Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова

Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова

Стихотворение “Забытая деревня” является одним из самых трагических в творческом наследии Некрасова. Краткий анализ “Забытая деревня” по плану разъяснит ученикам 10 класса суть рассказанной истории. Этот материал может быть использован на уроке литературы и как дополнительный, и как основной.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Забытая деревня.

История создания – произведение было написано в 1856 году и в том же году опубликовано, войдя в собрание сочинений.

Тема стихотворения – история забытой деревни, в которой живут люди, чьи ожидания не сбываются.

Композиция – стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой отдельную историю. Композиционно оно делится на две части, в первую входят три заглавные строфы, во вторую – две последние.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – дольник с женской рифмой.

Эпитеты“плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый”.

История создания

Стихотворение написано Некрасовым в 1856 году. После того, как Чернышевский опубликовал на него статью в “Современнике”, цензура нашла в нем аллегорическое содержание: в 1855 году умер император Николай Первый, на престол взошел Александр Второй. Поэта обвиняли в том, что именно их он описал в образе старого и нового барина, а забытая деревня – это вся Россия. Насколько справедлива такая трактовка, до сих пор точно неизвестно.

Как бы там ни было, в 1856 году было опубликовано собрание сочинений Некрасова, куда вошло и это произведение. Изначально поэт дал ему другое название – “Барин”, однако позже решил изменить его на более выразительное.

Стихотворение посвящено забытой деревне. В ней живут люди, зависимые от воли барина – только он может решить множество крестьянских проблем, но они его совершенно не интересуют. Так и проходит жизнь людей в несбывшемся ожидании.

Таким образом Некрасов развенчивает существующий в среде крестьянства миф о добром барине. Он говорит о том, что простым людям не стоит надеяться на помещиков, так как те живут своей жизнью и совершенно не интересуются тем, что происходит в их деревнях.

Композиция

Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.

Этот стих – один из самых ярких образцов гражданской лирики Некрасова. Поэт описывает не просто равнодушие барина к судьбе простых людей, но и пассивность крестьян, которые только и надеются, что на приезд кого-то свыше.

Написанное дольником, произведение напоминает песни, которые складывали крестьяне, жалуясь на свою судьбу. Народность и песенность подчеркивается близостью к тоническому стиху. Также автор использует характерные для народной поэзии банальные женские рифмы.

Средства выразительности

Поскольку поэт приближает свое произведение к народной песне, язык в нем тоже достаточно простой. Из всех троп Некрасов предпочитает эпитеты – “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый” , тоже очень простые. Эти средства выразительности подчеркивают связь написанного стихотворения с народной традицией.

Особую роль играет рефрен “вот приедет барин” , выражающий чаяния крестьян. В четвертой строфе он трансформируется во фразу “ барин все не едет “, а пятая строфа придает повторению иронический смысл – вот барин соизволил приехать, но – уже в гробу .

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мы с тобой бестолковые люди.
История создания – написано это произведение в 1851 году, в разгар романа Некрасова с Авдотьей Панаевой. Напечатано в “Современнике” в том же году, а в 1856-м вошло в поэтический сборник.

Тема – ссора влюбленных, за которой следует примирение.

Композиция – стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых рассказывает о состоянии поссорившихся влюбленных.

Жанр – любовная лирика.

Эпитеты – “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди”.

Метафоры – “вспышка готова”, “душу волнует и мучит“, “возвращенье любви и участья“.

Тропы и образы

В первой строфе состояние поссорившихся влюблённых описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковый – неразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.

Всё стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.

Некрасов пользуется таким приёмом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих (с, з, ч, ст) передаёт звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.

История создания

Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в свое время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завел отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трех человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.

Познакомились влюбленные в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в процессе состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причем она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.

Таким образом к 1851 году их роман был еще на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стих был напечатан в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем любовницы поэта.

Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребенка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.

Женщины Некрасова

На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю — имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Композиция

Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюбленных. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.

Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит ее высказать свое мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “скорее наскучит“, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.

И третья строфа снова статична – поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не дает им застояться на месте.

Средства художественной выразительности

Стихотворение невелико по объему, поэтому оно и не изобилует эпитетами и метафорами, но они все-таки имеют место быть.

«Неразумное, резкое слово» — весьма образный эпитет, передающий отношение лирического героя к природе ссоры. Герой отдает себе отчет в том, что конфликт – глупый и импульсивный поступок, к которому невозможно относиться с предельной серьезностью. Ссора – это эмоция.

«Проза в любви» — популярная метафора литераторов, которая описывает серость и будничность, а иногда и отрицательные аспекты любви.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “прозу любви“. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придает ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится еще более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трехстопный анапест и женская рифма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчёркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося. Стихотворная исповедь — это итог ссоры и попытка примирения.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Мы с тобой бестолковые люди»

По писателю: Некрасов Николай

В стихотворении поэт описывает ссору двух влюбленных людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “сердиться открыто“, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.

«Пора, мой друг, пора» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Одной из причин разрыва сам Некрасов считал невыносимую атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Он ревновал свою возлюбленную к законному супругу, а она периодически устраивала безобразные сцены с руганью и битьем посуды. Примечательно, что это совершенно не мешало этой необычной троице прекрасно ладить, когда речь заходила о работе. Панаев и Некрасов в этот период возрождали журнал «Современник», а Авдотья являлась владелицей литературного салона, где регулярно проходили встречи с молодыми писателями и поэтами.

К слову, в сети Авдотьи Панаевой, которая на тот момент считалась одной из самых привлекательных женщин Петербурга, угодили многие литераторы, включая Федора Достоевского. Однако она ответила взаимностью лишь Некрасову, став не только его любовницей, но и единомышленником. Именно при ее участии был создан так называемый «панаевский цикл» произведений, куда вошли не только стихи, но и повести Некрасова. Часть своих творений автор посвятил избраннице, и среди них — стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», написанное в 1851 году.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала.

Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными. но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья», — считает поэт.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем» Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Воистину существуют пары, любовь которых затмевает и быт, и творчество, волнует воображение своей страстностью и вызывает негодование у моралистов.

Именно такой была, возникнувшая душевная связь между Николаем Алексеевичем Некрасовым и Авдотьей Яковлевной Панаевой. Ситуация была осложнена еще и тем, что последняя была замужем.

Авдотья Яковлевна была одной из красивейших и образованнейших женщин в России того времени. Многие писатели советовались с ней по поводу своих произведений, ею были очарованы Тургенев и Достоевский.

Однако Панаева выбрала Николая Алексеевича Некрасова, роман с которым длился 16 лет. Такая связь вызывала законное возмущение и порицание у общественности, но еще большей дерзостью был то, что писатель вселился в дом Авдотьи Яковлевны и жил под одной крышей с ней и ее мужем.

К слову Некрасов и Панаев, отнюдь не враждовали, а наоборот, были заняты общим делом – выпуском журнала современник. Панаева же держала у себя литературный салон, где собирались лучшие умы того времени.

Но если уж общий труд сплочал, то никак не являлся гарантией мирного семейного существования. Авдотья Панаева обладала вспыльчивым, взрывным характером она любила устраивать сцены и скандалы.

Некрасов же к особенностям своей возлюбленной относился вполне спокойно, считая, что проза в любви неизбежна. Но в то же время в своем стихотворении к Панаевой, Николай Алексеевич называет и себя, и ее «бестолковыми людьми», которые часто устраивают ссоры из ничего. Однако, Некрасов, не отмечает в таких ссорах ничего злого или негативного, наоборот очередная вспышка – это перезарядка любовных отношениях, которая высказанностью эмоций будет только сильнее греть костер взаимной любви.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» входит в так называемый «Панаевский» цикл, наряду с другими произведениями Николая Алексеевича. Впервые стихи были опубликованы в 1851 году в журнале «Современник», когда любовь Некрасова и Панаевой только достигла своего пика, а мелкие ссоры остались пережитком прошлого.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня» (с планом)

Н.А.Некрасов – поэт-боец, умевший воспламенять сердца других. Он был первым, кто в своем творчестве открыто выступил за справедливое мироустройство, сознательно встал на сторону народа.

Тягостные картины крестьянской жизни нарисовал Некрасов в стихотворении «Забытая деревня».

История создания стихотворения «Забытая деревня» такова. Оно было написано Некрасовым 2 октября 1855 года. Опубликовано в сборнике его стихотворений 1856 года и в журнале «Современник» (1856 г). В одиннадцатый номер журнала «Современник» его поместил Н.Г.Чернышевский (Некрасов в то время находился за границей), наряду с другими, острыми в социальном плане произведениями Некрасова, что стало причиной настоящего цензурного всплеска, и привело к угрозе закрытия журнала «Современник». Был наложен запрет на обсуждение в печати некрасовского сборника стихотворений и его переиздание.

В литературных кругах бытовало мнение, что Некрасов написал «Забытую деревню» под влиянием поэмы Д.Крабба «Приходские списки», но схожесть «Забытой деревни» с соответствующим отрывком «Приходских списков» малозначительна, основной сюжет
— это авторская разработка Некрасова.

В стихотворении «Забытая деревня» поэту удалось правдиво показать реальную жизнь русского народа, заострить наше внимание на его характерных чертах: долготерпении и беспредельной вере в доброго барина-защитника.

Главная тема произведения – тема крестьянской жизни, трудная доля деревенского трудящегося люда, и в целом судьба России.

В произведении нет лирического героя, размышляющего о долге и ответственности, негодующего и скорбящего. Это стихотворение – рассказ с ироническими интонациями.

В первой строфе стихотворения мы знакомимся с бабушкой Ненилой, у которой пришла в негодность избенка, и она попросила бурмистра Власа (старосту из крестьян) дать леса на ремонт. Тот ответил ей отказом. Какова при этом реакция старушки? Бабушка подумала о том, что «вот приедет барин», он всех и рассудит, и сам, увидев, что её избушка плоха, велит дать лесу. Старушка свято верит в то, что она в ближайшем будущем получит то, что ей нужно.

До глубины души возмущала поэта Некрасова слепая вера крестьян в некую высшую справедливость. Эта редкостная особенность деревенского менталитета вызывала у поэта сильную озабоченность, горькую иронию и справедливое возмущение. Некрасов отчётливо понимал, что помещика не заботит судьба крепостных крестьян.

Если в первой строфе в роли обделенной выступает бабушка Ненила, то во второй — крестьяне, у которых «лихоимец жадный» «оттягал» часть земли; в третьей — хлебопашец Игнаша и его сердечная подруга Наташа.

Весь этот крестьянствующий люд, чьи просьбы так и остались без ответа, искренне считают, что управляющие на местах своевольничают, а добрый барин приедет и сделает ради них всё, что сможет.

Четвертая строфа повествует о печальных событиях: Ненила угодила в мир иной, хлебопашец отправлен в солдаты, Наташа оставила мысли о свадьбе. Проблемы не решены. А как они решатся, коли «барина всё нету…»?

Заключительная строфа стихотворения расставляет все точки над «i». Барин, которого все так ждали, не приедет, он угас, а новый барин, смахнув слезу, «сел в свою карету и уехал в Питер».

Стихотворение «Забытая деревня» посвящено развенчанию крестьянских иллюзий. Нет никакого дела барину до народа. Автор беспощадно иронизирует по поводу крепко впитавшейся в деревенское сознание веры в «доброго» барина.

Современники Некрасова воспринимали это стихотворение как политическое обличение. Под старым барином подразумевали Николая I, под новым – Александра II, под «забытой деревней» — крепостную Русь, в которой вот таким «забытым деревням» нет числа.

Основная идея стихотворения — заклеймить крепостное право, обратить внимание на произвол помещиков, показать трагизм бесправного положения крестьян.

Главная мысль стихотворения «Забытая деревня» — освобождение России от крепостного права зависит от активности самого крестьянства. Наивно верить в доброго барина, доброго царя, который решит все их проблемы.

Сквозной мотив, впервые появившийся в четвертой строке первой строфы, повторяется на тех же позициях во второй и третьей строфах — «Вот приедет барин».

Основная цель, преследуемая автором при создании этого произведения, — со страстной силой, глубиной и любовью представить характер русского человека во всём его противоречии, показать его трагическую судьбу.

Проблематика стихотворения значительно шире, чем проблемы отдельных людей, о которых рассказывает нам Некрасов. Проблемы, поднятые в произведении, — это проблемы народа в целом. Они касаются сущности национального характера.

Проводя подробный анализ стихотворения «Забытая деревня», можно сделать вывод: простое человеческое счастье в условиях крепостничества невозможно.

Стихотворение написано хореем. В каждой строке шесть стоп. Строфы в стихотворении шестистрочные. Схема рифмовки смежная (ааббвв), с использованием женской рифмы (ударение на предпоследнем слоге).

Средства художественной выразительности стихотворения «Забытая деревня»:

Эпитеты — «лихоимец жадный», «плутовским манером», «хлебопашец вольный», «чужой землице», «немец сердобольный».

Восклицания — «Вот приедет барин!»

Чем мне запомнилось стихотворение Некрасова «Забытая деревня»?
Наглядным показом Руси. Отдельные события из крестьянской жизни, поэтически соединяясь друг с другом, создают монолитный образ многострадальной Руси.

Мне запомнилось это стихотворение тем, что оно – не просто отклик поэта на злободневную тему его времени, но и своеобразное завещание потомкам. Не стоит быть пассивным, надеяться на кого-то доброго, нужно уметь бороться самим за своё счастье.

Мне понравилось это стихотворение Некрасова тем, что оно своим фольклорным ритмом и содержанием напоминает народную песню.

План анализа стихотворения «Забытая деревня»

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Забытая деревня»
3. Главная тема стихотворения
4. Краткое содержание стихотворения, его суть.
5. Чему посвящено стихотворение
6. Основная идея
7. Главная мысль стихотворения «Забытая деревня»
8. Сквозной мотив
9. Основная цель, преследуемая автором при создании этого произведения
10. Проблематика стихотворения «Забытая деревня»
11. Стихотворный размер
12. Средства художественной выразительности
13. Вывод
14. Чем запомнилось, чем понравилось стихотворение

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Великий русский поэт всегда сопереживал простому трудовому народу, что отражалось в произведениях на протяжении всего творческого пути. Несмотря на это, встречаются в его сочинениях и стихи, посвященные талантливым людям. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» поможет понять, за что автор так уважал и ценил известного литературного критика. Это позволит отлично выступить на школьном уроке в 10 классе, посвященном творчеству Николая Алексеевича.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1864 году и посвящен Николаю Добролюбову.
Тема стихотворения – Значение творчества Добролюбова и его личности в русской литературе.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза «жизнь – смерть».

Жанр – Эпитафия.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «светильник разума», «вещее перо».

Эпитеты – «суровый», «светлый», «вещее».

Сравнения – «как женщину, ты родину любил».

Смысл и тема

Основная тема стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» — восхищение личностью, духовными качествами литературного критика, который ушел из жизни молодым. В первую очередь, его восторг вызывают моральные ценности молодого человека: «Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил».

Из-за плотного рабочего графика у героя произведения не оставалось времени на личную жизнь. Однако поэт подчеркивает, что он «хранил чистоту», возможно, оставаться нравственно чистым — это был сознательный выбор начинающего критика и публициста. А формулировка «мирские наслажденья» указывает на характерный для Некрасова церковный язык. Николай Алексеевич в произведении «Памяти Добролюбова» остается верным своей идее взывать к христианским добродетелям.

Несмотря на описание христианских понятий, в центре стихотворения находится не Бог, а Родина. Говоря о Добролюбове, поэт о. Некрасов был ярым патриотом России. Наблюдая за всеми бедами, которые постигают его народ, поэт не мог молчать и призывал остальных бороться за справедливость и мир, его сердце разрывала боль. Одна из основных черт характера, восхищающая его в Добролюбове — это патриотизм.

Однако любовь молодого критика к Родине оказывается неблагодарной и не признанной современниками. Называя Россию «любовницей суровой», Некрасов показывает, что самоотверженный труд Добролюбова и его патриотизм оказались неоцененными.

Поэтому суть написания произведения — донести до общественности значимость вклада критика и публициста, рано ушедшего из жизни в развитие России. Стихотворение называют «литературным памятником», который оживляет образ Николая Александровича. Говорят, что написать произведение только через три года после смерти главного героя, было планом поэта. За это время литературный мир мог осознать, какую потерю он понес, лишившись талантливого критика.

История создания

Некрасов, будучи одним из владельцев журнала «Современник», познакомился с литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым, когда тот устроился на работу в популярный журнал.

Молодой литератор, несмотря на юный возраст, имел удивительный дар распознавать настоящие литературные бриллианты среди сонма служителей искусству.

К сожалению, многогранный талант Добролюбова не смог раскрыться в полной мере – литератор умер от чахотки в возрасте 25 лет. С его уходом читатели потеряли человека, умевшего в доступной и очень увлекательной форме объяснять, почему те или иные произведения достойны внимания.

В 1864 году Николай Алексеевич написал стихотворение, ставшее посвящением Николаю Добролюбову.

Отношение поэта к герою произведения

Добролюбов все время посвящал работе, литература была для него смыслом жизни. Даже на личное счастье времени не оставалось, поэтому Некрасов посчитал, что о такой самоотверженной личности должен узнать мир. Николай Александрович был самым молодым литературным критиком своего времени. Но его авторитет был не менее значимым, чем других.

Некрасов рисует перед читателями образ идеального мужчины, который ведет высоконравственную жизнь. Насколько объективна его оценка, читателям остается только догадываться. Ведь, во-первых, знаком с главным героем Некрасов был не так долго, а, во-вторых, автор мог приукрасить некоторые факты из жизни критика.

Эта мысль подтверждается и другими произведениями, в которых поэт создавал нравственный идеал русской культуры и православной церкви. В любом случае, в Добролюбове были качества, которые заслужили внимание великого российского поэта и затрагивают современных читателей:

  • строгость и неподкупность (как критика Добролюбова уважали за его справедливость);
  • принципиальность;
  • беспристрастное отношение ко всем;
  • трудолюбие;
  • постоянное самосовершенствование, самокритичность;
  • смелость и готовность отстаивать свое мнение;
  • щедрость и доброта.

Также после смерти талантливого приятеля Некрасов осознал, какую потерю понесла русская литература, ведь из жизни ушел тот, кому доверяла аудитория. Читатели с радостью воспринимали советы Добролюбова о том, чье творчество действительно заслуживает внимания, а чье нет.

Центральная тема – восхищение личностью Николая Добролюбова, значение его творчества для формирования светлых идеалов у молодого поколения. В своем произведении автор показывает яркий образ революционера, положившего собственную жизнь на служение отчизне.

Добролюбов предстает в образе самоотверженного человека, который обладал редким литературным даром и способностью сплачивать вокруг себя талантливых людей. Некрасов восхищается духовной чистотой почившего литератора, его исключительно высоким моральными качествами, революционным настроем.

Поэт искренне скорбит по ушедшему в мир иной другу, и сокрушается, что не так часто можно повстречать на своем жизненном пути столь талантливых и самоотверженных людей.

Личность Добролюбова в стихотворении

Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.

Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.

Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая – это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.

Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.

Композиция

Стихотворение состоит из шести строф, разных по длине: четырех четверостиший, одного пятистишия и одного завершающего семистишия, обрывающегося на взлете. Подобное окончание создает эффект недосказанности.

Композиция произведения построена на противопоставлении жизни и смерти, и состоит из двух условных частей. В первой части автор делится всеми добродетелями и положительными качествами Добролюбова.

Во второй части произведения автор скорбит о безвременной кончине молодого человека, который так много не успел сделать в своей жизни.

Композиционные основы и жанр

Произведение представлено 6-строфным стихотворением. Каждая строфа отличается разной длиной. Начинают его четыре четверостишия, далее следует одно пятистишие. Завершается стих 7-стишием, которое словно взлетает, а вскоре срывается вниз и обрывается (как и жизнь литератора). Это говорит о недосказанности, о том, что у Добролюбова все было впереди, что рассказывать о его таланте можно бесконечно. Мало просто любить человека, нужно дарить ему тепло при жизни, а не ставить памятники после смерти. Ведь даже у адресата стиха-письма были недоброжелатели и завистники.

Композиционную основу составляет противостояние желания жить и смерти. Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой говорится о позитивизме и положительности главного персонажа, его добродетели и таланте. Во второй автор делится своими переживаниями о ранней кончине Добролюбова, которому так и не удалось всего, что он мог привнести в литературный мир и собственную жизнь.

По жанру стих является эпитафией, лишенной всякой доли романтизма и написанной ямбом с пятью стопами и перекрестной рифмовкой. Это позволяет читателю получить максимально четкий и реалистичный психологический портрет друга Некрасова, к которому обращается всегда на «ты», словно тот никогда и не умирал. В стихотворении присутствуют пиррихии. Женская рифмовка гармонично сменяется мужскими рифмами.

Основное внимание автор концентрирует на последних трех строчках, звучащих словно заклинания из-за того, что они не рифмуются.

Средства выразительности

В арсенале Некрасова было немало художественных средств, с помощью которых ему удалось передать своему произведению выразительность и эмоциональную окраску. Среди них метафоры («светильник разума», «вещее перо»), эпитеты («суровый», «светлый», «вещее») и сравнения («как женщину, ты родину любил»).

Анализ стихотворений«Поэт и толпа» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Анализ стихотворений«Нет, я не Байрон, я другой» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, композиция

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович — один из некрасовских «мучеников». Годы жизни его — 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого Некрасовым «Современника».

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Новый «святой» тип

В русской культуре нравственный идеал, вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной — в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый «святой» тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец — основная тема стихотворения «Памяти Добролюбова».

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении «идеал общественного деятеля», к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

«Памяти Добролюбова» (Некрасов): анализ стихотворения. Николай Некрасов — Памяти Добролюбова: Стих

Творчество Николая Алексеевича Некрасова пронизано страданиями простого трудового народа, но есть в нем место и произведениям, посвященным талантливым людям. Среди них выделяется стихотворение «Памяти Добролюбова», посвященное известному литературному критику. Предлагаем краткий анализ «Памяти Добролюбова» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1864 году и посвящен Николаю Добролюбову.
Тема стихотворения – Значение творчества Добролюбова и его личности в русской литературе.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза «жизнь – смерть».

Жанр – Эпитафия.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «светильник разума», «вещее перо».

Эпитеты – «суровый», «светлый», «вещее».

Сравнения – «как женщину, ты родину любил».

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова»

Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов познакомился с Николаем Добролюбовым в 1858 году и очень уважал его за незаурядные способности как литератора, так и публициста.

Между ними очень большая разница в годах, поэтому, особой дружбы между ними не существовало, но своё уважение и восхищение поэт передал в своём известном стихотворении «Памяти Добролюбова».

Николай Добролюбов умер от смертельно опасной в то время болезни – чахотки – в 25 лет. С его смертью российская общественность потеряла талантливого литератора и публициста, который был одним из немногих своих соотечественников, кто мог очень просто и доступно рассказать своим читателям о тех произведениях, которые достойны их внимания.

Николай Некрасов в 1864 году создал стихотворение «Памяти Добролюбова», в котором пытается лично оценить значение творчества талантливого критика-литератора и моральные качества Николая Добролюбова.

Поэт утверждает, что Добролюбов своим творчеством учил человека жить ради общества, а не ради своей собственной славы, и что «более всего учил он умирать». Юный критик учил людей жить, не тратя при этом свои годы напрасно и утверждал, что лучше умереть молодым, но при этом отстаивать свои убеждения и оставаться верным своим убеждениям, нежели умереть от болезней в старости, ничего при этом не сделав для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Некрасов отмечает в своём стихотворении, что Добролюбов родину «как женщину любил» и отдал ей лучшие годы своей жизни. А вот эту же самую родину поэт называет «любовницей суровой».

Добролюбов, благодаря силе своего таланта, сумел начать процесс формирования общественного мнения и закладки мощного фундамента для создания условий рождения абсолютно нового социально-общественного строя. К тому же, Некрасов утверждает, что факту отмены крепостного права Россия обязана была именно творчеству Николая Добролюбова.

Также поэт уверен, что Россия «такого сына не рождала» и что этот человек прожил «не ради славы и денег», а для самой России, потому что он очень сильно мечтал о том, чтобы жизнь всего русского простого народа изменилась к лучшему. А вот если бы русская земля хотя бы изредка не рождала таких героев, то автор считает, что «заглохла бы нива жизни» в России.

История создания

Некрасов, будучи одним из владельцев журнала «Современник», познакомился с литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым, когда тот устроился на работу в популярный журнал.

Молодой литератор, несмотря на юный возраст, имел удивительный дар распознавать настоящие литературные бриллианты среди сонма служителей искусству.

К сожалению, многогранный талант Добролюбова не смог раскрыться в полной мере – литератор умер от чахотки в возрасте 25 лет. С его уходом читатели потеряли человека, умевшего в доступной и очень увлекательной форме объяснять, почему те или иные произведения достойны внимания.

В 1864 году Николай Алексеевич написал стихотворение, ставшее посвящением Николаю Добролюбову.

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов .

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова». в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов о, отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Центральная тема – восхищение личностью Николая Добролюбова, значение его творчества для формирования светлых идеалов у молодого поколения. В своем произведении автор показывает яркий образ революционера, положившего собственную жизнь на служение отчизне.

Добролюбов предстает в образе самоотверженного человека, который обладал редким литературным даром и способностью сплачивать вокруг себя талантливых людей. Некрасов восхищается духовной чистотой почившего литератора, его исключительно высоким моральными качествами, революционным настроем.

Поэт искренне скорбит по ушедшему в мир иной другу, и сокрушается, что не так часто можно повстречать на своем жизненном пути столь талантливых и самоотверженных людей.

Стих Николай Некрасов — Суров ты был, ты в молодые годы ( Памяти Добролюбова )

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, № 4 Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; № 8 Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, № 12 И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. № 16 Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами. № 20 Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: № 24 Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно. Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, № 28 Заглохла б нива жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из шести строф, разных по длине: четырех четверостиший, одного пятистишия и одного завершающего семистишия, обрывающегося на взлете. Подобное окончание создает эффект недосказанности.

Композиция произведения построена на противопоставлении жизни и смерти, и состоит из двух условных частей. В первой части автор делится всеми добродетелями и положительными качествами Добролюбова.

Во второй части произведения автор скорбит о безвременной кончине молодого человека, который так много не успел сделать в своей жизни.

Анализ «Памяти Добролюбова» Некрасов

Анализ

«Памяти Добролюбова» Некрасов

«Памяти Добролюбова» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зине Некрасова

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов – пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты, как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись…» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого – праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова – суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра.

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.

Полезные материалы:

  • Николай Некрасов — Памяти Добролюбова

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
  • Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо
  • Николай Некрасов — Мороз, Красный нос
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Некрасова
  • Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
  • Николай Некрасов — Русские женщины
  • Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов
  • Краткое содержание «Железная дорога» Некрасов
  • Анализ «Зелёный шум» Некрасов
  • Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасов

Анализ 2

Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность. Чувствуется по торжественной лексике, по ровному ритму, что речь идёт о незаурядном человеке. Но Николай Алексеевич обращается к герою своего стихотворения на «ты», как к близкому человеку.

Начинается произведения с, видимо, основного качества героя – суровость. И сразу прошедшее время глагола относит в годы юности Добролюбова. Подчеркивается, что даже в молодом возрасте он умел подчинять чувства рассудку. И, возможно, уже тогда учил жить для свободы.

Во второй строфе подчеркивается, что отказывался от наслаждений, сохранял чистоту Николай Добролюбов сознательно. Даже возлюбленной для него стала Родина.

Третья строка является прямым продолжением (предложение без знака препинания) предыдущего. Николай Александрович всё отдал Родине, которую Некрасов сравнивает с опять же суровой любовницей. Для её царственного венца Добролюбов готовил драгоценности. И он призывал всех к лучшей жизни. Всё это, конечно соответствует общественной деятельности Николая Александровича.

В середине стихотворения перелом, который начинает вечное «но». Всё было блестяще, но слишком рано умер Добролюбов. Перо Добролюбова, которым он записывал свои передовые идеи, выпало из рук. И перо это, кстати, Некрасов называет «вещим», очеловечивая этот инструмент, приближая Добролюбова к образу пророка. Эту строфу завершают два горьких восклицания о том, что разум угас, как светильник, что сердце остановилось. Интересно, что сравнение только одно, чтобы не перегрузить стихотворение метафорами.

Предпоследняя строфа отделяется от предыдущей части. Говорится, что прошли годы. Далее отделенность усиливается констатацией того, что улеглись страсти. И теперь Добролюбов «вознесся» — в прямом смысле (о душе), и в переносном (в сознании людей). Конечно, образ героя занял высокое место в нашей истории. И теперь Некрасов призывает землю русскую гордиться своим героем и оплакивать его.

В последней строфе поэт продолжает обращаться к Родине, которая такого прекрасного человека, возможно, и не рождала больше. И в итоге Некрасов делает общий вывод, обращаясь уже к матери-природе. Поэт восклицает, что без таких людей, как Добролюбов, заглохла бы нива жизни.

Анализ стихотворения Памяти Добролюбова по плану

«Памяти Добролюбова» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История написания

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано в 1864 году. К тому времени со смерти Николая Добролюбова прошло три года, и Некрасов решил посвятить произведение ему, так как они были знакомы лично. Впервые они встретились, работая в популярном в то время журнале «Современник». Николай Алексеевич был одним из совладельцев журнала, а Николай Александрович устроился туда публицистом.

Добролюбов был необычайно талантливым литературным критиком, несмотря на юные годы, его работы были известны не только в России, но и за рубежом. Он жил по соседству с Некрасовым и Николай Алексеевич приглашал его часто в гости. Так между ними появились крепкие, приятельские отношения.

Добролюбов умер молодым — в 25-летнем возрасте от болезни, а через три года был написан и сразу издан стих Некрасова, посвященный его памяти. Критики называют его своего рода письмом, в котором Николай Алексеевич выражает восхищение талантом Добролюбова и тем, какую жизнь вел молодой публицист.

Отношение поэта к герою произведения

Добролюбов все время посвящал работе, литература была для него смыслом жизни. Даже на личное счастье времени не оставалось, поэтому Некрасов посчитал, что о такой самоотверженной личности должен узнать мир. Николай Александрович был самым молодым литературным критиком своего времени. Но его авторитет был не менее значимым, чем других.

Некрасов рисует перед читателями образ идеального мужчины, который ведет высоконравственную жизнь. Насколько объективна его оценка, читателям остается только догадываться. Ведь, во-первых, знаком с главным героем Некрасов был не так долго, а, во-вторых, автор мог приукрасить некоторые факты из жизни критика.

Эта мысль подтверждается и другими произведениями, в которых поэт создавал нравственный идеал русской культуры и православной церкви. В любом случае, в Добролюбове были качества, которые заслужили внимание великого российского поэта и затрагивают современных читателей:

  • строгость и неподкупность (как критика Добролюбова уважали за его справедливость);
  • принципиальность;
  • беспристрастное отношение ко всем;
  • трудолюбие;
  • постоянное самосовершенствование, самокритичность;
  • смелость и готовность отстаивать свое мнение;
  • щедрость и доброта.

Также после смерти талантливого приятеля Некрасов осознал, какую потерю понесла русская литература, ведь из жизни ушел тот, кому доверяла аудитория. Читатели с радостью воспринимали советы Добролюбова о том, чье творчество действительно заслуживает внимания, а чье нет.

Жанр и композиция

По содержанию «Памяти Добролюбова» — это стихотворение-эпитафия, то есть произведение, сочиненное по случаю смерти главного героя. Некрасов использовал пятистопный ямб, рифмовка перекрестная, легко читается и воспринимается на слух.

Произведение условно делится на две части:

  1. Описание добродетелей главного героя. Автор перечисляет достоинства Добролюбова, восхищается его характером. Это понятно уже с первых слов стиха «Суров ты был…». Читатель, ознакомившись с первой частью стихотворения, рисует образ героя.
  2. Жалоба из-за смерти. Вторая часть начинается со слов «Но слишком рано твой ударил час». Поэт сокрушается о том, что его приятель, представляющий богатую духовно личность и собравший в себе все качества, ценные для него, умирает так рано.

Стихотворение состоит из шести строф, имеющих разную длину: 4 четверостишия, 1 пятистишие и 1 семистишие. Семистишие находится в конце, создает эффект отсутствия логического завершения. Стихотворение словно не дописано, резко обрывается, что характерно для литературного жанра эпитафии.

Смысл и тема

Основная тема стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» — восхищение личностью, духовными качествами литературного критика, который ушел из жизни молодым. В первую очередь, его восторг вызывают моральные ценности молодого человека: «Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил».

Из-за плотного рабочего графика у героя произведения не оставалось времени на личную жизнь. Однако поэт подчеркивает, что он «хранил чистоту», возможно, оставаться нравственно чистым — это был сознательный выбор начинающего критика и публициста. А формулировка «мирские наслажденья» указывает на характерный для Некрасова церковный язык. Николай Алексеевич в произведении «Памяти Добролюбова» остается верным своей идее взывать к христианским добродетелям.

Несмотря на описание христианских понятий, в центре стихотворения находится не Бог, а Родина. Говоря о Добролюбове, поэт отмечает: «Как женщину, ты родину любил». Некрасов был ярым патриотом России. Наблюдая за всеми бедами, которые постигают его народ, поэт не мог молчать и призывал остальных бороться за справедливость и мир, его сердце разрывала боль. Одна из основных черт характера, восхищающая его в Добролюбове — это патриотизм.

Однако любовь молодого критика к Родине оказывается неблагодарной и не признанной современниками. Называя Россию «любовницей суровой», Некрасов показывает, что самоотверженный труд Добролюбова и его патриотизм оказались неоцененными.

Поэтому суть написания произведения — донести до общественности значимость вклада критика и публициста, рано ушедшего из жизни в развитие России. Стихотворение называют «литературным памятником», который оживляет образ Николая Александровича. Говорят, что написать произведение только через три года после смерти главного героя, было планом поэта. За это время литературный мир мог осознать, какую потерю он понес, лишившись талантливого критика.

Литературные приемы

Николай Алексеевич имеет свой неповторимый стиль написания, делающий его произведения интересными. В стихотворении «Памяти Добролюбова» используются такие литературные приемы:

  • эпитеты: «честные сердца», «светлый рай»;
  • сравнения: «как женщину, ты родину любил»;
  • метафоры: «вещее перо», «душевная красота»;
  • олицетворения: «природа-мать»;
  • ирония: «учил ты умирать».

Проанализировать произведение «Памяти Добролюбова» может не только взрослый человек. Некрасов хотел, чтобы на примере порядочности и высокой нравственности молодого таланта, рано ушедшего из жизни, учился каждый ребенок и подросток, читающий о нем.

Особенности анализа стихотворения Некрасова “Памяти Добролюбова”

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) — российский писатель, поэт, публицист, являющийся классиком русской литературы.

В 1847-1866 годах был руководителем и знаменитого журнала «Современник», а после работал в «Отечественных записках». Разделял революционно-демократические убеждения своих просвещенных современников.

Стихи Некрасова были пронизаны темой страданий народа, бедственного положения крестьян. Поэт обогатил русскую поэзию красочностью народного фольклора и языка, используя речь, свойственную простому народу. Тем самым Некрасов расширил привычные рамки российской поэзии. Он, как никто до него, решился на дерзкое сочетание романтических и сатирических мотивов в одном стихотворении. Поэзия Некрасова благотворно повлияла на развитие русской, а после и советской поэзии.

В 1864 году было написано замечательное стихотворение Н. Некрасова «Памяти Добролюбова», в котором автор не только по достоинству оценил творчество выдающегося литературного критика Добролюбова, но и раскрыл его человеческие качества.

История создания

В 1858 году Некрасов познакомился с литературным критиком, публицистом и поэтом-сатириком Добролюбовым. Он работал в журнале «Современник». Николай Добролюбов отличался выдающимися литературными способностями и смелыми суждениями.

Близкой дружбы между Некрасовым и Добролюбовым не было, ведь разница в возрасте у них была значительная. Но Некрасов с неизменным удовольствием прочитывал статьи молодого критика и восхищался его смелостью и принципиальностью, с которыми тот безжалостно обрушивался на горе-литераторов. К тому же Николай Добролюбов умел распознавать действительно талантливых литераторов. Он тщательно анализировал их сочинения, а его рецензии были детальными и глубокими.

В 1861 году в возрасте 25 лет Николай Добролюбов умер от чахотки. И Некрасов осознал, что русская литература лишилась человека, умевшего просто и доступно донести до читателей, какие литературные произведения заслуживают внимания, а какие никуда не годятся.

Изначально у стихотворения, посвященного Добролюбову, не было названия.

Жанр стихотворения

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», следует указать, что его жанр – эпитафия. Оно лишено романтичности, которая свойственна произведениям такого жанра в XIX веке. Напротив, Некрасов дает реалистичный психологический портрет Добролюбова.

Содержание стихотворения

Занимаясь анализом стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», понимаешь, что основной мыслью стихотворения является обозначение грандиозной роли деятельности Добролюбова для воспитания мыслящей молодежи. Николай Добролюбов – яркий пример жизни, наполненной борьбой за счастье родной страны.

О структуре

Стихотворение состоит из разных по длине 6 строф (4 четверостишия, 1 пятистишие и 1 семистишие, которое обрывается на высокой ноте). Сделав анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», можно убедиться, что его форма подчиняется содержанию.

Личность Добролюбова в стихотворении

Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.

Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.

Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.

Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая – это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.

Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.

Размер и рифма

Проводя анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», необходимо отметить, что оно изложено пятистопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка является перекрестной, а женская рифма используется, чередуясь с мужской. Заключительные 3 строчки не рифмуются. Можно предположить, что вывод сопоставим с заклинанием, на которое Некрасов обращает внимание читателя. Чувствуется эффект недосказанности, потому что финальная строчка в 2 раза короче, нежели все остальные.

Ссылка на основную публикацию