Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прощанье» было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К.И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н.Г.Чернышевский числил его среди своих любимых, о чём в том же 1931 г. К.И. Чуковскому успела сообщить О.С.Чернышевская (вдова ближайшего сотрудника и соратника поэта).

«Прощанье» обращено к А.Я.Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения – размолвка между ними.

Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединённые в «панаевский цикл». В одно из расставаний и написано стихотворение «Прощанье».

Литературное направление и жанр

Интимная лирика поэта-реалиста – явление удивительное, почти невозможное, особенно поражавшее читателей 1850-х, для которых всё ещё привычны в лирической поэзии стереотипы романтизма. Глубокий психологизм, неповторимость каждой конкретной любви, невозможность ни любовь, ни разлуку предсказать, осмыслить и выстроить по стереотипу – в этом современники Некрасова видели необычность, почти неприличие его интимной лирики. В ней лирический герой, до боли напоминающий автора, бесстрашно открывал сокровенные тайны своей души, а его Муза и героиня была узнаваема и конкретна во всех её чувствах и поступках. Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал «Прощанье».

Тема, основная мысль и композиция

Тема – тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже ещё сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни. Завязка – расставание на полпути, а всё развитие действия – мучительное переживание разлуки. Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил – полное обессиление («даже плакать нету силы»). Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма. Но неизбежна трагическая развязка – духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма – лишь цветы на могилу умершего сердца.

Тропы и образы

Три тропа на девять строк – гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они – его скрепы. Разошлись на полпути – общеязыковая метафора, своей избитостью подчёркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, – напротив, неожиданное сравнение. Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма – метафора могила сердца моего. Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это «милое» волнение.

В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову «прости»: оно последнее и роковое.

В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз – как душевную пустоту.

Повторение однокоренных слов «разлучились до разлуки» усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания «Только смерть разлучит нас».

Размер и рифмовка

Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой (девятистишьем). Рифмовка стихотворения – аББаВгВВг – самобытная некрасовская.

Анализ стихотворения Некрасова Прощанье

Стихотворение было посвящено Авдотье Панаевой и написано 29 июля 1856. Связано с попыткой разорвать отношения с ней.
Прости

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
Некрасов долго и болезненно любил писательницу Авдотью Панаеву и посвятил ей целый цикл стихотворений
Однако жизнь сложна и трагична, и стихи тоже полны драматичности. Со своей любимой они часто очень бурно ссорились, но и быстро мирились, поэт просил у неё прощение, просил забыть о ссорах и т. д.
Это стихотворение одно из таких.
Некрасов просит Авдотью не помнитьтех мгновений, когда она ушла от мужа к нему, не впадать в тоску, унынье. Не злиться на него и на себя, не помнить скандалов, своих слёз и его угроз расстаться в порыве своего гнева,
Но зато помнить только хорошее: дни зарождения их большой любви, многочисленные прогулки, общения друг с другом и просит её:
“Благослови (всё это) и не забудь! ”
Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем.
Н. А. Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем.
Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.
Лучшим ее памятником являются посвященные ей стихотворения Некрасова: “Прости, не помни дней паденья”, “Тяжелый крест достался ей на долю”, “Бьется сердце беспокойное” и многие другие. Некрасов и после разлуки с нею воспевал ее как близкого друга:
Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Прости»

Поэты часто обращаются к своим возлюбленным при помощи своего дара. Уж сколько написано элегий, сонетов, воспеваний и любовных четверостиший наверно никому не пересчитать! Это наверное началось с того момента как человек впервые письменно признался в любви. И понеслось… Но перед нами не признание, а скорее послесловие любви. Как раз тот момент, когда всё закончилось.

Прошла любовь, прошла страсть, наверное, осталось только горькое разочарование. А может быть осталось то, что мы называем ностальгией чувств – это когда вспоминается только хорошее, только то когда была встреча. Были дни и ночи. Было простое человеческое счастье. Но такое бывает, когда счастью приходит конец.

И неважно почему, важно, может быть, от чего. Расходятся люди по разным причинам. Фаворит таких причин – измена. Потом обида, потом ненависть, потом вражда между родственниками. Много всего накатывает, когда приходит понимание о том, что лучше разойтись.

И вот разошлись. Но при этом легче никому не стало, наоборот стало намного больнее. Но и это ощущение всего на несколько месяцев, потом как-то проходит и это. И тогда приходит та самая ностальгия. И тогда на ум приходят те самые слова, что написал Некрасов. Слова отчаянно просившие простить. Простить то легкомыслие, простить ту глупость, что была рядом, когда принимали решение забыть друг о друге.

Простить вероломство и нечаянную обиду, простить упрямство. Кроме прощения стоит попросить помнить только самое светлое и самое лучшее, что было, пока двое были вместе. Это не легко, но это вполне возможно, просто простить и забыть весь негатив, все эмоции, которые пошли не на пользу, а во вред. Простить и забыть. Не держать при себе, не вспоминать горькие минуты. Со временем у обоих возникнут новые отношения, новые счастливые минуты и новые раздоры. Но это потом, когда-нибудь…

Вообще то такие слова можно говорить и после первой любви. по крайней мере можно с точностью утверждать, что первая любовь не проходит бесследно. Она остаётся раз и навсегда и о ней помнят вне зависимости от срока давности. И как правило, эта любовь, увы, не долгая.

Мало кому удаётся её удержать и сохранить до конца своих дней в совместном проживании. Мало кому удаётся даже запомнить того кого любил или любила… Даже не смотря ни на что стоит всё время говорить «Прости и отпусти. И помни светлые дни и жаркие ночи»… Как же всё просто!

«Прости» Н.Некрасов

«Прости» Николай Некрасов

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения Некрасова «Прости»

В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства поэта только в 1846 году, положив начало одному из самых оригинальных романов культурной России второй половины девятнадцатого столетия. Дело в том, что Николай Алексеевич переехал в дом Авдотьи Яковлевны и ее мужа. Около шестнадцати лет они жили втроем. Самое интересное — Панаев сумел сохранить неплохие отношения с Некрасовым. Вместе литераторы работали над журналом «Современник». Странный роман поэта завершился в 1863 году. Панаева ушла от Некрасова практически сразу после смерти своего законного мужа.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

Любви к Авдотье Яковлевне Николай Алексеевич посвятил серию стихотворений, известную под названием «панаевский цикл». В него входит и миниатюра «Прости», датированная 1856 годом. Она пользовалась огромной популярностью у русских композиторов. На данный момент существует около сорока композиций. В частности, музыку для стихотворения написали Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи. Произведение представляет собой искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический герой просит забыть ее все, что может вызвать негативные эмоции, — дни тоски, озлобления, уныния, проявления ревности, слезы. При этом он призывает помнить лучшие времена, когда в паре царила любовь.

«Панаевский цикл» — своеобразный роман в стихах. По произведениям, включенным в него, нетрудно проследить, как развивались отношения Николая Алексеевича и Авдотьи Яковлевны. Становится понятно, насколько сложно порой приходилось влюбленным, как тяжело они переживали ссоры. При этом Некрасов описывает не только чувства лирического героя. Он создает женский характер, показывая его в развитии, в различных проявлениях. Такой подход к любовной лирике был новаторским для русской поэзии девятнадцатого столетия. Еще один важный момент — человеческую природу Некрасов в «панаевском цикле» постигал не в духе «натуральной школы», к которой был близок. В этом смысле он, скорее, следовал за Достоевским, что отмечается многими литературоведами, изучавшими творчество Николая Алексеевича.

Мы разошлись на полпути.

Даже не верится, что эти строки Николай Некрасов написал в далёком 1856 году – уж очень они близки и понятны современным людям. Это стихотворение трогает до глубины души, ведь в такой ситуации оказывались очень многие.

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом “прости”.
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного.
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы –
С могилы сердца моего!

И всё же жизнь прекрасна и полна надежд. Именно об этом воодушевляющее стихотворение узбекской поэтессы «Не запрещай себе Мечтать» .

Послушайте стихотворение Некрасова Прощанье

Анализ «Прощанье» Некрасов

Анализ «Прощанье» Некрасов

«Прощанье» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Прощанье» было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К.И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н.Г.Чернышевский числил его среди своих любимых, о чём в том же 1931 г. К.И. Чуковскому успела сообщить О.С.Чернышевская (вдова ближайшего сотрудника и соратника поэта).

«Прощанье» обращено к А.Я.Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения – размолвка между ними.

Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединённые в «панаевский цикл». В одно из расставаний и написано стихотворение «Прощанье».

Литературное направление и жанр

Интимная лирика поэта-реалиста – явление удивительное, почти невозможное, особенно поражавшее читателей 1850-х, для которых всё ещё привычны в лирической поэзии стереотипы романтизма. Глубокий психологизм, неповторимость каждой конкретной любви, невозможность ни любовь, ни разлуку предсказать, осмыслить и выстроить по стереотипу – в этом современники Некрасова видели необычность, почти неприличие его интимной лирики. В ней лирический герой, до боли напоминающий автора, бесстрашно открывал сокровенные тайны своей души, а его Муза и героиня была узнаваема и конкретна во всех её чувствах и поступках. Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал «Прощанье».

Тема, основная мысль и композиция

Тема – тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже ещё сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни. Завязка – расставание на полпути, а всё развитие действия – мучительное переживание разлуки. Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил – полное обессиление («даже плакать нету силы»). Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма. Но неизбежна трагическая развязка – духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма – лишь цветы на могилу умершего сердца.

Тропы и образы

Три тропа на девять строк – гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они – его скрепы. Разошлись на полпути – общеязыковая метафора, своей избитостью подчёркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, – напротив, неожиданное сравнение. Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма – метафора могила сердца моего. Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это «милое» волнение.

В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову «прости»: оно последнее и роковое.

В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз – как душевную пустоту.

Повторение однокоренных слов «разлучились до разлуки» усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания «Только смерть разлучит нас».

Размер и рифмовка

Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой (девятистишьем). Рифмовка стихотворения – аББаВгВВг – самобытная некрасовская.

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

В 1856 году Некрасов написал стихотворение “Прощанье”, но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям. Многие из них в последующем помнили стих наизусть.

Свое произведение Некрасов посвятил своей жене – Авдотье Яковлевне Панаевой. В браке Панаевой и Некрасова присутствовали частые ссоры. Они много раз разъезжались с мыслью, что этот раз последний, но все равно возвращались друг другу. В одну из таких размолвок было написано стихотворение “Прощанье”

Тема – любовь людей, которые так нуждаются друг в друге, но не могут быть вместе. Основная мысль проходить нитью через стихотворение, она заключается в жизни поэта, которую, согласно лиричным представлениям Некрасова, он должен провести с дамой сердца. В самом начале стихотворения словами “расходятся на полпути” поэт говорит нам о том, что эта история закончилась на полпути его жизни, когда должна была закончиться в конце.

“Мы разлучились до разлуки” – слова о том, что ненавистная его сердцу разлука пришла слишком рано. Западающая строка “даже плакать нету силы”

Он будет хранить эти письма, ведь они “святы, как цветы с могилы”. “С могилы сердца моего” – этой строкой поэт как бы подчеркивает то, что без нее нет больше жизни на земле.

В стихотворении присутствует два раза слово “могила”, показывая, что после этого расставания он мертв как душой, так и телом. И всего два эпитета к слову “прости”, которое становится “последним” и “роковым” для героя произведения.

Стих в девять строк, со сбивчивой рифмой, селят в сердца читателей тоску и заставляют задуматься о силе настоящей любви.

Розробка сценарію до виступу “Ми – козачата” Учень: Хто ж вони, козаки? Давайте спробуємо на хвилину замислитися над змістом слів “козак”, “козаки”. Що вони будять у душі? Мабуть, у вашій уяві спалахнув образ сильних, мужніх і відданих.

Контрольная работа по русскому языку 5 класс по итогам 1 полугодия 5 класс Контрольная работа по русскому языку по итогам 1 полугодия 1. Списать текст, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Дедушка Мороз По древн…м поверьям, Мороз выг…няет на поля злых.

Афанасий Афанасьевич Фет, биография Год и датаМесто и событие 1835 – 1837 Обучался в немецком пансионе. 1844 Окончил словесное отделение Московского университета. Во время обучения сблизился с Апполоном Григорьевым и студентом юридического факультета Яковом.

Сочинение по картине Поленова Заросший пруд 1 вариант сочинения описания Картина В. Поленова “Заросший пруд” несет в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При ее создании художником были использованы темные тона, однако это не делает ее мрачной.

“Тоска по родине!” анализ стихотворения Цветаевой История возникновения стихотворения Становление новой власти в России начала 20-го века разрушило привычный уклад жизни большинства людей. Особенно тяжко приходилось представителям дворянства – многим из них подверглись гонениям и ссылкам.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

Путешествие вокруг земли Обобщающий урок подвижные игры 1 класс Урок – Физическая культура Класс – 1 класс Раздел программы : Подвижные игры Тема урока: Путешествие вокруг Земли Тип урока : Образовательно – познавательный. Цель урока: Развитие двигательных умений и.

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 3-ем классе Календарно-тематическое планирование уроков английского языка в 3-ем классе УМК Вербицкая М. В. Месяц Дата № урока Тема Лексико-грамматический материал Домашнее задание 1-я четверть С Снова в школу. Повторить общие и.

“Організація життєдіяльності дитини” Особистісно орієнтована, гуманістична педагогічка розглядає дитину в сукупності всіх її прояв, у тому числі й вікових, статевих, особливостях індивідуальної історії життя тощо. Це вимагає змін у підході до комплектування груп.

Периоды творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину – великому сатирику, “прокурору русской общественной жизни”. Раннее творчество развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести “Противоречия” и.

Важнейшие обряды, религиозные действия верующих Один из основных обрядов – суннат, т. е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к.

Сценарий выпускного вечера ВЫПУСКНОЙ 1-й ведущий : Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Вот и настал волнующий час, когда на последней страничке, на завершающей страничке вместо многоточия ваши Дети поставят сегодня. Прощай девятилетняя школа! Сегодня мы.

Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова. Лермонтов общался с вдовой, и женщина оставляет поэту подарок покойного мужа.

Шариков – характеристика персонажа Произведение: Собачье сердце В начале и в конце произведения Шариков Полиграф Полиграфович – это добрый и ласковый пес Шарик. Но после эксперимента профессора на свет появляется чудовищный гомункул Шариков. Шариков.

“Золотая осень” анализ стихотворения Пастернака Осень в средней полосе России протекает медленно и наступает исподволь, совсем незаметно, что дает каждому русскому человеку возможность не спеша насладиться красотой “пышного природы увяданья”. Именно поэтому золотая осень вдохновила.

Пелагея Ниловна Власова – характеристика персонажа Произведение: Мать Ниловна, Власова Пелагея Ниловна – главная героиня повести, образ которой символизирует Россию , а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения – общечеловеческое.

“Под влиянием простора и встреч с людьми” Как же отразились украинские впечатления в художественном творчестве Чехова? У него сравнительно немного произведений, написанных непосредственно на украинском материале. Гораздо важнее, что у молодого писателя после пребывания в Украине усиливаются.

“Тихий Дон” М. А. Шолохова – роман о судьбах народа в переломную эпоху В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата. М. Шолохов. Тихий Дон М. Шолохов первым рассказал миру о жизни и укладе донских казаков, показав широкую картину казачьего нравственного мира.

Сочинение Приведи в порядок свою планету рассуждение Это очень хороший призыв, по-моему. Земля, как известно, наш дом, поэтому нужно содержать его в чистоте. А тут понятно, что люди уже его очень засорили. Люди думали о другом… О.

Сочинение на тему Какого человека называют культурным Культура – основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы. Образование – это тоже часть.

Иван Тимофеевич – характеристика персонажа Произведение: Олеся Иван Тимофеевич – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель. И. Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

«Прости» Н. Некрасов. «Прости», анализ стихотворения Некрасова Некрасов прощение

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения «Прости» Некрасова

Трудные отношения Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Яковлевной Панаевой – основа любовной лирики поэта на протяжении многих лет.

Стихотворение написано 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он известный литератор с широкими демократическими взглядами, издатель журнала «Современник». На эти же годы приходится тяжелая болезнь писателя. С Авдотьей Панаевой он к этому времени знаком довольно давно. Эта запутанная, иногда мучительная для всех сторон (женщина была замужем) история тянулась много лет. Несколько раз они были на грани разрыва отношений. Особенно надломила поэта смерть их маленького сына. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с парной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам автор. Композицию можно разделить на 2 части: нынешнее положение дел, крушение, усталость, разочарованье. И прошлое счастье. Начинает герой с патетического восклицания, давшего название всему стихотворению. У его обращения повелительное наклонение, он убеждает героиню последовать его советам.

Настойчивый рефрен «не помни», возглавляющий строку, прячущийся в ее середине, держит на себе целую гроздь негативных эмоций: паденье, тоска, озлобленье, унынье. Видимо, страстные натуры участников этой истории порядком портили эти отношения. Вторая строфа начинается с «но». Ведь «бури и слезы» — это еще не все. В первой же строке появляется слово «любовь». Поэт утверждает, что этот путь они «свершали бодро». Он подчеркивает местоимение «мы». Завершается произведение призывом благословить эти годы. Он обещает не забыть это чувство, о том же просит и героиню. Само расставанье даже не обсуждается. Он лишь просит простить его за появленье в ее жизни. Н. Некрасов заявляет, что радость была, несмотря на скандальность их положения, осуждение общественности, упреки друзей. Прощается почти назидательно, будто он гораздо старше, чем был на самом деле. Кто знает, могло ли понравиться такое стихотворение его, как он уже считал, бывшей возлюбленной? Впрочем, общеизвестно, что они не разошлись. Только овдовев, А. Панаева уходит от поэта. В завещании Н. Некрасов оставил ей часть своих средств. Четверостишия переполнены перечислительной градацией. Противопоставление «дней» из первой строфы и из второй. Эпитеты: ласково, бодро. Метафора: любви светило.

«Панаевский цикл» Н. Некрасова – портрет любимой женщины в развитии, исследование женской психологии, погружение в мир чувств.

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

Анализ стихотворения Некрасова «Прости»

В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона, собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства поэта только в 1846 году, положив начало одному из самых оригинальных романов культурной России второй половины девятнадцатого столетия. Дело в том, что Николай Алексеевич переехал в дом Авдотьи Яковлевны и ее мужа. Около шестнадцати лет они жили втроем. Самое интересное — Панаев сумел сохранить неплохие отношения с Некрасовым. Вместе литераторы работали над журналом «Современник». Странный роман поэта завершился в 1863 году. Панаева ушла от Некрасова практически сразу после смерти своего законного мужа.

Любви к Авдотье Яковлевне Николай Алексеевич посвятил серию стихотворений, известную под названием «панаевский цикл». В него входит и миниатюра «Прости», датированная 1856 годом. Она пользовалась огромной популярностью у русских композиторов. На данный момент существует около сорока композиций. В частности, музыку для стихотворения написали Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи. Произведение представляет собой искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический герой просит забыть ее все, что может вызвать негативные эмоции, — дни тоски, озлобления, уныния, проявления ревности, слезы. При этом он призывает помнить лучшие времена, когда в паре царила любовь.

«Панаевский цикл» — своеобразный роман в стихах. По произведениям, включенным в него, нетрудно проследить, как развивались отношения Николая Алексеевича и Авдотьи Яковлевны. Становится понятно, насколько сложно порой приходилось влюбленным, как тяжело они переживали ссоры. При этом Некрасов описывает не только чувства лирического героя. Он создает женский характер, показывая его в развитии, в различных проявлениях. Такой подход к любовной лирике был новаторским для русской поэзии девятнадцатого столетия. Еще один важный момент — человеческую природу Некрасов в «панаевском цикле» постигал не в духе «натуральной школы», к которой был близок. В этом смысле он, скорее, следовал за Достоевским, что отмечается многими литературоведами, изучавшими творчество Николая Алексеевича.

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра (около 40). Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана Панаева, друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой. Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроём, успешно работали над журналом. Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение. Некрасов и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» – один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюблённых. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже её характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары. Это стихотворение, подобно пушкинскому «Я вас любил» , описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер. Жанр стихотворения – интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть всё плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но , начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая – чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюблённых. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение – бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передаётся с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури – светило любви, всходящее над влюблёнными, свершаемый ими путь любви. Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюблённых: тоска, унынье, озлобленье, слёзы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных – прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не . То есть, повторяя не помни , лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных (очевидно, редких) дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай , а извини , давай останемся вместе .

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами. Негативно окрашенные рифмы в первой части (паденья – озлобленья, слёз – угроз ) сменяются оптимистичными во второй (светило – всходило, путь – не забудь ).

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 150. Впервые опубликовано: БдЧ, 1856, N 10 (ценз. разр. – 22 сент. 1856 г.), с. 206, с подписью: “Н. Некрасов”. В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий “Стихотворений”. Беловой автограф в письме Некрасова к Тургеневу от 30 июля 1856 г. – ИРЛИ, 21194. Некрасов приводит эти стихи (в письме) как “написанные вчера”) чем определяется их датировка. Относится к группе стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой. Многократно положено на музыку (А. Маркович, 1856; Н. Т. Кравцов, 1858; Ц. А. Кюи, 1859; Н. Ф. Бунаков, 1863; В. Н. Кашперов, 1864; Ю. Г. Гербер, 1870; А. И. Дюбюк, 1870; д д. Ржевская, 1870; Л. А. Фохт, 1873; Н. П. Карцев, 1878; К. Ю. Давыдов, 1879; А. А. Ильинский, 1879; В. Л. Фабиан-Бланки, 1879; А. Б. Куракин, 1881; Н. А. Римский-Корсаков, 1883; П. И. Чайковский, 1887; С. М. Блуменфельд, 1889; С. Д. Волков-Давыдов, 1889, К. Н. Лазари, 1889; М. Г. Вальяни, 1891; И. Ф. Россет, 1892; д. И. Манн, 1893; В. В. Варгин, 1894; А. Ф. Тюрнер, 1897; Г. Я. Фистулари, 1899; Н. Д. Дмитриев, б. д.; В. П. Калафати, 1900; Р. А. Гуммерт, 1901; И. Н. Соколов, 1901; Н. И. Филшшовский, 1901; Л. В. Николаев, 1902; Н. С. Терещенко, 1902; Н. Н. Черепнин, 1904; В. А. Золотарев, 1906; Д. К. Саришский-Бей, 1906; А. К. Черткова, 1908; Ф. М. Блуменфельд, 1910; Ф. Ю. Бенуа, 1912; Б. Л. Левинзон, 1912; М. Д. Кетриц, 1913; А. И. Юрасовский, 1915; А. Н. Александров, 1948).

Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

В 1856 году Некрасов написал стихотворение “Прощанье”, но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям. Многие из них в последующем помнили стих наизусть.

Свое произведение Некрасов посвятил своей жене – Авдотье Яковлевне Панаевой. В браке Панаевой и Некрасова присутствовали частые ссоры. Они много раз разъезжались с мыслью, что этот раз последний, но все равно возвращались друг другу. В одну из таких размолвок было написано стихотворение “Прощанье”

серыми, печальными тонами.

Тема – любовь людей, которые так нуждаются друг в друге, но не могут быть вместе. Основная мысль проходить нитью через стихотворение, она заключается в жизни поэта, которую, согласно лиричным представлениям Некрасова, он должен провести с дамой сердца. В самом начале стихотворения словами “расходятся на полпути” поэт говорит нам о том, что эта история закончилась на полпути его жизни, когда должна была закончиться в конце.

“Мы разлучились до разлуки” – слова о том, что ненавистная его сердцу разлука пришла слишком рано. Западающая строка “даже плакать нету силы”

показывает, насколько герой опустошен от этой потери. И трагическая развязка: духовная смерть постигла его, и он просит “писать письма”, ибо любовь его так сильна, и эти клочки бумаги станут греть его погасшее сердце.

Он будет хранить эти письма, ведь они “святы, как цветы с могилы”. “С могилы сердца моего” – этой строкой поэт как бы подчеркивает то, что без нее нет больше жизни на земле.

В стихотворении присутствует два раза слово “могила”, показывая, что после этого расставания он мертв как душой, так и телом. И всего два эпитета к слову “прости”, которое становится “последним” и “роковым” для героя произведения.

Стих в девять строк, со сбивчивой рифмой, селят в сердца читателей тоску и заставляют задуматься о силе настоящей любви.

Другие работы по этой теме:

“Прощанье” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским.

Анализ стихотворения Некрасова “О письма женщины, нам милой!…” В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему.

Анализ стихотворения Некрасова “Горящие письма” Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16.

Анализ стихотворения Маяковского “Прощанье” Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов.

Анализ стихотворения Некрасова “Замолкни, Муза мести и печали!…” Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса.

Анализ стихотворения Некрасова “Поэт и гражданин” В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст.

“О Муза! Я у двери гроба!” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “О Муза! Я у двери гроба!” написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение –.

“Элегия” анализ стихотворения Некрасова Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков. Не исключением стало произведение.

Анализ стихотворения Некрасова “Памяти Белинского” Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался.

“Прости” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было.

Ссылка на основную публикацию