Анализ боя Мцыри с барсом с цитатами

Что символизирует бой с барсом. Анализ боя мцыри с барсом

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон
Раздался вдруг…и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое ружье…Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно – и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме – у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» – все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри – равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).

Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова – Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация – вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Тест по произведению

Бой Мцыри с барсом – это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом – анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы – с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек – равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом – это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

П оэма «Мцыри» — одна из вершин поэтического наследия поэта М. Ю. Лермонтова. Поистине высокохудожественное, написанное в духе современного ему культурного направления «романтизм», оно явилось образцом самого читаемого поэтического текста, в котором через систему конкретных образов автор смог раскрыть не только свои личные переживания, но и идею всего произведения.

Сцена боя Мцыри с барсом – самая ключевая.

Даже по форме поэмы видно, что эта её часть особенная, что-то будет происходить, что повлияет на скорую развязку и неожиданный финал поэмы. Действительно, сцена представляет собой отдельную главу. Все действия Мцыри можно разделить на три основных этапа: подготовка к битве (как он ждал появления снежного барса), затем сама битва и её исход, закончившийся полной победой человека над животным.

Основной принцип подачи двух противоборствующих образов по Лермонтову – это принцип контракта. Однако, в чём-то барс и Мцыри похожи: оба беспринципны, сильны и готовы на всё в этой смертельной схватке.

Итак, сначала Мцыри терпеливо ждёт соперника. Барс – это хищный зверь, он таится и готовится напасть из засады. Но и Мцыри как будто бы примеряет на себя шкуру барса и на какое-то время превращается в животное, он пытается уловить те же инстинкты. Иными словами, чтобы выжить, ему нужно понять, как действует зверь, побывать в его шкуре.

Законы природы таковы, что идёт естественный отбор, выживает сильнейший, но чтобы такой исход состоялся, непременно должна состояться схватка. А перед ней необходимо бросить друг другу вызов. После такого ритуала Мцыри и барс сцепляются в схватке.

Далее поэт образно описывает саму сцену поединка, в котором отдаёт дань храбрости каждого из дерущихся. Но сила Мцыри – не в звериной ненависти и инстинкте получения добычи, а в смелости и упорстве. Именно поэтому он способен победить.

Метафора описанного поединка заключается в том, что Мцыри боролся не с диким животным, а с самим собой, скорее со своим внутренним миром. Истинный романтический герой Мцыри показа, на что он способен, в его образе отразились все типичные черты романтического персонажа – жизнелюбие и упорство, неукротимость и жажда победы. Превосходство над диким зверем – это превосходство над самим собой. Теперь его душа свободна в выборе своих желаний, в проявлении эмоций в адекватности восприятия жизни и других жизненных ценностей, которые молодой герой только начинает постигать на своём веку.

На этой странице: анализ отрывка «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри».

«Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________

Определите время и место действия, назовите участников события

Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

Новая схватка (строфы______________)

Последнее усилие барса (строфы_________________)

Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).

Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.

Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?

Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

Как в тексте характеризуются участники схватки?

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри – романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

Данный эпизод – фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.

Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?

Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

Читайте также:  Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем – барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

Сочинение Анализ боя Мцыри с барсом

Поэтическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – это поэма романтического направления, но не без малой доли реалистических черт.

Эпизод боя Мцыри с барсом является центральным и главным в произведении. Это своего рода кульминация поэмы. Данный эпизод помогает раскрыть характер главного героя более полно и подробно.

Мцыри восторгается диким животным, отнюдь не боится его. Барс изображен величественным, красивым и достойным. Зверь символизирует свободу дикой природы, а Мцыри стремится к этой свободе. Мцыри восхищается своим достойным противником, не презирает его.

Отрывок насыщен глаголами. Это говорит о стремительности изображаемого действия. Схватка зверя и человека происходит быстро, захватывающе, на «одном дыхании». Оба образа изображены Лермонтовым с самой прекрасной стороны. Поэт любуется завораживающей картиной боя. Поэтому читатель также с восторгом наблюдает за этой сценой. Мцыри одерживает победу над барсом. Этот затворник, который привык только к чтению молитв и ничего не видел, кроме стен монастыря, оказывается сильнее могучего хищника. Одержав верх над барсом, Мцыри наслаждается своей свободной волей. Этот момент он считает настоящей жизнью, а не прозябание в монастыре в вечных молитвах. События и моменты, от которых захватывает дух и леденеет кровь – это моменты счастья и свободы.

Израненный и изможденный герой все же продолжает свой путь к родной стороне. Но он неимоверно счастлив от того, что может дышать полной грудью и наслаждаться свободой. Пусть даже нет больше сил двигаться дальше. Но Мцыри ни о чем не жалеет, и он бы снова и снова сбежал из монастыря, чтобы насладиться моментами, которые завораживают.

При описании барса и Мцыри во время боя Лермонтов использовал разные художественные средства, для того чтобы изобразить героев более ярко и зрелищно. Поэт применяет сравнения в образе барса, сопоставляя его глаза с пламенем, шерсть – с серебром. Присутствие эпитетов делает образы Мцыри и барса яркими и красивыми.

Схватка описывается Лермонтовым очень подробно. Каждый момент завораживает и держит в напряжении.

Главная мысль эпизода и всего произведения в целом – свобода внутренняя и внешняя дороже всего на свете, даже ценнее собственной жизни. Это самое главное, что может быть. Добиваться цели нужно и стоит любыми путями и методами. Лермонтов, как великий поэт, смог донести с помощью слова до читателя главную тематику своего произведения.

Вариант 2

Наверное, нет такого человека, который бы не знал Лермонтова, а тем более не читал его произведения. Конечно, у него существует очень много разных произведений, но сегодня мы будем рассматривать «Мцыри» и делать анализ боя, где встретились главный герой и барс. Данный эпизод является не только ключевым, но еще и раскрывает смысл.

Кроме этого многие знаменитые и популярные художники постоянно изображали на разных картинах именно эту сцену.

На Горном Алтае, где родился и вырос писатель, уже давно появилась одна очень интересная легенда, которую жители деревни рассказывали друг другу. Именно поэтому Лермонтов очень долго думал, каким же образом его представить и как сделать его центральным эпизодом. И в результате у него все получилось. Больше всего на свете ему хочется стать победителем в борьбе со своим соперником. Жить настоящей жизнью – это каждый день проливать кровь, а не молиться и соблюдать пост.

Каждый из соперников сильный и достоин своего соперника. И об этом говорит монах, который также дает описание и хищнику. Мцыри очень понравился данного зверя и поэтому он описывает его легко и просто. Он наоборот им восхищается и отзывается только в хороших манерах. Кроме этого парень прекрасно понимает, что соперник такой же сильный, как и он сам. Но ему очень хочется его победить, чтобы доказать в первую очередь себе, что он силен. И каждый из них старается сделать так, чтобы сохранить свою жизнь любыми путями. До этого он всегда считал себя несчастным и слабым. А создан он только для того чтобы молиться и соблюдать пост. А вот зверь описывается в виде ребенка. Ему хочется постоянно веселиться и играть.

Мальчик сбежал из своей деревни, а теперь очень сильно жалеет об этом. Он голоден и весь в ранах и поэтому в любой момент он может просто упасть и умереть с голоду. Но от смерти его спасли служители монастыря. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно в свою деревню.

Именно поэтому данная поэма на каждого своего читателя производит большое и очень сильно значение. Ведь каждый человек старается сделать так, чтобы пройти через все испытания, а потом обеспечить себя достойным будущим. Кроме этого постепенно человек обретает свободу и гармонию на душе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ боя Мцыри с барсом

Популярные сегодня темы

Главным героем произведения Лескова «Левша» является обычный парень. Он занимается не совсем обычным делом и только поэтому получил прозвище «Левша», а вот как его зовут по-настоящему никому неизвестно

С древних времен считалось, что побеждает сильнейший. Однако это не всегда означало и означает, что речь идет только лишь о том, кто обладает большей физической силой. На самом деле

Во время написания романа «Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин использовал собственные наблюдения, и рассказы из жизни реальных персонажей. Реальность персонажей описанных в этом произведении

Как мне кажется, каждая семья является неотъемлемой частью народа, которая привносит какую-то пользу в общее дело всей страны. Именно поэтому необходимо уделять огромное внимание должного воспитания своих детей

Сюжетная композиция произведения построена вокруг постановки любительского спектакля, участниками которого являются представители русской интеллигенции, проживающие в летний период на дачных участках.

Краткий анализ эпизода бой Мцыри с барсом в поэме М. Ю. Лермонтова

Поэма “Мцыри” – одно из самых известных творений М. Ю. Лермонтов. Поэт путешествовал по Военно-Грузинской дороге, занимаясь изучением местного фольклора, и встретил монаха, рассказавшего ему историю своей жизни. Лермонтов был так впечатлен его рассказом, что написал поэму. Особое место в сюжете занимает бой Мцыри с барсом.

Краткое описание первой части

Юноша рассказывал монахам о том, что с ним случилось, что он видел за пределами монастыря. Один из ключевых моментов в сюжете, в котором раскрывается характер персонажа, – это бой Мцыри с барсом. Он описан в трех главах.

В первой главе говорится о том, что ночью в лесу юноша встретил барса. Он предстает перед читателем не просто как опасное и дикое животное, а как гость пустыни. Мцыри не боится его – он им восхищается. Барс наслаждается красотой ночи, как и юноша. Для его описания поэт использует слова, подходящие под описание дитя, каким он и является, только барс – дитя природы.

В этот же момент Мцыри почувствовал, что хочет сразиться с хищником. И юноша понимает, что мог бы быть удалым воином. Для Мцыри бой с барсом – это возможность стать ближе к своей семье, к тому человеку, которым бы он мог стать. Поэтому юноша не боялся схватки, а ждал ее и радовался возможности проявить свою удаль.

Краткое описание второй части

Во второй части описывается начало боя Мцыри с барсом. Зверь почувствовал опасность и стал готовиться к схватке. Несмотря на то, что он был могучим, юноша не растерялся и не испугался. Мцыри подготовился к тому, чтобы отразить удар барса.

Прыжок зверя мог стать роковым для юноши, но он смог отразить его и нанести рану хищнику. И поэт в этот момент сравнивает его с человеком, тем самым показывая, что и дикие животные могут чувствовать. Но, несмотря на тяжелое ранение, зверь не собирается сдаваться и готов продолжить поединок с юношей.

Краткое описание третьей части

В третьей части описывается сам бой Мцыри с барсом. Зверь бросился на юношу, но тот успел защититься и ранить его. Схватка была жаркая, никто из них не хотел сдаваться. Сам Мцыри почувствовал себя диким животным, и другие люди испугались бы его в тот момент.

Барс сражался изо всех сил, и в том поединке они стали единым целым. Для юноши дикий зверь стал ближе, чем был бы друг. Но все-таки, несмотря на свою силу, барс пал в том поединке. Но Мцыри было его не жаль, потому что он погиб, как и подобает отважному и могучему бойцу.

Значение этого эпизода в поэме

Эпизод схватки главного героя и барса – это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.

В поэме “Мцыри” бой с барсом показал, что юноша не только смел, но и физически силен. Эта встреча и схватка с диким зверем продемонстрировали, что он не испугается никаких трудностей и будет дальше следовать своему пути. И даже израненный, юноша не пошел обратно в монастырь, а продолжил двигаться к своей цели.

Описание боя с барсом получилось динамичным, насыщенным событиями благодаря большому количеству глаголов. На протяжении чтения эпизода встречи с диким зверем читатель волнуется за героя: сможет ли он справиться со столь опасным и могучим противником? В схватке с барсом Мцыри проявил не только физическую, но и духовную силу, показав себя отважным воином.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста + анализ)

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, – и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Читайте также:  Подарки феи - анализ сказки Перро

Описание схватки мцыри с барсом. Анализ боя мцыри с барсом

«Мцыри» сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод «Бой с барсом». Автор использует множество выразительных глаголов и ярких эпитетов, чтобы передать те чувства, которые испытывает главный герой. Мцыри – истинный сын Кавказа, родившийся и выросший в горах Грузии.

В шесть лет он был лишен родительского крова, а затем попал в монастырь Мцхета, где и провел остаток своей жизни. Стены монастыря для мальчика были хуже тюрьмы. Всю жизнь он мечтал выбраться на свободу и повидать родных. Его мечтам не суждено было сбыться, но три дня на воле он все же провел. Именно тогда Мцыри и столкнулся на своем пути с диким барсом, с которым вступил в ожесточенную схватку.

Шерсть на животном «отливала серебром», отчего все действо юноше казалось фантастическим сном. Интересно, что вместо страха молодой боец испытывает такие чувства, как ожесточение и радость. Следующий отрывок в полной мере изображает отношение Мцыри к этому поединку:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Юноша видел в барсе достойного соперника, вместе с тем дикое животное, которое можно победить только, приложив немало физических усилий. Ему удалось одолеть злобного врага, но он потерял много жизненных сил. Дикое животное в поэме символизирует мощь природы, которую невозможно одолеть, победив одного только барса. Эта схватка всего лишь служит проверкой сил главного героя и его воли к свободе.

Одержав победу над хищником, он надеется освободиться от оков монастыря и всего, что ограничивает его свободу. Он надеется, наконец, найти родной дом и обнять отца. Даже будучи изрядно израненным, он не отступает от своего желания вернуться на родину. Герой продолжает свой путь с глубокими следами когтей на груди, но обессилев, теряет сознание.

Его тело находят и возвращают в монастырь, где он проводит свои последние дни. Перед смертью единственное, что его радует, это те три дня, которые он провел на воле. Радости и счастья, которое они ему доставили, он не в силах скрыть от старика-монаха, который когда-то спас его в детстве. Мцыри интересует вопрос, зачем же его спасли, если собирались держать в неволе. Ведь его место на лоне дикой природы.

Поэтому, зная, что его вскоре настигнет смерть, он просит перенести его в сад. Он не обращается к Богу с просьбой о помощи, а стремится свои несчастья преодолеть сам. Все, что для него важно, это дни, проведенные вне монастыря, которые он провел счастливо, живя настоящей, свободной жизнью.­

П оэма «Мцыри» — одна из вершин поэтического наследия поэта М. Ю. Лермонтова. Поистине высокохудожественное, написанное в духе современного ему культурного направления «романтизм», оно явилось образцом самого читаемого поэтического текста, в котором через систему конкретных образов автор смог раскрыть не только свои личные переживания, но и идею всего произведения.

Сцена боя Мцыри с барсом – самая ключевая.

Даже по форме поэмы видно, что эта её часть особенная, что-то будет происходить, что повлияет на скорую развязку и неожиданный финал поэмы. Действительно, сцена представляет собой отдельную главу. Все действия Мцыри можно разделить на три основных этапа: подготовка к битве (как он ждал появления снежного барса), затем сама битва и её исход, закончившийся полной победой человека над животным.

Основной принцип подачи двух противоборствующих образов по Лермонтову – это принцип контракта. Однако, в чём-то барс и Мцыри похожи: оба беспринципны, сильны и готовы на всё в этой смертельной схватке.

Итак, сначала Мцыри терпеливо ждёт соперника. Барс – это хищный зверь, он таится и готовится напасть из засады. Но и Мцыри как будто бы примеряет на себя шкуру барса и на какое-то время превращается в животное, он пытается уловить те же инстинкты. Иными словами, чтобы выжить, ему нужно понять, как действует зверь, побывать в его шкуре.

Законы природы таковы, что идёт естественный отбор, выживает сильнейший, но чтобы такой исход состоялся, непременно должна состояться схватка. А перед ней необходимо бросить друг другу вызов. После такого ритуала Мцыри и барс сцепляются в схватке.

Далее поэт образно описывает саму сцену поединка, в котором отдаёт дань храбрости каждого из дерущихся. Но сила Мцыри – не в звериной ненависти и инстинкте получения добычи, а в смелости и упорстве. Именно поэтому он способен победить.

Метафора описанного поединка заключается в том, что Мцыри боролся не с диким животным, а с самим собой, скорее со своим внутренним миром. Истинный романтический герой Мцыри показа, на что он способен, в его образе отразились все типичные черты романтического персонажа – жизнелюбие и упорство, неукротимость и жажда победы. Превосходство над диким зверем – это превосходство над самим собой. Теперь его душа свободна в выборе своих желаний, в проявлении эмоций в адекватности восприятия жизни и других жизненных ценностей, которые молодой герой только начинает постигать на своём веку.

На этой странице: анализ отрывка «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри».

«Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________

Определите время и место действия, назовите участников события

Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

Новая схватка (строфы______________)

Последнее усилие барса (строфы_________________)

Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).

Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.

Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?

Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

Как в тексте характеризуются участники схватки?

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри – романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

Данный эпизод – фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.

Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?

Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем – барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

Мы подробно остановились и рассмотрели эпизод борьбы юноши с барсом. И было это не спроста, ведь данная часть произведения является кульминационной и как можно лучше раскрывает настоящий характер героя. Вот в на тему Мцыри: бой с барсом, хотелось бы подробно остановиться на эпизоде и на его роли в раскрытии характера главного героя.

Сочинение: Мцыри бой с барсом

Читая поэму, мы понимаем, что описание боя — это главная часть, которая раскрывает по-новому. Совсем другой человек предстает перед нами. Это уже не слабый мальчик, который волею судьбы должен жить в монастыре и читать молитвы. Это горец, в котором проснулись инстинкты предков. Встреча со зверем, как проверка сил героя и эту проверку Мцыри прошел.

Когда Мцыри повстречался могучий барс, чья шерсть переливалась серебром, а глаза светились в темноте, герой не растерялся. Он, как истинный боец, схватил палку и бросился на зверя. Бой Мцыри с барсом стал поединком силы духа и физической силы. Мы видим, хоть герой и ослаблен, хоть он никогда не тренировался в битвах, он действует уверенно, им движет воля к победе.

Юноша одержал победу, причем, одержал победу не только над зверем в бою, он победил силы природы и судьбы, что были враждебны к герою, которые и олицетворял барс.

Победив барса, Мцыри одержал верх над всеми зримыми и незримыми врагами, представ перед нами настоящим воином, который был бы в краю отцов не последним удальцом. Это мужественный, сильный, свободолюбивый человек, который и победил. Пусть и не физически победил, так как его настигла смерть в конце поэмы, но он победил духовно. Его душа свобода, а сам он не сломлен.

Бой Мцыри с барсом – это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

«Мцыри»: бой с барсом – анализ

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы – с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Зверь

Рассматривая бой Мцыри с барсом, следует отметить, что хищник, подобно главному герою, наслаждается ночью, он весело играет. Все определения, относящиеся в поэме к зверю, описывают его как ребенка, которым он и является, ведь перед нами дитя природы. Барс символизирует мощь земли, для которой и животное, и человек – равнозначно необходимые элементы.

Битва

Оба участника битвы одинаково прекрасны, достойны жизни и свободны. Для Мцыри сражение с барсом – это проверка его сил, которые не находят в монастыре должного применения. «Рука судьбы» героя вела иным путем. Он привык себя считать слабым, пригодным лишь к постам и молитвам. Однако после победы над хищником, он с гордостью открывает в себе новые возможности. Благодаря множеству глаголов, указывающих на скорую смену действия, которые использует автор, можно целиком представить себе невероятно завораживающий бой Мцыри с барсом: насыщенный событиями и динамичный.

Настроение наиболее точно передано словами: «дернулся», «успел», «рванулся». На протяжении всей сцены тревога за главного героя не угасает. Однако Мцыри побеждает, преодолев не барса, а силы судьбы и природы, враждебно настроенные против юноши. Как бы темен ни был лес, герой не оставит свое желание о возвращении на родину.

Урок литературы. Поэма “Мцыри”. Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература

1. Совершенствовать умения:

  • проводить исследовательскую работу;
  • определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • анализировать произведение в единстве формы и содержания.

2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Словарь: поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм (синтаксический).

I. Вступительное слово.

О поэзии Лермонтова известный современный исследователь её Д.Е.Максимов писал:

“Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса. Да и сам Лермонтов годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** – “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. ”):

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел.
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!

Романтическими мотивами пронизаны все произведения Лермонтова.

II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы.

Постановка цели: доказать, что “Мцыри” – романтическая поэма на основе предшествующего анализа и результатов самостоятельного исследования текста.

Читайте также:  Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

Посмотрим, как проявляется художественное мастерство Лермонтова, каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт, как с их помощью создаётся образ романтического героя, воплощается ведущая идея.

(Запись темы в тетрадях). На доске – канва плана, заполним её по ходу урока.

(Запись на доске):

2. Особенности изображения характера героя:

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы:

“Мцыри” – романтическая поэма.

– Докажем принадлежность к жанру. (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).

– В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях:

а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.

– Каковы особенности изображения характера героя?

2. Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

– В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

– Из каких событий складывается сюжет?

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

– Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

Пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы.

– Прослушаем строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8).

– В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь – монолог).

Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.

– Чтение наизусть строф 17-18. Это – кульминационный момент.

– Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? Переходим к следующему вопросу.

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” – с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков. ”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила. Таков цветок темничный. Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок. ” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают:

1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы. живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”;

2) поэтическое восприятие мира: “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”.

В) Метафоры (Сообщение группы).

“Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок. ” – типично романтическая лексика.

“Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” (с.13).

“И двух огней промчались искры. То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. да, рука судьбы вела меня иным путём. ” (с.16).

“Бой закипел” (с.17).

“Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба. смеялась надо мной!” (с.19).

“Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”.

“Смутный гул в долине с ветром пробежал. ”. “Я тайный замысел ласкал. ”. “. унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. ”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20).

“. палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22).

“. моя в огне. (рука)
Знай, этот пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму…” (с.25)

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы).

“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” (с.1).

“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. ” (с.10).

“Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. ” (с11).

“Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14).

“И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Д) Инверсия (сообщение группы).

Инверсия – по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов: подлежащее + сказуемое, определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обстоятельство.

Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания художественного образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть; в снегах, горящих, как алмаз; . делал я на воле; для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов. про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы).

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторический вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопросительная форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклицательной интонацией. В форме восклицания утверждается понятие. При восклицательной интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в котором содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.

“А душу можно ль рассказать?” (с.3).
“Знал ли ты разгульной юности мечты?”
“Что за нужда? Ты жил, старик!
Я также мог бы жить! (с.5).
“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”
“Мне было свыше то дано!” (с.6).
“Ты хочешь знать, что делал я на воле?”
“О, я как брат, обняться с бурей был бы рад!”
“Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8).
“Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” (с.9).
“Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил –
Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).
“Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18).
“Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19).
“Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21).
“Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю. (с.23).

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу – монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора.

Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.

Ещё один приём создания лиризма – анафора.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы).

“…И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) (с.2).
“. Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…” (с.3).

Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать, что видел я на воле?” – “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно…” (с.10).

“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал. (с.20).

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.

Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.

Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.

В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Как проявляется мастерство М.Ю.Лермонтова в создании романтического образа Мцыри?”

Ссылка на основную публикацию