Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Автор: Guru · Опубликовано 09.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

История создания

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

«Рыцарь на час» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История создания

Николая Алексеевича Некрасова нельзя назвать баловнем судьбы. Вместо весёлого и беззаботного детства он вынужден был столкнуться с неоправданной жестокостью и деспотичностью своего вельможи тирана-отца. Его скверный характер портил жизнь как домашней прислуге, так и семье мужчины. Сильнее всех страдала от своего мужа мать Николая, но даже несмотря на жестокое поведение мужа, она дарила своим детям нежность и любовь, в которой они нуждались. Устав от домашнего насилия, молодой поэт покинул родительский дом, из-за чего отец без раздумий лишил его наследства.

Долгое время Некрасову приходилось жить практически в нищете, однако даже это не сломило его, а лишь укрепило его дух и гражданскую позицию. Однако, как оказалось, бедность — не самое страшное, что он мог себе представить. Его идеи всё реже находили отклик в массах. Со временем поэт всё больше разочаровывался в себе, своих идеях и всем, во что так рьяно верил, что отстаивал. Даже поэзия не могла вывести его из этой тоски.

В 1862 году Николай Некрасов пишет «Рыцарь на час», в котором анализирует своё, как он считает, предательство идеалов. Сперва он собирался назвать стихотворение «Бессонница», но позже передумал.

«Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографии, писателя, но свет она так и не увидела, зато журнал «Современник» напечатал стихотворение уже в 1863 году.

Основная тема

Основа произведения — раскаяние и покаяние героя в его безделье и безынициативности. Все свои идеалы и ценности, за которыми он прошёл тернистый путь в юности, став старше, он полностью отвергает и предаёт.

Казалось бы, лирические отступления с описаниями природы и ночных пейзажей бессмысленны, но на самом деле они немало значат, ведь помогают полнее раскрыть персонажа, показывая, как он любуется ими, выражает переживания и мысли, гнетущие его и вызванные раскаянием. Хоть в словах героя и звучит презрение к собственным делам, он честен перед самим собой и собственной совестью.

Происхождение названия тоже неслучайно. «Рыцарь на час» — это фразеологизм, значение которого автор раскрывает по ходу повествования. Персонаж отождествляет себя с героем, который готов к великим поступкам и свершениям лишь на словах, а как только настаёт время действия, оказывается жалким и безвольным трусом.

В произведении «Рыцарь на час» автор особое значение придаёт главной мысли: недостаточно просто иметь своё мнение и позицию, недостаточно говорить о ней. Нужно доказывать её делами, не останавливаться перед трудностями и верить в собственные силы.

Композиция стихотворения

Для того чтобы текст проще воспринимался читателем, автор не стал делать конструкцию слишком сложной. Всё произведение можно разделить на три большие части:

  • Первая часть — вступительная. Она состоит из размышлений персонажа. Описание пейзажа и лунной осенней ночи подчёркивает его настроение. Он восторгается красотой, вдохновлён, решителен.
  • Вторая часть сильно контрастирует с первой. Она наполнена грустью и тоской героя. Он вспоминает мать, которую считал самым родным и любимым человеком. В каком-то смысле эту часть можно назвать исповедью героя перед матерью, когда он просит у неё прощения и помощи.
  • В третьей же части персонаж спускается с небес на землю. Он наконец смирился с тем, что неспособен на подвиги, но также поднимает тему безвольного и слабого молодого поколения.

Жанр произведение

Даже после прочтения «Рыцаря на час» в кратком содержании понятно, что написано оно в жанре элегия. Но внимательный читатель заметит также и элементы портрета, пейзажного лирического отступления и даже эпического сюжета.

Стихотворный размер же — трёхстопный анапест, однако встречаются в тексте и редкие четырёхстопные строчки. Автор сделал такие вставки, чтобы остановить внимание читателя на определённых моментах или сделать драматическую паузу. Рифмуются строчки через одну, что говорит о перекрёстной рифме, однако есть некоторые окончания, которые остаются без рифмы. Они означают конец мысли и начало новой части повествования.

Невозможно передать истинные чувства в тексте, не используя средств выразительности. Вот какие выражения включил Некрасов в своё произведение:

  • Метафоры, например «волны белого лунного света».
  • Эпитеты: «поздняя», «пасмурный».
  • Олицетворения: «буйствующий ум», «бушующий ветер».

Произведение «Рыцарь на час можно назвать самым настоящим обращением к будущим поколениям, призыв не совершать тех же ошибок, что и предки, а двигаться вперёд, невзирая на все страхи и трудности. Автор, говоря в конце стихотворения о будущих поколениях, втайне надеется, что молодёжь не повторит его путь.

Произведение рыцарь на час. Стихотворение Н. А. Некрасова «Рыцарь на час»: анализ по плану. Тропы и образы

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.
История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

Жанр – Элегия

Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»

Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».

Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь — Я сегодня не буду томиться. По широкому полю иду, Раздаются шаги мои звонко, Разбудил я гусей на пруду, Я со стога спугнул ястребенка. Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно! Долго, долго за ним я следил, Я невольно сказал ему: славно! Чу! стучит проезжающий воз, Деготьком потянуло с дороги… Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой тела душа закипает, Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь — Будет время еще сосчитаться! В эту тихую, лунную ночь Созерцанию должно предаться. Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый. Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых, странных теней. От больших очертаний картины До тончайших сетей паутины Что как иней к земле прилегли,- Всё отчетливо видно: далече Протянулися полосы гречи, Красной лентой по скату прошли; Замыкающий сонные нивы, Лес сквозит, весь усыпан листвой; Чудны красок его переливы Под играющей, ясной луной; Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый — В нём легко отличишь издали; Грудью к северу; ворон тяжелый — Видишь — дремлет на старой ели! Всё, чем может порадовать сына Поздней осенью родина-мать: Зеленеющей озими гладь, Подо льном — золотая долина, Посреди освещенных лугов Величавое войско стогов — Всё доступно довольному взору… Не сожмется мучительно грудь, Если б даже пришлось в эту пору На родную деревню взглянуть: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами, родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша. Пожелай ей покойного сна — Утомилась, кормилица наша.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно Некрасова

Спи, кто может,- я спать не могу, Я стою потихоньку, без шуму На покрытом стогами лугу И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, на горе невысокой, Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий. Да! я вижу тебя, божий дом! Вижу надписи вдоль по карнизу И апостола Павла с мечом, Облаченного в светлую ризу. Поднимается сторож-старик На свою колокольню-руину, На тени он громадно велик: Пополам пересек всю равнину. Поднимись!- и медлительно бей, Чтобы слышалось долго гуденье! В тишине деревенских ночей Этих звуков властительно пенье: Если есть в околотке больной, Он при них встрепенется душой И, считая внимательно звуки, Позабудет на миг свои муки; Одинокий ли путник ночной Их заслышит — бодрее шагает; Их заботливый пахарь считает И, крестом осенясь в полусне, Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился, Насчитал я двенадцать часов. С колокольни старик возвратился, Слышу шум его звонких шагов, Вижу тень его; сел на ступени, Дремлет, голову свесив в колени. Он в мохнатую шапку одет, В балахоне убогом и темном… Всё, чего не видал столько лет, От чего я пространством огромным Отделен,- всё живет предо мной, Всё так ярко рисуется взору, Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла,- грудью своей Защищая любимых детей. И гроза над тобой разразилася! Ты, не дрогнув, удар приняла, За врагов, умирая, молилася, На детей милость бога звала. Неужели за годы страдания Тот, кто столько тобою был чтим, Не пошлет тебе радость свидания С погибающим сыном твоим.

Я кручину мою многолетнюю На родимую грудь изолью, Я тебе мою песню последнюю, Мою горькую песню спою. О прости! то не песнь утешения, Я заставлю страдать тебя вновь, Но я гибну — и ради спасения Я твою призываю любовь! Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои! Чтоб ту силу свободную, гордую, Что в мою заложила ты грудь, Укрепила ты волею твердою И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная,- Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно светящей луне. Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю. Не робеть перед правдой-царицею Научила ты музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество! Что враги? пусть клевещут язвительней. Я пощады у них не прошу, Не придумать им казни мучительней Той, которую в сердце ношу! Что друзья? Наши силы неровные, Я ни в чем середины не знал, Что обходят они, хладнокровные, Я на всё безрассудно дерзал, Я не думал, что молодость шумная, Что надменная сила пройдет — И влекла меня жажда безумная, Жажда жизни — вперед и вперед! Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал — и вовсе упал. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить… _____________

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы! Пламя юности, мужество, страсть И великое чувство свободы — Всё в душе угнетенной моей Пробудилось… но где же ты, сила? Я проснулся ребенка слабей. Знаю: день проваляюсь уныло, Ночью буду микстуру глотать, И пугать меня будет могила, Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось, Всё луч бледного утра спугнул, И насмешливый внутренний голос Злую песню свою затянул: «Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Захватило нас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано…»

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Рыцарь на час»

По писателю: Некрасов Николай

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс

Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения, пылающего жаждой изменить жизнь и ищущего для этого новые пути.

Начинается поэма с безрадостной исповеди автора странника, возвращающегося домой. В его глазах родная земля уныла и бесплодна. Песня стон кулика и убогая нива наполняют сердце тоской и болью. И, словно отзываясь на грусть и слезы сына, родимые просторы внезапно оживают и воодушевляют и автора, и читателя своим жизнерадостным великолепием.

Описание природы особенно удается Некрасову. Перед читателем открывается чудесная картина русской глубинки. Сладкий воздух, приветливые сосны и непокорная пенная река – вот тот, почти сказочный, мир, в котором живут славные добрые старики и их милая Саша, героиня поэмы.

Автор описывает русское раздолье, чтобы показать какая благодать питала светлую и щедрую натуру девушки. Саша живет жизнью, полной радости и веселья, хотя и грусть не обходит её стороной. И читатель невольно плачет с героиней, жалея вырубленные кудрявые берёзки.

Девушка искренне любит родную природу, и с собой, и с ней живет в мире и согласии. Она гармонична в единстве с окружающим ее миром и родными людьми, а ведь это — большое счастье. Богатая душевной красотой, Саша еще не задумывается о великих свершениях на благо общества. Она просто живет и наслаждается юностью и свободой. Хотя её ум уже чутко ждет внешнего зова. И этот зов появляется в образе соседа помещика Льва Алексеевича Агарина.

Либерал Агарин открывает Саше огромный новый мир, заражает её жаждой знаний и свободолюбивыми взглядами. Его речи и образованность завораживают девушку. Они много времени проводят вместе и говорят о преображении мира и удивительном будущем, которое ждет Россию. Вскоре Агарин, сославшись на необходимость переходить от слов к делу, покидает родину.

Учитель уехал, но семена легли в благодатную почву. Саша стремится быть деятельной, активной и полезной обществу.

Теперь девушка подолгу размышляет, с целью понять окружающих её людей и саму себя. Она пишет Агарину, ждет его возвращения, предвкушая радость единения с учителем. Но человек, так страстно призывавший не стоять на месте, сам к этому оказался неспособным. Повзрослевшая героиня в умении понимать, чувствовать, а главное делать превзошла своего учителя.

Агарин вернулся разуверившимся, разочаровавшимся и полностью отказавшимся от демократических идей.

Лев Агарин – «современный герой», он призывает, но не действует, ищет, но не находит, то загорается, то остывает.

Саша разочарована. Она любит Агарина, но не согласна на союз без общих идейных стремлений. Девушка поняла, что любимый мужчина душевно холоден, его ум повелевает чувствами, а мечты и разговоры заменяют дело.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Вчерашний день в часу в шестом

Саша не будет бездействовать, ее душа открыта навстречу людям, ведь она постигла истину и это самое главное.

Чему учит нас Некрасов в своей поэме? Учит, как жить, к чему стремиться. Как слово должно быть согласовано с делом. И о том, что требовать этой согласованности следует не только от других, но и от себя.

Анализ стихотворения Саша по плану

Возможно вам будет интересно

Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход. Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением

Произведение формально относится по жанровой направленности к форме дружеского послания с элементами элегии, но по сути поэтического содержания является разновидностью гражданско-патриотической лирики поэта.

Стихотворение было написано поэтом в 1957 г. по поводу необыкновенно раннего московского снегопада. С первого взгляда произведение кажется простым и похожим на обыкновенную детскую считалочку. Это подчеркивается многократно повторяемым рефреном

«Саша», анализ поэмы Николая Некрасова

История создания

Поэма «Саша» была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале «Современник» № 1 . Действие поэмы относится к сороковым – началу пятидесятых годов.

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик – отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое. »

В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

Основная мысль. Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».

Герои и образы

Лирический герой – рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши – центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение – вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин – огарок.

Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить – ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» – порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.

Поэма Н. А. Некрасова “Саша”: краткое содержание, главные герои, анализ

Н.А. Некрасов во время написания поэмы ставил целью изобразить реальную действительность того времени, когда создавалось его стихотворение. Его герои становятся отождествлением молодежи той эпохи, которая подразделялась на тех, которые только говорили о том, как было бы хорошо изменить существующий порядок.

Но они не подкрепляли свои слова делами. И своим произведением Некрасов хотел призвать молодежь быть активными, стать людьми, которые подкрепляют все свои слова действиями. Ниже описано краткое содержание “Саши” Некрасова.

Коротко о произведении

Некрасов написал “Сашу” в 1855 г. и она стала первой поэмой в его творчестве. Ранее в своих произведениях поэт уже затрагивал тему становления демократических принципов у молодежи. Основной мыслью поэмы является призыв к молодежи приносить пользу своей стране, даже при помощи искусства.

Можно сказать, что поэма – это обращение к будущей молодежи. На примерах своих героев Некрасов хотел показать, как праздность и бездеятельность влияют не только на общественное положение человека, но и на его личность.

Действующие лица

Главные герои “Саши” Некрасова являются отражением молодежи, придерживающейся демократических убеждений. Персонажи произведения противопоставляются друг другу, и таким образом поэт пытается донести до читателей главную мысль произведения.

Саша – милая деревенская девушка. Ее родители – старички, небогатые люди. Свою дочь они воспитывали, не прибегая к книгам. Поэтому для Саши милее всего – деревенская жизнь и единение с природой. С появлением соседа девушка испытывает первое чувство и взрослеет как личность.

Агарин – сосед Саши. Молодой человек, “бледный и тонкий”. Обучает девушку французскому языку, приносит книги. Обещает ей, что скоро их жизнь изменится к лучшему. Но позднее разочаровывается в своих убеждениях, становится угрюмым и тем самым отталкивает от себя Сашу. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему.

Детство Саши

Краткое содержание “Саши” Некрасова следует начать с описания детских лет главной героини. Ее родителями были добрые старички, которые всегда поступали по-честному. И свою дочь они воспитывали так же и старались ей дать все, на что хватало их скромных доходов.

Но старичкам обучение науке и знакомство с книгами казалось лишним. Такая простая деревенская жизнь позволила сохранить Саше душевную ясность и простоту. Девочка росла в единении с природой.

Юношеские годы

В кратком содержании “Саши” Некрасова следует особое внимание уделить личности главной героини. До шестнадцатилетнего возраста девушка не ведала ни тревог, ни других душевных волнений. Она радовалась жизни, красоте полей и свободе. Только река казалась Саше несвободной – она наблюдала за тем, как река пытается вырваться из своего устья. Глядя на ее борьбу, девушка понимает, что жаловаться на судьбу – глупо.

Девушке нравилось наблюдать за тем, как работают селяне. Ей нравилось гулять по полям, собирать цветы и петь незатейливые песни. Глядя на то, какой славной выросла их дочь, родители начинают задумываться о хорошем женихе. Случалось девушке и печалиться – это случалось, когда вырубали лес. Но пока что ее сон продолжал быть безмятежным.

Знакомство с Агариным

Важным моментом в кратком содержании “Саши” Некрасова является ее знакомство с молодым соседом. Неподалеку от домика Сашиных родителей стояла уже давно заброшенная усадьба. Туда приезжает молодой хозяин Лев Агарин. Это был бледный и тонкий юноша, постоянно глядевший в лорнет. Он по-доброму обращается с прислугой и называет себя перелетной птицей.

Агарин знакомится с Сашей и берется за ее обучение. Он читает ей разные книги, обучает французскому языку, рассказывает о том, что он увидел в дальних краях, и размышляет о том, почему человек может быть бедным и злым. Агарин обещает Саше, что скоро все изменится и над ними взойдет доброе солнце.

Отъезд Агарина

Важным моментом в поэме, о котором нужно рассказать в поэме “Саша” Некрасова, является то, как на главную героиню повлияло знакомство с соседом. С наступлением зимы, молодой человек уезжает из своей усадьбы. Девушке становятся ее прежние занятия неинтересны.

Саша продолжает читать, начинает ухаживать за больными и помогает бедным. Но несмотря на полезные дела, девушка иногда плачет и думает грустную думу. Родители видят все это, но не знают в чем дело.

Возвращение Агарина

Одним из ключевых моментов в поэме “Саша” Некрасова является приезд молодого соседа. Сашеньке на тот момент едва минуло 19 лет. Если девушка стала еще красивее, чем прежде, то Агарин вернулся еще бледнее, чем его помнила героиня. Они разговаривают, как и раньше, но только теперь Лев ведет себя озлобленнее, и, словно специально, перечит во всем девушке.

Молодой человек теперь не говорит о том, что скоро воссияет солнце правды. Теперь он считает, что все люди злые и у всех низкие помыслы. Агарин говорит девушке, что вся ее деятельность, направленная на то, чтобы помочь бедным – бесполезна. Спустя какое-то время Саша перестает общаться с Агариным: не принимает его книги, старается его избегать. Он делает ей предложение, но девушка отказывает ему, объясняя свой отказ тем, что он изменился, стал злым и перестал бороться за свои убеждения.

Во время анализа “Саши” Некрасова особое внимание следует уделить концовке произведения. В нем говорится о том, что родители девушки не могут понять, что за человек этот Агарин. В своем простодушии они не знают о том, что он – представитель нового поколения молодых людей. Они находятся в постоянном поиске великого дела, о котором они прочитывают в книгах.

Он хочет сделать мир лучше, но все время разрушает то, что находится рядом с ним. Любовь затрагивает ему только голову, но не тревожит сердце. В любую минуту такие люди готовы отказаться от дела и обвинить окружающих в том, что у них ничего не получилось.

Поэтому Саше повезло, что она вовремя увидела натуру Агарина и отказала ему. Но все-таки благодаря ему, девушка смогла раскрыть свой потенциал и направить свою энергию в полезное русло. И в будущем Саша станет еще лучше и обязательно найдет свое счастье.

Главная мысль в “Саше” Некрасова – это то, что человек должен быть полезным окружающим. Что праздное времяпрепровождение влияет и на личность человека – человек без цели становится озлобленным, все люди кажутся ему такими же, книги уже воспринимает не так как раньше. Но будущего за такими людьми нет – они способны только на разговоры.

А Саша, получив нужное направление, уже без помощи Агарина, смогла развить свои способности и приносить пользу людям. Поэтому девушка не стала такой, как Лев, а труд, наоборот, еще больше облагородил ее личные качества. Такие личности были способны изменить общество, потому что они показывали на своем личном примере, что важнее красивых слов творить добрые дела.

Анализ стихотворения Некрасова Саша

Cочинение «Анализ поэмы Некрасова «Саша»»

«Саша» (1855), занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве Некрасова. В центре ее — проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Ранее эта же проблема уже решалась поэтом и в лирике («Родина»), и в прозе («Жизнь и похождения Тихона Тростникова»), но только в «Саше» впервые у Некрасова выясняется коренное различие между либерализмом и демократизмом. Гложет поэмы, включающий обширные авторские отступления, характеристики действующих лиц, замечательные картины природы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 848 г. в период «мрачного семилетия», и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Если во время первой встречи Сашей он убеждал ее: «Солнышко правды взойдет над землею!», то затем решительно отказывается от просветительской веры в добро и благородство человека: «Род человеческий низок и зол». Агарин (неизменной рифмой к которому было слово «барин») органически включается в типологический ряд «лишних людей». Ему

Читайте также:  Анализ стихотворения Муза Некрасова

противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героини, что создавало определенный контраст с романом Тургенева «Рудин», опубликованным впервые одновременное «Сашей» в журнале «Современник» (1856, № 1 ).

Похожие сочинения

Словно как мать над сыновней могилой, Стонет кулик над равниной унылой. Н. А. Некрасов Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Саша» написана в 1855 году. Она правдиво отразила время «поворота» русского общества к социальным вопросам. Не случайно в это. смотреть целиком

Словно как мать над сыновней могилой, Стонет кулик над равниной унылой. Н. А. Некрасов Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Саша» написана в 1855 году. Она правдиво отразила время «поворота» русского общества к социальным вопросам. Не случайно в это. смотреть целиком

Анализ поэмы Некрасова «Саша»

Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта Некрасова. Сюжет произведения, который включает в себя обширные отступления автора, характеристики действующих в поэме персонажей, а также непревзойденные картины живой природы, построен на истории отношений между Агариным и молодой красивой девушкой с именем Саша. Она является дочерью либерального помещика, не сильно богатого, но и не бедного.

Главный герой поэмы не в силах выдерживать суровые жизненные испытания, которые наступили после 1848 года, во времена так называемого «мрачного семилетия», резко отвергает свои свободолюбивые взгляды, которых он недавно придерживался. При первой же его встречи с Сашей он – приверженец правды и веры в добро. Однако затем он постепенно утрачивает веру.

Основной проблемой данного произведения можно назвать проблему, которая связана с процессом формирования демократических убеждений у передовой молодежи того времени.

Стоит отметить, что ранее данной проблемы автор неоднократно касался в своей ранней лирике (произведение «Родина»), а также в прозе (речь идет о произведении «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»). Однако именно в поэме «Саша» Некрасову удалось выяснить основополагающее отличие между такими социальными явлениями, как демократизм и либерализм.

В «Саше» неизменная рифма к слову Агарин – это «барин» что, конечно же, нельзя считать случайностью. Некрасов естественным образом включает Агарина в типологический ряд так называемых «лишних людей».

И в данном случае именно молодая девушка по имени Саша противопоставляется Агарину, как человек, человек который всей душой жаждет новой жизни. Кроме того, довольно символическим является тот факт, что произведение названо не в честь героя, а в честь героини, что, к слову, создает определенный контраст с произведением еще одного талантливого российского писателя Тургенева «Рудин», которое было опубликовано одновременно с произведением Некрасова.

Конечно же, роман и поэма имеют ряд общих моментов, как в характерах и поведении главных действующих персонажей, так и частично в самих сюжетах. Но более интересными являются, безусловно, отличия. Если говорить о Некрасове, то он более критично относится к своему герою, нежели Тургенев.

По глубоким убеждениям Некрасова, духовная сила любого человека, прежде всего, зависит от степени его родства с народом. Этот критерий будет у него основополагающим. Именно поэтому в поэме два главных героя друг другу противопоставляются. И можно невооруженным глазом заметить, что все авторские симпатии принадлежат именно героине.

Н. А. Некрасов, “Саша”: краткое содержание. Некрасова “Саша” – поэма о деревенской девушке

November 1, 2015

Творчество Николая Алексеевича Некрасова было в основном посвящено социальным вопросам. Главной целью писателя было доказать, что каждый русский человек должен стать полезным своей родине. И даже искусство не может существовать только ради красоты слога, оно должно иметь гражданскую направленность. Сегодня мы обратимся именно к такому произведению и рассмотрим это краткое содержание Некрасова. «Саша» – поэма, посвященная молодому поколению, обращенная в будущее. Давайте теперь рассмотрим произведение более подробно.

О произведении

Произведение было написано в 1855 году. По замыслу автора оно должно было отразить историческую действительность, а именно направленность российского общества на социальные проблемы. И с этой задачей он справился, что подтвердит краткое содержание. Некрасова «Саша» стала призывом, обращенным к молодым людям стать полезными для отечества, повзрослеть и начать действовать. Время разговоров прошло, они теперь только вредят, необходимо осознать себя как сильную личность и начать менять действительность к лучшему.

Обратимся же теперь к тексту поэмы.

Н. А. Некрасов, «Саша»: краткое содержание

В центре повествования оказывается семья старых помещиков, где растет Саша, их дочь. Ее родители – открытые прямодушные люди, не терпящие лести и спеси. Старички души не чаяли в девочке и постарались ей дать все, что было в их силах, но науки и чтение казались им ненужными. Саша живет в этой глуши как полевой цветок, сохраняя красоту и «ясность души».

Жизнь Саши

О простой жизни в глуши рассказывает поэма «Саша» (Некрасов). Краткое содержание повествует о том, что девочка до своего шестнадцатилетия была вольна и свободна, она не ведала забот, страстей и сомнений. Гармония с природой была залогом ее спокойствия. Единственное, что нарушало покой Саши, была река-невольница. Она смотрела, как поток в бессильной попытке вырваться зло бурлит у мельницы, и думала о том, что только безумные пытаются спорить со своей судьбой.

Крестьяне, работающие на полях ее родителей, представляются Саше некими хранителями простой и правильной жизни. Девочка много гуляет, часто уходит в поля, где собирает цветы и поет. Родители не могут налюбоваться на свое дитя и надеются, что Саше попадется хороший жених. Когда приходит зима, девочка вечерами с замиранием сердца слушает нянюшкины сказки, а днем отправляется кататься на санках.

Единственное, что печалит Сашу – уничтожение природы. Когда вырубали лес, она плакала и представляла, что стволы, подобно трупам, лежат убитые. И несмотря на то что настает возраст «страстей молодых», ей еще неведомы сердечные тревоги и муки.

Приезд Агарина

Продолжаем пересказывать краткое содержание Некрасова. «Саша» – произведение не только о деревенской жизни, но и о становлении и взрослении личности. И вот наступает тот момент, когда героине представляется возможность забыть о своем детстве.

Недалеко от помещичьих земель родителей Саши находится большая усадьба, которая пустует вот уже сорок лет. Но вот однажды старый дом оживает, в него въезжает владелец – Лев Алексеевич Агарин. Это бледный тонкий человек, который не расстается с лорнеткой и говорит о себе, как о перелетной птице. Он вежлив с прислугой, никогда не повышает голоса и всегда приветлив. Агарин долго путешествовал по свету и наконец вернулся домой.

Все чаще новый сосед посещает помещиков. Агарина забавляет степная природа, он часто над этим подтрунивает. Но больше всего его занимают беседы с Сашей. Он читает девушке книжки, начинает учить французскому языку, рассказывает о тех местах, где побывал. Лев Алексеевич охотно и много рассуждает о том, почему люди несчастны, бедны и озлоблены.

Отъезд соседа

Жизнь простых деревенских помещиков изображает Некрасов. Саша (краткое содержание это иллюстрирует) ведет себя как неглупая девушка, которая очень мало видела в жизни. Потому то и привлекают ее беседы с повидавшим мир Агариным.

И вот, когда Лев Алексеевич прощается с соседями и уезжает, Саше становится скучно, больше не привлекают ее обычные развлечения. Девушка начинает сама читать книжки, помогать больным. Однако иногда на нее находит беспричинная тоска, тогда Саша уходит к себе и тихонько плачет.

Предложение

С момента отъезда Агарина проходит время. Краткое содержание (Некрасова «Саша») начинает описывать события с того момента, когда героини исполняется девятнадцать лет. Агарин в это время возвращается обратно. Он стал еще бледнее и полысел, но красота Саши его потрясает. Беседы соседей возобновляются. Но теперь Агарин не говорит о том светлом будущем, что ждет человечество. Он уверовал в другое – людей нельзя изменить, они низки и злобны. Лев Алексеевич смеется над Сашиной помощью больным.

Проходит несколько дней, и Саша начинает избегать встреч с Агариным, не отвечает на его письма, отсылает назад книги. И вот в одном из писем сосед просит руки Саши. Девушка отказывает ему.

Агарин изображен человеком, неспособным на действие. Он может только говорить, но исправить положение даже не пытается. Именно эти качества прозревает в нем Саша и потому отвергает.

Подошла к концу повесть, что написал Некрасов («Саша»). Очень краткое содержание можно свести к тому, что главное в человеке не образование или кругозор, а способность реализовывать свои слова. Так, Саша, восприняв идеи Агарина, стала заботиться о больных. Сам же Агарин не смог сделать ничего, чтобы его мечты стали реальностью.

Время и герои в поэме Н. А. Некрасова “Саша”

Коллекция сочинений: Время и герои в поэме Н. А. Некрасова “Саша”

Словно как мать над сыновней могилой,

Стонет кулик над равниной унылой.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова “Саша» написана в 1855 году. Она правдиво отразила время “поворота» русского общества к социальным вопросам. Не случайно в это же время появляется роман И. С. Тургенева “Рудин », по-своему отразивший то же явление русской действительности. В поэме Николая Алексеевича “Саша» звучит если не “программа», то призыв к молодому поколению — быть полезным отечеству, скорее проснуться от сладкого сна детства, “повзрослеть» и помочь своей стране, так нуждающейся в людях действия; хватит уже разговоров, их разрушительная сила очевидна. Поэма открывается полуреальной-полусимволической картиной скудной и бесплодной земли, не политой слезами собственного народа, но как только живительная влага касается почвы, все вокруг расцветает.

Только что ей я объятъя раскрыл —

Хлынули слезы, прибавилось сил.

Чудо свершилось: убогая нива

Вдруг просветлела, пышна и красива,

Ласково машет вершинами лес,

Солнце приветливей смотрит с небес.

Поэт-мастер показывает бытовые сцены, речь его ясна и понятна. Незаметно повествование переходит от автора к его героям, что придает описанию большую достоверность, разнообразие языковых средств и оттенков.

…Милую дочь свою нежно любили.

Дико росла, как цветок полевой,

Смуглая Саша в деревне степной.

Всем окружив ее тихое детство.

Что позволяли убогие средства,

Только развить воспитанъем, увы!

Эту головку не думали вы.

Это скорее свободный диалог, чем мирное повествование. Картины раздольной русской природы даны как роскошный фон и почва, на которой выросла ясная и богато одаренная душа героини.

Саша проснется — бежит на гумно.

Солнышка нет — ни светло, ни темно.

Саше случалось знавать и печали:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Героиня живет в ладу с самой собой и окружающим миром. Ее ум не развит, но душа полна этой красотой, она вместила в себя всю землю, научилась любить природу и близких людей, а это — немало. Первый же толчок извне пробуждает и ум героини. Она готова войти в этот огромный мир, быть деятельной и полезной людям. Но человек, призвавший ее к деятельности, не способен кого-либо вести за собою. Лев Алексеевич Агарин умеет научить, как действовать, сам же ограничивается лишь разговорами. Теперь Саша много размышляет, старается понять себя и окружающих. Думает думу, как будто у ней Больше забот, чем у старых людей…

Книжки выписывать стала сама, —

И наконец набралась же ума!

А доброта… Я такой доброты

Век не видал, не увидишь и ты!

Стала Саша чувствовать и понимать больше, чем ее “учи-эль». Он озлоблен, изверился во всем.

Оба тогда мы болтали пустое!

Умные люди решили другое:

Род человеческий низок и зол.

Да и пошел! и пошел! и пошел.

Автор-рассказчик дает развернутую уничтожающую характеристику своему герою, вечному страннику, неугомонному путешественнику, а вот,

Что ж под руками, того он не любит.

То мимоходом без умыслу губит.

Саша разгадала его холодные душу и сердце, но это хорошо объяснить, но себе не прикажешь.

Благо теперь догадалась она,

Что отдаваться ему не должна…

Он человек совершенно иного, чем она, склада. У него ум господствует над чувствами, оттого и дело ограничивается лишь мечтами о нем и разговорами.

Да говорят, что ему и любовь

Голову больше волнует — не кровь!

Сашина же душа повернулась навстречу людям, она не будет бездействовать, так как ей открылся свет истины, а это главное.

В добрую почву упало зерно —

Пышным плодом отродится оно!

Поэма Некрасова “Саша» показала миру читателей жизнь молодого поколения, страждущего деятельности и находящего для этого пути и средства. Не случайно героиней поэмы становится девушка. Это нетипично для России того времени, но если Саше удалось осознать свою нужность и место в жизни, то удастся и другим, как бы убеждает своих читателей поэт-демократ Н. А. Некрасов.

Пышная жатва. Нетронутых сил

В Саше так много сосед пробудил…

Эх! Говорю я хитро, непонятно!

Знайте и верьте, друзья: благодатна

Всякая буря душе молодой —

Зреет и крепнет душа под грозой.

Рейтинг популярных сочинений

Напрасно про бесов болтают,

Что справедливости совсем они не знают,

А правду тож они нередко наблюдают.
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

(Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего)

I. “…Характер.

  • Изложение-рассуждения: “Какие бывают дупла?” Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки.
  • Статистика

    Посетители нашей школы

    Слушать стихотворение Некрасова Саша

    Ссылка на основную публикацию