Прости. ”

В первой части стихотворения лирический субъект вспоминает свои детство и юность, прошедшие “под гнётом роковым” и “в мучительной борьбе”. Эмоциональная кульминация первой части в словах, которые выражают мысль, звучащую и в других стихах Некрасова. Она в том, что “печальный поэт” “мало знал свободных вдохновений” и на своём творческом пути “с угрюмой музой” встретил немало преград. Действительно, поэт живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетённых; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое “песням”, не способно к последовательной и ожесточённой борьбе с врагами. Эта мысль звучит в стихотворении «Зине»: “Мне борьба мешала быть поэтом, // Песни мне мешали быть борцом”.

Во второй части стихотворения Некрасов поднимает проблему “продажного” искусства и объясняет Родине, что он никогда “не торговал… лирой”. Но под ударами судьбы он иногда шёл на компромиссы, спасая своё право голоса в защиту обездоленных. Поэт глубоко скорбит о своих бывших друзьях, которые расстались с ним или “перешли уже земной предел”, тяжело переживает своё одиночество и появление новых врагов. Эти строки перекликаются с пушкинским сожалением о друзьях: “Иных уж нет, а те далече…”

Третья часть стихотворения — вершина эмоционального напряжения лирического субъекта. В ней выражается конфликт между чувством и долгом. Поэт считает, что его долг — воспеть страданья народа, изумляющего своим терпеньем, и помочь ему осознать свой путь освобождения, указанный Богом. Но вместе с тем поэт упрекает себя в том, что он “к цели шёл колеблющимся шагом” и “для неё не жертвовал собой”. Он сожалеет, что его песни не услышаны народом. Свою главную заслугу перед отечеством Некрасов видит в любви к “родной стороне”. Эту любовь, даже “черствея с каждым годом”, он сумел в душе своей спасти. Поэтому Родина должна обязательно понять и простить его.

Стихотворение отличается предельной искренностью в выражении чувств. Обращение поэта к Родине естественно, как разговор по душам сына с матерью. Душевные движения выражаются в тексте эмоционально окрашенной лексикой и поэтическим синтаксисом. Поэт употребляет слова и выражения, характерные для романтического стиля: “под гнётом роковым” (у Пушкина — “под гнётом власти роковой”), “буря”, “вдохновение”, “неумолимый рок”, “страданье”, “жребий”, “жертвовал” и другие. Для поэтической формы стихотворения характерны часто встречающиеся в лирике Некрасова инверсии, восклицания, обращения, антитезы, придающие тексту взволнованность и публицистичность.

В Некрасове всю жизнь существовали два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли “красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать”, как он сам об этом пишет в стихотворении «Поэт и гражданин». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая “искусство для искусства” с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического “гоголевского направления”, Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни помогает угнетённому народу. Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам тёмный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час». (Восприятие, истолкование, оценка)

В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появились только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге. (Детство Валежникова)» и стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло четвёртую главу и называлось «Бессонница». Оно было написано Некрасовым в альбом Л.П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М.Л. Михайлова, арестованного и сосланного на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: “Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело. Честь и слава им — честь и слава тебе, брат! Н.Некрасов. 24 мая 6 часов утра” (1862).

Доминантой смысла стихотворения становится его название — «Рыцарь на час». Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетённого народа и считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела. Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из названия и финальных строк текста: “Суждены нам благие порывы, // Но свершить ничего не дано”.

В стихотворении можно выделить три смысловые части. В первой из них рисуется картина осенней природы, сельский пейзаж, отдыхающий после уборки урожая. Лирический субъект текста предаётся созерцанию природы, как бы черпая из неё целительную силу, помогающую пробудить в душе стремление к действенной помощи Родине и народу. Поэта радуют сильные крылья вспорхнувшего со стога ястребёнка, ставшего образом-символом, прозрачная чистая даль, сонные нивы, чудные краски леса. Некрасов предстаёт перед читателем талантливым лириком, умеющим живописать дорогой ему мир русской деревни. В природе он ощущает себя бодрым, сильным, мужественным, свободным: “…Мысли свежи, выносливы ноги. // Отдаёшься невольно во власть // Окружающей бодрой природы; // Сила юности, мужество, страсть // И великое чувство свободы // Наполняют ожившую грудь; // Жаждой дела душа закипает…”. Особое чувство удовлетворения вызывает у поэта картина недолгого материального достатка крестьянской общины сразу после уборки урожая: “зеленеющей озими гладь”, “подо льном — золотая долина”, “величавое войско стогов”. В этот период даже родная деревня “стоит, словно полная чаша”, поэтому “не видна её бедность нагая”. Природа и земля вызывают отрадное чувство, а речь поэта изобилует крестьянской лексикой: “деготьком потянуло с дороги”, “родина-мать”, “скирды”, “стога”, “кормилица наша”. Вместе с тем в описании природы Некрасов близок лучшим русским поэтам-философам: Тютчеву, Фету. Он создаёт ласкающие слух звукописные образы: “даЛь гЛубоко прозрачна”, “месяц поЛный пЛывёт”, “в небе цвета гоЛубой, беЛоватый, ЛиЛовый”, “земЛя прихотЛиво одета в воЛны беЛого Лунного света”. Глаз поэта останавливается на картинах, замеченных Тютчевым: “До тончайших сетей паутины…” (ср.: “и паутины тонкий волос”). Но природа не спасает поэта от тяжёлых дум.

Читайте также:  Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

Настроение поэта приходит в противоречие с картиной умиротворённой природы. Ему не спится, “над душой воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует”. Поэт думает “невольную”, “жестокую” думу, от которой может спасти свидание с матерью. Поэтому центральный образ второй части стихотворения — это образ матери, чью могилу мысленно посещает благодарный сын. Исследователи творчества Некрасова утверждают, что изображение в стихотворении старого погоста близ церкви напоминает храм Петра и Павла в селе Авакумцеве неподалёку от Карабихи, где покоился прах матери поэта. Наиболее экспрессивны центральные строфы второй части, в которых звучит обращение поэта к матери. В них подчёркивается гуманизм и душевное богатство матери, оберегающей своих детей и молящейся за своих врагов. Поэту в состоянии душевной тревоги и разлада с самим собой очень нужно свидание с ней. Поэт понимает, что, изливая кручину матери, заставляет её страдать, но восклицает: “…я гибну — и ради спасения // Я твою призываю любовь!” Он поёт матери “песнь покаяния”, чтобы её слёзы смыли с него “все позорные пятна”, чтобы мать дала ему силу, “укрепила… волею твёрдою и на правый поставила путь”. Поэт исповедуется перед матерью, называя её “чистейшей любви божество”, что ассоциируется с пушкинским идеалом душевной красоты — “чистейшей прелести чистейший образец”. Он признаётся, что разучился ходить по тернистой дороге, погрузившись “в тину нечистую // Мелких помыслов, мелких страстей…” Он молит мать вернуть его на трудную, но правильную дорогу жизни: “От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови // Уведи меня в стан погибающих // За великое дело любви!”

Третья часть стихотворения отделяется от второй не только графически — многоточием и подзаголовком «Утром, в постели». Между второй и третьей частями — временной промежуток, позволивший лирическому субъекту осмыслить свои ночные размышления, что ассоциируется с философскими строками пушкинских «Стихов, сочинённых ночью во время бессонницы». Доминанта настроения третьей части — сожаление, уныние. Лирический субъект понимает, что ночью он пребывал в волшебной власти “возвышающей душу природы”. А утром, наяву, он пугается своего бессилия, унылого дня, микстуры и мыслей о могиле, где лежит его бедная мать. Финальная часть стихотворения проникнута голосом взыскующей совести, голосом, который поэт глушил в себе во время своей ночной прогулки. Теперь этот голос, подобно “чёрному человеку”, насмешливо затягивает свою “злую песню”. Он упрекает “ничтожное племя” в бездействии, как Лермонтов своих современников в «Думе», и оправдывает пассивность тем, что трудное время захватило их “неготовыми к трудной борьбе”. Горькой иронией, упрёком и сожалением звучат последние строки: “Суждены нам благие порывы, // Но свершить ничего не дано…”

Стихотворение Некрасова «Рыцарь на час» созвучно русской поэтической традиции XIX века, это философское размышление о смысле жизни и предназначении человека, о смерти и бессмертии, об активной жизненной позиции. Мировоззренческая платформа Некрасова зовёт его “с своей карающею лирой” на тернистый путь, ведущий к гибели, а сам поэт упрекает себя в пассивности, рефлексии, бездействии, сомнениях, которые были характерны для русской интеллигенции второй половины XIX столетия. В воспоминаниях современников Некрасова остались сведения о том, что когда Г.Успенский, Н.Чернышевский и сам Некрасов читали «Рыцаря на час» вслух, то на их глазах навёртывались слёзы. Это подтверждает мысль о том, что Некрасов поднимает в своём стихотворении такие проблемы, будит такие мысли и чувства, которые особенно волновали его поколение. «Рыцарь на час» — это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принёс существенной пользы людям.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк». (Восприятие, истолкование оценка)

По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвящённое Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив И.Н. Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название и написал: «В воспоминание о Чернышевском».

Само название стихотворения ассоциируется в нашем сознании с одноимёнными стихотворениями Пушкина и Лермонтова, но Некрасов поднимает в своём произведении не тему поэта-пророка, а называет пророком человека, сознательно жертвующего своей жизнью во имя счастья других людей. Поэтому в финальной строфе, которая была по цензурным соображениям снята в первой публикации стихотворения, появляется евангельский образ Иисуса Христа, погибшего во искупление человеческих грехов.

Стихотворение начинается полемически. Лирический субъект не согласен с “оппонентом”, утверждающим, что человек, которого судьба привела в тюрьму и в ссылку, “забыл… осторожность” и сам виноват в случившемся. Мы видим три главных образа стихотворения, между двумя из которых происходит острый спор о третьем.

Передовые представители революционно-демократического лагеря, к которому принадлежал Некрасов, хорошо понимали, что в современном им обществе нельзя “служить добру, не жертвуя собой”. Поэт восхищается людьми, принявшими лишения и даже смерть во имя великой борьбы за освобождение угнетённого народа, и видит в них не “государственных преступников”, а героев, способных к самоотречению и готовых “умереть… за других”, положить “жизнь свою за други своя”, что поднимает поэтическое размышление о конкретном человеке на обобщённый, философский, уровень. Лирический субъект убеждает своего противника в высоких душевных качествах человека-пророка, который “любит возвышенней и шире”, далёк от “помыслов мирских” и уверен, что в мире можно либо жить для себя, либо умереть за других. Образ, который вызывает восхищение у лирического субъекта, воплощает в себе лучшие, по мнению революционно настроенной части общества, черты человека: убеждённость, мужество, способность к самопожертвованию. Во имя идеи он готов на смерть, на забвение, на проклятие потомков, убеждённых, что такая жизнь никому не нужна, а “гибель бесполезна”. Черты личности, изображённые в стихотворении, близки героям Тургенева: и Базарову, и девушке из стихотворения в прозе «Порог».

Вершина в развитии чувства — в последней строфе стихотворения. Она наполнена патетическим, героическим пафосом, в ней звучит угроза царям “Божьим судом”. Муза “мести и печали” рождает у Некрасова образ бога Гнева и Печали, который должен “царям земли напомнить о Христе”. Последняя строфа чрезвычайно богата внутренним подтекстом. В ней не только евангельская легенда о мученической гибели Иисуса Христа, но и угроза праведного суда, который настигнет угнетателей. Ассоциативно строфа напоминает и финальную часть «Смерти поэта» Лермонтова, и стихотворение Державина «Властителям и судиям».

По мысли автора, смысл человеческой жизни в служении народу, в великой борьбе за его счастье. Так мыслит и Гриша Добросклонов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», он тоже готов жить “для счастия // Убогого и тёмного родного уголка” и умереть за свои убеждения, потому что служение народу без жертв невозможно. Лексика стихотворения возвышенная: “служить добру”, “судьба”, “вина”, “жертвуя”, “помыслы”, “Бог”, “царь”. Синтаксические конструкции воображаемого диалога с собеседником, восклицания, инверсии, анафоры, антитезы и параллелизмы придают тексту живость и публицистическую окраску.

Это стихотворение, как и вся вольнолюбивая лирика Некрасова, носит философский характер. Призывы поэта к крестьянской революции переплетаются с мотивами смысла жизни и высокого предназначения человека. Идеалом человека, оправдавшего своё предназначение, образцом решительности и последовательности в защите угнетённых и бесправных поэт считает Н.Г. Чернышевского и за перенесённые им страдания обожествляет его образ.

Анализ стихотворения В деревне Некрасова

Практически для каждого человека существование представляет собой череду радостей и трудностей, достижений и испытаний, волнений, которые наполняют разные дни. Если посмотреть на эту картину в сумме, то вполне возможным становится понять всеобщность страданий и даже как-то примириться с этим фактом или вообще стать безучастным и безразличным.

Тем не менее страдания и беды каждого отдельного человека всегда представляют собой существенный факт. Даже если страдает самый простой человек, его горе и печаль может равняться размерам всего мира, ведь каждый отдельный человек и носит в себе какой-то отдельный мир. Понятное дело, для статистики эти факты являются незначительными, а для личной биографии они обладают огромным значением.

Некрасов всегда тщательно исследовал, если так возможно сказать, страдания и печали народа. Он был чуток ко всему подобному и вот такую картину сопереживания мы наблюдаем в стихотворении В деревне.

Вероятнее всего там действительно описывается его день, когда и работа не идет и прогулка не приносит особенного удовольствия. Поблизости от колодца он останавливается чтобы услышать разговор двух старушек. Как оказывается, старушка осталась без кормильца сына-охотника и теперь тоскует об этом.

Произведение состоит из трех частей, из которых центральная является самой крупной и представляет собой причитания и горевания старушки, а две другие обрамляют основную часть и относятся более к словам и переживаниям автора. По всей средней части рефреном идет фраза «Умер, Касьяновна, умер..», которая может иметь различные дополнения после второго слова «умер» или незначительные модификации. Так или иначе, старушка неустанно повторяет фразу, которая как бы не может спокойно пребывать в ее сознании, она старается смириться и примириться с этим фактом.

Этот рефрен обрамляется различными подробностями про молодого Савушку, который обладал крепким здоровьем «Росту большого, рука что железная», «косая сажень» в плечах и ранее одолел рогатиной сорок медведей. По-видимому, речь идет об умелом охотнике, который действительно знал свое ремесло, но всему приходит конец и с одним медведем он совладать не сумел как бы не был смел.

Трагедия гибели также омрачается и весьма неприятной ситуацией, в которой оказывается сама старушка. Ведь теперь некому и поле вспахать и настрелять зайцев для новой шубы. Поэтому она остается в старой избенке, которое тоже не много времени осталось.

Старушка неимоверно тоскует и говорит о своем небольшом помешательстве об отсутствии дальнейшей цели и надежде на скорую кончину. «По миру сил нет ходить». Тем более уезжает в город и барыня Марья Романовна, при которой вероятно держались эти крепостные.

Автор завершает произведение словами сочувствия и образом черной сетки, которая располагается между глазом и небом. Образом весьма символичным, который указывает на разделенность между чем-то идеальным высшим и человеком. Эти сферы разделяются сеткой страдания, которое так тщательно исследовал Некрасов.

Анализ стихотворения В деревне по плану

В деревне

Возможно вам будет интересно

Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

Произведение поэта имажиниста Есенина Мы теперь уходим понемногу вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца

Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. Оно написано в 1944 году. Фет нередко обращался к «вечерней» тематике поэзии. Его «Серенада» навеяна чертами романтизма и в то же время напоминает русскую протяжную

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Анализ стихотворения Некрасова В деревне

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня». в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов. действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Забытая деревня»

Поэтическое произведение «Забытая деревня» в первописном варианте имело название «Барин». Оно посвящено крестьянской тематике. За жанром – это стихотворение. Оно – настоящий кладезь народных песен, которые предвкушают мечту о добродушном барине в «забытой деревне». Ритмика стиха фольклорная.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

Изображение «славного» помещика тесно связано с крестьянской жизнью, в которой одни покидают этот мир, другие идут в солдаты, третьи – выходят замуж либо женятся… Жизненных перемен довольно много, однако среди них нет того, что связано с верованием в благодетельного барина.

В «Забытой деревне», как и во многих других произведениях поэта, кульминационные моменты перенесены в заключительные строки. Когда помещика «старого отпели», новый, смахнув слезу, «сел в свою карету – и уехал в Питер».

Показывает с помощью поэтики Некрасов и сломанные прихотью крепостников женские судьбы крепостниц. Вспомнить хотя бы бабушку Ненилу, которая ждет «доброго барина» и свято верит, что он «велит дать лесу» для починки избы. А вот девушка по имени Наташа – крепостная душа – мечтает о скором замужестве, ведь ее искренне любит «хлебопашец вольный». Да не тут-то было, ведь преградой становится «главный управитель».

Трагичность заключается в том, что, казалось бы, обычным мечтам крестьянок не суждено сбыться. Новоиспеченный барин даже не думает о деревне. Он, живя в городе, совсем забыл о своих крепостных, его не волнуют их проблемы, а без его присутствия что-то поменять невозможно. А вот механизм деспотов здесь срабатывает и без помещичьих решений. Таким образом, крестьяне воспринимают жизнь по-своему, а рабский труд убивает в каждом из них личность.

Николай Некрасов был уверен в том, что крепостничество было пережитком прошлого, он возмущался, как крестьяне могли слепо верить в справедливые поступки помещика, считая его мудрым покровителем.

К сожалению, «забытых деревень» в середине ХІХ века было много. Помещики жили в роскоши, выходили в высший свет, поэтому крестьяне зачастую просто не знали их.

Некрасов попытался развеять миф о справедливом крепостнике в ироническом тоне, поэтому стих имеет насыщенную социальную окраску. Следовательно, он вызвал негодование со стороны верхушки общества, многие ее представители считали, что «мужицкие стихи» не должны поддавать позору русскую поэзию.

«Забытая деревня» Н.Некрасов

«Забытая деревня» Николай Некрасов

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом1 показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Послушайте стихотворение Некрасова В деревне

«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Забытая деревня» написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось «Барин».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в «Современнике» № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин – это Александр ІІ, а забытая деревня – вся Россия. Но стихотворение следует трактовать шире.

Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила – воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению, не позволяя Наташе выйти замуж и преследуя собственные цели. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая – отдельный эпизод из жизни забытой деревни. В первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин».

В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени: старушка Ненила, которой нужен был лес для починки избушки, умерла, отнятый у крестьян соседом кусок землицы приносит высокие урожаи, Игнат, который хотел жениться на Наташе, «угодил в солдаты». В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет».

Пятая строфа тоже отдалена во времени от предыдущей. Она описывает приезд барина на похоронных дрогах в гробу. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин, приехавший на похороны, «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения.

Тема стихотворения отражена в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

Основная мысль стихотворения: развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить: крестьянам нечего надеяться на помощь свыше.

Тропы и образы

Крестьянку Ненилу Некрасов описывает с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: бабушка, старушка, избёнка, избушка. Такие же суффиксы употребляются для описания крестьян или их имущества: косячок землицы, Игнаша, Наташа, парнишки.

Представители власти описаны отрицательными эпитетами или приложенями-характеристиками: лихоимец жадный, сосед-плут. Управляющий-немец называется сердобольным (ирония). Глаголы Некрасов использует просторечные, передавая живой крестьянский язык: оттягал, погодим, перечит, угодил в солдаты, не бредит свадьбой.

Сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а эпитеты описывают его гроб (высокий, дубовый).

Стихотворение – отрезок жизни забытой деревни, за который сменились поколения, выросли дети и постарели взрослые. Читатель видит происходящее глазами крестьян и воспринимает события через призму их сознания.

Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который, подобно древнегреческому, указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение – худшее наказание для человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с четырьмя ударениями в строке. Близость к тоническому стиху подчёркивает народность, песенность. Строфы состоят из 6 строчек с парными женскими рифмами, чаще всего банальными, как в народной поэзии.

Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова

Стихотворение “Забытая деревня” является одним из самых трагических в творческом наследии Некрасова. Краткий анализ “Забытая деревня” по плану разъяснит ученикам 10 класса суть рассказанной истории. Этот материал может быть использован на уроке литературы и как дополнительный, и как основной.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Забытая деревня.

История создания – произведение было написано в 1856 году и в том же году опубликовано, войдя в собрание сочинений.

Тема стихотворения – история забытой деревни, в которой живут люди, чьи ожидания не сбываются.

Композиция – стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой отдельную историю. Композиционно оно делится на две части, в первую входят три заглавные строфы, во вторую – две последние.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – дольник с женской рифмой.

Эпитеты“плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый”.

История создания

Стихотворение написано Некрасовым в 1856 году. После того, как Чернышевский опубликовал на него статью в “Современнике”, цензура нашла в нем аллегорическое содержание: в 1855 году умер император Николай Первый, на престол взошел Александр Второй. Поэта обвиняли в том, что именно их он описал в образе старого и нового барина, а забытая деревня – это вся Россия. Насколько справедлива такая трактовка, до сих пор точно неизвестно.

Как бы там ни было, в 1856 году было опубликовано собрание сочинений Некрасова, куда вошло и это произведение. Изначально поэт дал ему другое название – “Барин”, однако позже решил изменить его на более выразительное.

Стихотворение посвящено забытой деревне. В ней живут люди, зависимые от воли барина – только он может решить множество крестьянских проблем, но они его совершенно не интересуют. Так и проходит жизнь людей в несбывшемся ожидании.

Таким образом Некрасов развенчивает существующий в среде крестьянства миф о добром барине. Он говорит о том, что простым людям не стоит надеяться на помещиков, так как те живут своей жизнью и совершенно не интересуются тем, что происходит в их деревнях.

Композиция

Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.

Этот стих – один из самых ярких образцов гражданской лирики Некрасова. Поэт описывает не просто равнодушие барина к судьбе простых людей, но и пассивность крестьян, которые только и надеются, что на приезд кого-то свыше.

Написанное дольником, произведение напоминает песни, которые складывали крестьяне, жалуясь на свою судьбу. Народность и песенность подчеркивается близостью к тоническому стиху. Также автор использует характерные для народной поэзии банальные женские рифмы.

Средства выразительности

Поскольку поэт приближает свое произведение к народной песне, язык в нем тоже достаточно простой. Из всех троп Некрасов предпочитает эпитеты – “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый” , тоже очень простые. Эти средства выразительности подчеркивают связь написанного стихотворения с народной традицией.

Особую роль играет рефрен “вот приедет барин” , выражающий чаяния крестьян. В четвертой строфе он трансформируется во фразу “ барин все не едет “, а пятая строфа придает повторению иронический смысл – вот барин соизволил приехать, но – уже в гробу .

Ссылка на основную публикацию