Главные герои произведения Сотников Быкова

Главные герои повести Сотников (характеристика) сочинение

Известное произведение под названием «Сотников» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится по своему жанру к повести. Данное творение стало популярно не только на Родине автора, но и за ее пределами. Действие происходит во время Великой Отечественной войны. В центре повествования находятся партизаны по фамилиям Сотников и Рыбак. Именно они и являются главными героями произведения. Хотя, как мне кажется, несмотря на то, что повесть называется «Сотников», Рыбаку и его психологии уделяет Василь Быков внимания, нежели его напарнику. Образы персонажей весьма отличаются.

Итак, начнём с характеристики партизана Сотникова. Раньше этот человек закончил университет и работал в сельской школе учителем. Но потом настала война и он вынужден был пойти воевать. Когда герои с отрядом двигались в лес, чтобы устранить немцев, этот герой заболел и очень кашлял. Он выглядел слабым и чувствовал себя так же. Но когда Рыбак взял его с собой в поход в деревню, чтобы поискать какой-нибудь пищи, то он не перечил. Но Рыбак видел, что Сотников заболел и у него, вероятно, был жар и тело его трясло. Другие постоянно спрашивали, как он там. Ему это не нравилось, но ничего поделать не мог. Именно болезнь Сотникова предопределила дальнейшую судьбу партизан.

При этом Сотников так таково себя не жалел. Даже тогда, когда он попал под обстрел полицаями, он сражался до последнего и решил, что не сдастся просто так. У него отмерзла нога. Он уже не думал выжить, но смог даже убить одного полицая.

Сотников показывается Быковым как совестливый не только человек, но и солдат. При допросе у полицаев он вел себя дерзко, несмотря на все пытки. Он не сдал свой отряд, хотя был и без того болен и мучился. Сотников был повешен, но он не сдался врагу и не предал отечество.

Андрей Рыбак был партизаном, но отличался от напарника кардинально. Большое количество текста произведения Быков отводит непосредственно размышлениям, психологии именно этого героя. Сначала Рыбак презирает полицаев, старосту, который вынужден им прислуживать под страхом смерти. Он не понимает, как такое возможно: придать Родину? Но к концу произведения, когда герои попадаются в лапы врагов, желание сохранить жизнь толкает Андрея Рыбака на предательство. Он переходит на сторону фашистской Германии и сам принимает участие в повешении бывшего товарища по отряду. На войне бывает всякое. Иногда тот, кто кажется ярым противником врага, становится потом его верным сторонником.

Демчиха

К второстепенным персонажам можно отнести Демчиху, у которой герои прятались (там их и обнаружили), староста, еврейская девочка. Все он были повешены, так как не предали Отечества. Они поставили верность превыше крысиных жизней. Также играют роль полицаи. В частности, тот, что проводил допрос. Именно он и предложил Рыбаку перейти на их сторону.

2 вариант

Василь Быков в повести «Сотников» раскрывает проблему нравственного выбора в условиях войны. Его герои сталкиваются с дилеммой: сохранить жизнь ценой предательства или умереть, не нарушив присяги?

Главные герои

Главные герои повести – партизаны Сотников и Рыбак. Они должны найти для своего отряда продукты. Сотников идёт на задание, несмотря на плохое самочувствие. Это интеллигентный человек, до войны работавший учителем. Обладает волевым характером, сильным духом. Несмотря на отсутствие солдатских навыков, за короткое время отличился в боях, сумел вывести из строя несколько вражеских танков. Сотникова и Рыбака спрятала на чердаке Демчиха. Сотников не смог сдержать кашля и выдал себя полицаям. Его терзало чувство вины: из-за него были повязаны и его товарищ, и несчастная женщина, пытавшаяся им помочь, и еврейская девочка. Герой пытается их спасти, взяв всю вину на себя. Но из этого ничего не вышло. Все они обречены на гибель. Сотников встречает смерть мужественно.

Совсем иначе ведёт себя Рыбак. Он зол на товарища, который навлёк на всех беду. Рыбак не может смириться с тем, что так глупо закончится его жизнь. Этот рослый деревенский парень, в мирной жизни отличавшийся выносливостью, ответственностью, перед страхом смерти изменил не только родине, но и самому себе. От природы он был добрым, отзывчивым. Но, попав в плен, решил отбросить в сторону моральные принципы и купить свою жизнь любой ценой. Он стал хитрить, изворачиваться, пытаясь спасти себя. Рыбак согласился на предательство по отношению к своему товарищу, выбил подставку из-под ног Сотникова во время казни. Сделал он это после мучительной внутренней борьбы. Решив, что лучше остаться в живых, чем посмертно считаться героем, Рыбак всё-таки пошёл на этот страшный шаг. Совершив непоправимый поступок, Рыбак раскаивается и безуспешно пытается покончить с собой. Его наказание – жить с муками совести.

Второстепенные герои

К второстепенным героям этого произведения можно отнести Демчиху, мать троих детей, пытавшуюся прокормить их тяжёлым трудом. Несмотря на угрозу своей жизни, она спрятала партизан у себя на чердаке. Враги подвергли её пыткам, но не добились от неё ни слова. Женщина спокойно приняла смерть.

Фашисты казнили и маленькую Басю – ни в чём не повинную еврейскую девочку. Они посчитали , что её преступление – национальная принадлежность. Ещё одной жертвой расправы стал староста Пётр. Он пошёл на эту позорную должность с единственной целью – помогать односельчанам, облегчать их участь.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев повести Сотников Быкова

Популярные сегодня темы

Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

Михаил Васильевич Ломоносов — это воплощение идеи «универсального человека», появившейся в эпоху Возрождения в Италии, в России. Мировая наука ставит его в один ряд с таким ученым как Леонардо да Винчи — самым известным «универсальным человеком» в мире

Пьеса начинается с пролога, который подчеркивает перед аудиторией конфликт между двумя семьями: Монтекки и Капулетти. Он описан как «древняя обида». Двоюродный брат Ромео, Бенволио

Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

Нижний Новгород – мой родной город. При одном его упоминании у меня возникают сотни теплых эмоций и воспоминаний. Это моя Родина, патриотом которой я являюсь. Это город со своей историей, со своими неповторимыми

Анализ повести «Сотников» (В. Быков)

Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

История создания

Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

Жанр и направление

Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

  1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
  2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
  3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Так основные темы описывал сам писатель:

Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Главная мысль

Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

Чему учит?

Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

Критика

Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

На это Быков ответил жестко:

Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников — герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.

“Сотников” – краткое содержание повести Василя Быкова

Персонажи повести

Василь Быков сумел показать в своём произведении яркие неповторимые образы. Главными героями «Сотникова» являются:

  • Сотников — партизан, в прошлом командующий артиллерийским батальоном. Перед войной окончил учительский институт.
  • Рыбак — партизан, раньше был старшиной пехоты.

В повести есть и другие важные персонажи. Это:

  • Авгинья Демчиха — мать четырёх детей. Укрыла на чердаке своего дома Рыбака с Сотниковым и была схвачена полицаями.
  • Пётр Качан — староста в селе Лясины. Не по своей воле вынужден работать на немцев.
  • Бася — еврейская девочка, которую староста прятал в подвале своего дома.
  • Портнов — следователь-полицай, допрашивающий пленных.
  • Стась — полицай.

Поход за провизией

Партизанская группа Смолякова застревает в болотистой местности где-то в Белоруссии, и у неё заканчивается провизия. Для похода за едой в ближайший хутор отправили пехотинца Рыбака, вместе с ним пошёл артиллерист Сотников. Их путь пролегал сквозь заснеженный лес. Учитель сильно болел и страдал от кашля. Он занемог, ещё когда был в отряде, но не сказал об этом командиру. Рыбак счёл, что его друг проявил упрямство и самолюбие.

Читайте также:  Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

Из-за его болезни партизаны шли слишком медленно. Рыбак поинтересовался, почему Сотников согласился пойти с ним, будучи сильно больным. Тот ответил, что сделал так потому, что все остальные отказались. Дойдя до места назначения, партизаны обнаружили, что хутор сгорел. Они не стали возвращаться без продовольствия и направились в близлежащую деревню Лясины.

Дорога пролегала через поле. Было холодно, и Сотникову становилось всё хуже. Иногда под снегом попадалось болото. Наконец партизаны вышли на дорогу и сразу же услышали выстрел. Они поняли, что в деревне немцы, но продолжили туда идти. Сотников по дороге вспоминал своё первое сражение в артиллерии. Их отряд был разбит немецкими танками, и будущий партизан убегал оттуда, будучи израненным.

Мужчины добрались до Лясин и вошли в крайний двор. Там жила женщина, которая направила их к старосте села Петру Качану. Партизаны без стука вошли в его дом. Рыбак начал ругать деда за работу на фашистов. Увидев на стене фотокарточку его сына-красноармейца, который воюет на фронте, партизан сказал, что старик позорит своего ребёнка. Его жена накормила Рыбака, а Сотников, которому становилось всё хуже, есть не стал. Партизаны удивились, увидев, что в доме имеется Библия.

Рыбак велел деду выйти с ним во двор. Старуха испугалась, что партизан убьёт мужа, и хотела выскочить следом за ними. Сотников не пустил её, вспоминая, как однажды такая же добрая женщина накормила его и, пока он ел, сдала его полицаям. Тогда учитель чудом сумел спастись. Жена старосты поняла, что партизан болеет, и попыталась напоить его лечебным отваром, но он отказался. Когда Сотников вышел на улицу, то увидел тушку овцы. С этим грузом партизаны могли уже отправиться назад.

Дорога к своим

Мужчины шли обратно, Сотников немного отставал. Рыбак был этим слегка недоволен, понимая, что в одиночку он скрылся бы уже намного дальше. Неожиданно они увидели впереди себя сани. Партизанам пришлось перебегать поле для того, чтобы не попасться. Рыбак успел это сделать, а Сотников не сумел быстро спрятаться. Завязалась стрельба, и последнего ранили. Артиллерист понимал, что его напарник привлекает внимание немцев, и ему самому нужно бы прорываться с провизией к своим, но не смог оставить товарища.

Сотников в это время отстреливался от полицаев. Сначала их было трое, но затем двое из них пошли за подмогой, поскольку не могли обнаружить его в ночной темноте. Раненный в голень партизан уже был готов в крайнем случае застрелиться и даже снял бурку с целой ноги. Он думал только о том, сумел ли спрятаться его напарник и смог ли сохранить провиант. Смерти Сотников не страшился, только не хотел становиться обузой для других. В это время к нему подполз Рыбак и оттащил пострадавшего в кусты. Там они встали на ноги и решили идти куда глаза глядят, лишь бы скрыться от полицаев.

Силы постепенно оставляли их, и в один момент оба партизана упали на снег и молча лежали. Через четверть часа Рыбак, проявив усилие, встал и попытался понять, куда двигаться, но местность показалась неизвестной. Он помог подняться Сотникову, и они двинулись дальше по ночному полю, обнаружив вскоре дорогу.

Партизаны пошли по найденной тропинке и наткнулись на маленький клочок земли с редкими деревьями. Подобравшись поближе, они поняли, что попали на погост. Там Сотников остался отдыхать, а Рыбак отправился в близлежащее село, но вскоре вернулся за другом. Они зашли в один из домов, думая, что он пуст. Однако внутри партизаны обнаружили девочку лет девяти. Та дала им поесть картошки и огурцов и рассказала о своей семье — матери Демчихе и троих детях. Мама в данный момент молотила, зарабатывая на хлеб.

Подкрепившись, Сотников начал засыпать и вспомнил, как был у немцев в плену и сумел сбежать за несколько минут до расстрела. Рыбак злился про себя на подстреленного товарища из-за того, что не мог оставить его одного с детьми и был вынужден дожидаться, пока придёт хозяйка.

Встреча с немцами

Вернувшись домой, Демчиха сначала не обрадовалась гостям, решив, что пришли фашисты. Но увидев, что это свои, и поняв, насколько плох Сотников, она обработала и перевязала его рану. Неожиданно они увидели в окне троих полицаев. Бежать было некуда, и партизаны решили спрятаться на чердаке. В дом вошли прислужники фашистов в надежде чем-нибудь поживиться и отняли водку у Демчихи. Услышав с крыши кашель Сотникова, они попытались забраться на чердак, но потом выпустили в сено всю обойму. Раненый партизан притаился, не желая подставлять хозяйку. Рыбак же испугался смерти и мести немцев и решил сдаться.

Обоих мужчин связали, погрузили на сани и увезли. Полицаи сообщили, что они ночью убили одного из немцев. Демчиху засунули в другие сани. По дороге она постоянно ругалась с одним из полицаев, и чтобы женщина замолчала, ей в рот засунули кляп. Сотников чувствовал вину перед приютившей их хозяйкой и тоже вступил в конфликт с одним из предателей. Рыбак же винил в случившемся раненого друга, проклинал собственную неосмотрительность и по пути всё искал удобный момент для того, чтобы сбежать. Однако дорога пролегала через голые поля, и скрыться было бы негде.

Вскоре партизаны попали в условленное место, и их спустили в подвал. По своей доброте Сотников попытался вытащить кляп изо рта Демчихи и получил за это удар от Стася, одного из полицаев.

Затем прислужник оккупантов отвел его к Будиле. Там сначала говорил следователь Портнов. Увидев, в каком состоянии находится пленный, он вызвал полицая и отругал за неподобающее поведение. После этого он пытался разговорить Сотникова и узнать про боевых товарищей и помощников партизан. Тот не стал ничего рассказывать в надежде спасти Демчиху. Поняв, что от пленника не удастся получить информацию, Портнов распорядился вызвать Будилу — самого страшного палача среди полицаев с неприятной внешностью, известного своей жестокостью.

Рыбак же был посажен в небольшой комнате подвала вместе со старостой. Он хотел каким-то образом если не избежать наказания, то хотя бы оттянуть его, насколько это возможно. Демчиху определили в отдельное помещение. Через какое-то время за партизаном пришёл Стась и повёл его на допрос. Тот боялся смерти и начал правдоподобно обманывать следователя. Он назвал фамилию командующего другим отрядом и сказал, что партизаны укрываются в лесу. Довольный своим трудом Портнов предложил сохранить ему жизнь в обмен на работу на оккупантов, если рассказанная им информация окажется верной. Стась увёл партизана обратно, чтобы тот подумал над этим.

Предательство Рыбака

Сотникова долго и страшно пытали, избивая, ломая кисти рук и пальцы и вырывая ногти. Он всё время молчал, лёжа на полу в полузабвении. Как только Будила начинал очередную пытку, партизан сразу же терял от боли сознание, и это спасало его. Вскоре полицай понял, что пленника не получится сломать физически, и отвёл обратно к старосте. К этому времени он уже опять потерял сознание.

Затем вернулся и Рыбак, а старика увели на допрос. Увидев истерзанного друга, тот обрадовался, что подобное произошло не с ним. Также он подумал о том, что если его товарищ вдруг умрёт, его шансы на спасение значительно увеличатся, ведь тогда можно будет говорить полицаям всё что угодно. Вскоре Сотников пришёл в себя. Его друг начал упрашивать его согласовать показания, но тот серьёзно осудил Рыбака.

Староста вернулся слегка избитым. Потом к ним сначала привели маленькую еврейскую девочку Басю, которую прятал старик, а затем и Демчиху. Выяснилось, что все на допросе промолчали, кроме Рыбака. Стась объявил, что пленным в этом подвале осталось жить лишь одну ночь, а наутро их казнят.

Бася поведала, как она смогла попасть к старосте, который спрятал её у себя в подполе. Все провели время в ожидании к гибели, и лишь Рыбак надеялся как-нибудь спастись. Сотников в это время переживал из-за того, что по его вине погибнут посторонние. Учитель очень хотел спасти их, но не знал, как это сделать. Вскоре он заснул и увидел во сне прошлое, отца, читавшего цитаты из Евангелия.

Поутру за пленными пришёл Стась, чтобы увести их на казнь. Сотников с Рыбаком попросились к Портнову. Первый решил брать всю вину на себя, чтобы спасти остальных, а второй попросился стать полицаем. Его освободили и приказали отвести людей к виселице. Сотникову было стыдно и за то, что из-за него сейчас убьют всех, и за Рыбака. Однако партизан думал, что не имеет права обвинять предателя. Полицаи подвели всех к виселице, где было пять петель, однако теперь стало ясно, что одна из них не нужна, ведь повесят всех, кроме Рыбака:

Перед смертью пленники старались держаться, только Демчиха сильно рыдала. Немцы приказали Рыбаку выбить поленья из-под ног людей. Перед этим предатель попросил прощения у Сотникова. Осознав, что натворил, Рыбак не находил себе места. Сразу после повешения он хотел сбежать и прийти к партизанам, но эта надежда растаяла при ненавистном и презрительном взгляде на него местного крестьянина, проезжавшего мимо на санях. Теперь у предателя не было шанса вернуться в прежнюю жизнь.

Он отправился в пустой уличный туалет, где хотел повеситься, но потом вспомнил, что вчера немцы отняли ремень. После этого его вызвали к Портнову.

Анализ повести

Анализ «Сотникова» позволяет читателю провести сравнение двух разных типов поведения в тяжёлой ситуации на войне. Хитрый и изворотливый Рыбак изначально представляется лучше подготовленным к фронтовым неурядицам, чем безынициативный и болезненный Сотников.

Однако по мере того как дальше подробно раскрываются характеристики Сотникова и Рыбака, становится ясно, что первый обладает мощным духом, и это оказалось намного важнее. Даже под пытками он остаётся верен своим принципам, тогда как его друг соглашается работать на немцев и становится ненавистен самому себе. Сравнительный анализ персонажей позволяет понять, что даже перед лицом смертельной опасности всегда можно проявить великодушие. Чтобы лучше это понять, рекомендуется прочитать полный вариант повести, а не в сокращении.

История, изложенная в произведении, стала основой для фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», снятого в 1976 году. Главные роли в нём сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Картина снискала популярность как у зрителей, так и среди критиков, получила ряд престижных наград. Ее продолжают смотреть и по сей день.

Краткое содержание и анализ «Сотников» Быкова

При анализе произведения «Сотников» Быкова можно проследить все ужасы и жестокость Второй мировой войны. Это обусловлено тем, что непосредственно автор прошел ее до самого конца. Все события в повести рассматриваются с философской и нравственной точки зрения. Описывается поведение солдат в бесчеловечных условиях, их месть, усилие и отвага при защите своей земли.

История написания

Создание повести «Сотников» произошло в 1969 г. Темой для сюжета являлась собственная биография Быкова. На войне он повстречался с сослуживцем, который через определенное время решил сотрудничать с союзниками немецкой армии. Именно этот аргумент натолкнул писателя на рассуждение о готовности людей предать принципы, чтобы спасти свою жизнь.

Вначале он назвал сочинение «Ликвидация», однако через время Василий Быков изменил название на фамилию одного из главных персонажей. Доподлинно неизвестно, почему писатель назвал произведение «Сотников», поскольку основная часть повести ведется от лица Рыбака.

Возможно, так Быков хотел показать собственное отношение к ситуации, которая сложилась в повествовании. Писатель пытается дать понять, что он полностью поддерживает Сотникова и тоже бы выбрал смерть, а не переход на сторону немцев.

Помимо этого, именно этот персонаж — катализатор всех произошедших событий. Он соглашается отправиться на задание, будучи в плохом самочувствии. Из-за него партизанам пришлось потерять много времени в пути. Из-за него немцы смогли обнаружить их в доме Демчихи. То есть самопожертвование Сотникова являлось причиной всех произошедших событий. Именно он и есть главный персонаж повести.

Направление и жанр

«Сотников» — это реалистическая повесть, поскольку основана на истории, которая на самом деле произошла во время войны. Автор правдиво поднимает суть партизанского движения, основные цели и задачи этих отрядов. Писатель и сам являлся участником боевых действий, потому некоторые события описываются как бы от «первого лица», поднимается доброта и жесткость главных героев.

Помимо этого, Быков отмечает, что философская составляющая повести построена на экзистенциализме, то есть жизнь человека признается непостижимой уму и иррациональной. Два совершенно разных бойца находятся в одинаковых жизненных обстоятельствах и, хоть один погибает, а другой все-таки остается жить, итог один — эти люди обречены.

Но у Василя Быкова это не единственное произведение такого направления, можно выделить следующие:

  1. Журавлиный крик.
  2. Последний боец.
  3. Западня.
  4. Третья ракета.
  5. Предательство.

Краткое содержание

Все события разворачиваются во время вылазки двух солдат за продуктами для партизанского отряда. Сотников себя плохо чувствует, но вызывается отправиться в деревню вместе с Рыбаком — сильным и здоровым мужчиной. Бойцы отправляются на риск, вокруг немцы, однако иного варианта нет — необходимо помогать отряду.

По пути солдат замечают нацисты, завязывается бой, и партизанам пришлось отступить, чтобы укрыться в селе. Здесь они с маленькими детьми забираются в дом. Пришедшая хозяйка, поддававшись уговорам, оставляет солдат у себя, рискуя собственной жизнью.

Из-за тяжелого состояния Сотникова немцы все-таки находят партизан и отправляют на допрос. Больной солдат выдерживает все пытки, он после этого еле поднялся на ноги. При этом Рыбак, испугавшись, соглашается сотрудничать с нацистами. В конце несговорчивого бойца вешают. Однако Сотников выбивает сам у себя из-под ног подпорку, чтобы не позволить это сделать бывшему сослуживцу.

Рыбак стыдится своего выбора, он еще мечтает убежать от немцев, однако уже ясно, что у него не получится этого сделать, поскольку он предал свою родину.

Характеристика персонажей

Главные герои — Сотников и Рыбак, которые воюют вместе и по сюжету оказываются в плену у фрицев. Также есть и второстепенные персонажи:

  1. Сотников — главный персонаж произведения, он является учителем, ему 26 лет. После побега из плена еще в начале войны присоединяется к партизанам. Это пример человека со стойкими принципами, и они не изменяются под воздействием любых обстоятельств. Имеет проблемы со здоровьем, это причина основных событий. Для писателя этот персонаж — нравственный ориентир. Это пример стойкости, этот человек не выбрал жизнь предателя.
  2. Рыбак — сослуживец Сотникова, является его абсолютной противоположностью. Отличный боец, его сила основана на хорошем здоровье. В начале повести Рыбак вызывает симпатию. Этот человек идет в рискованный поход, чтобы помочь партизанам, причем почти тащит за собой заболевшего Сотникова. Однако в процессе развития событий становится предателем, который помогает казнить своего товарища. Но на самом деле Рыбак — только жертва обстоятельств, которые сложились в основном не по его причине. Невзирая на это, герой, естественно, ответственен за свой сделанный нравственный выбор. Ничто его полностью не может оправдать. Хотя сложно обвинять людей в желании жить, но жизнь ли это — служить фашистам. И непосредственно Рыбак это осознает, но в то время, когда уже поздно.
  3. Демчиха — обычная женщина, к которой в дом попали главные герои. Хоть вначале она не очень добродушно настроена к солдатам, в результате помогает им, за это затем и погибает. Обстоятельства поставили перед девушкой сложный выбор: помочь бойцам либо сдать их и спасти собственную жизнь. Однако душа женщины не позволяет предать партизан.

Проблематика и тематика

Делая анализ произведения «Сотников», можно увидеть, что писатель в своей повести затрагивает много актуальных тем: героизм, храбрость, верность, измена и любовь к родине, однако основой является проблематика морального выбора.

Каждому из персонажей нужно принять сложное решение. Оба главных героя выбирают, кем быть: живым предателем либо погибшим героем. Демчиха пытается решить: попробовать помочь солдатам либо обезопасить себя. Даже старосте Петру нужно выбрать (хоть это описывается еще в начале основного сюжета): отказать немцам и испортить жизнь односельчан либо согласиться с предложением, помочь людям, но при этом стать изменником.

В этом и состоит одна из основных моральных проблем войны. Ежедневно необходимо выбирать: или соблюдать собственные принципы и жить плохо, или пойти на сделку с совестью ради спасения жизни.

Главная мысль

Естественно, совершенно не все люди делают выбор, который остальные бы считали верным, опираясь на собственные моральные принципы, у каждого человека свои ценности. Не стоит остальных судить за их выбор, а лучше следить за собственными решениями. Именно по этой причине авторская позиция почти не прослеживается.

Он описал ситуацию и показал различные пути ее решения, но все-таки окончательный выбор остается за каждым человеком. Однако чтобы затем не сожалеть о сделанном, нужно верно расставить приоритеты. Автор на практике показал, что сила воли намного важнее физической, потому люди обязаны ее развивать.

Причем Быков дает урок: необходимо отвечать за собственные поступки и деяния, в этом смысл окончания повествования. Рыбак почти тут же понял, что сделал себе лишь хуже, дальше ему придется только страдать. Это мучение и является ответственностью за измену.

Автор заложил в повести основную мораль, а точнее — превосходство нравственных принципов над собственными потребностями. Все хотят жить, однако для нравственного человека при этом главное «как», а не «что». Можно унижаться, моля о возможности существовать, но будет ли эта жизнь нормальной? Вряд ли. Потому для этих людей намного важнее, как жить. Утратив возможность самому выбирать, Сотников отказался от жизни, поскольку то, что предпочел Рыбак, показалось ему не спасением, а мучением.

Читайте также:  Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

Вывод из этой книги можно сделать следующий: главное — верно расставить приоритеты, живя по собственному моральному принципу, невзирая на вероятные серьезные последствия, в противном случае, отступление от своих правил непременно грозит дальнейшим разочарованием в жизни.

Отзывы критиков

Советская критика хорошо оценила эту повесть. Даже западные писатели высказывались о ней положительно:

  1. Как писал болгарский критик Кати Яневой, Быков «может слушать своих непретенциозных персонажей, улавливая гораздо больше того, что говорят эти герои, глубоко заглядывая в их социальные корни поведения и психологию».
  2. Клод Прево в одной из публикаций написал, что Сотников настойчиво «уверен в великих принципах и в человеческом моральный духе» и своей смертью вдохновляет остальных на борьбу с нацистами. Этот персонаж, даже когда встретился взглядом с мальчиком, улыбнулся ему только глазами, так он передал юноше свое последнее слово.
  3. В «Сотникове», как считала Антала Вечека из Венгрии, Быков не стал изначально разделять персонажей на хороших и плохих, как это делают остальные писатели. Наоборот, он перемешал краски, показывая настоящего человека немощным и больным, а предателя — сильным и ответственным любимцем партизанского отряда. Так он смог показать неоднозначность проявлений внешней натуры человека.

Однако отмечались и иные случаи, когда Быкова критики не поняли. Например, Шарлотта Шмитц сказала, что между действиями главных героев нет отличия в плане того, что оба персонажа потерпели поражение. Один умер, второй — потерял честь. Оба были недовольны своим результатом, да и для партизан польза от их похода сомнительна.

На что писатель жестко отреагировал: «Я не знаю, какие критерии совершения подвига у миссис Шмитц, но для меня Сотников является героем. Да, он не победил немцев, однако он остался человеком даже в самой ужасной ситуации. Подвигом является его стойкость и для тех людей, которые были свидетелями его смерти».

Повествование Быкова описывает события, случившиеся более 70 лет назад. Но современным читателям повесть интересна не только в плане истории. Поскольку проблемы совести, честности, гуманизма и справедливости встают и сегодня. Какими и как быть? Как сохранить моральные принципы? Повесть «Сотников» позволяет найти ответы на эти сложные вопросы.

По повести В. Быкова Сотников часть 1

К сожалению, подстрочные ссылки на источники не поддерживаются в данном формате

Образы Сотникова и Рыбака в повести В.Быкова «Сотников»

Повести В.Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать ее “лицо” так, как никто другой. Немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух 26-летних бойцов одного партизанского отряда, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. Анализ идейного содержания, главных образов повести “Сотников” целесообразно начинать с истории создания произведения, которая затрагивает биографию самого автора.
Повесть «Сотников» Василь Быков написал в 1969 году. В основе сюжета была положена реальная история встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.
В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там – временно, как ему казалось, – согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать .
Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств» .
В письме к Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)»: «….Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба – полярно противоположные люди, – такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел – от экзистенциализма, каким я его представляю» .
Первоначально повесть была названа “Ликвидация”, однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое.
Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.
Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетенный. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.
Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.
В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем…….
В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова.
Рыбак – бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений». Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, все-таки пошел на задание; Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрет и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся» .
Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был командиром батареи. Критики, оценивая интеллигентность героя, усматривают в повести заочную полемику с романом Фадеева »Разгром» .
Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвел под петлю: старостой Петром и Демчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь» .
Для писателя то неожиданное чувство, с которым Сотников уходил из жизни, стало открытием новой, высшей ступени человечности. Задумавшись над природой этого чувства, Быков закономерно пришел к мысли, что даже готовность к самопожертвованию не дает права не считаться с чужой жизнью, что человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность .
Василь Быков, отвечая на вопрос о том, почему, увидев приближающихся к дому Демчихи полицейских, Сотников не повел себя столь же решительно, как прежде, ответил, что его герой был сломлен первым боем; лишь в полиции он «находит в себе силы, чтобы умереть достойно» .
«Процесс самопроявлений» касается не только Сотникова и Рыбака – он затрагивает и Демчиху, вынужденную «переступать через естественное для нее материнское чувство самосохранения», и старосту Петра, которого казнят не только из-за выданной партизанам овечьей тушки, но и из-за не выданной полицаям еврейской девочки Баси .
С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.
В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не дает герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берется осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.
Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения. Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.
В некоторых критических статьях к повести можно встретить следующую трактовку образов: «….в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам». Однако сама проблема и ситуация нравственного выбора значительно сложнее. И даже сам автор произведения, возможно именно потому, что это Писатель с большой буквы (в отличие от многих поверхностных критиков и даже режиссера Ларисы Шепитько, снявшей по этой повести фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько) не делает однозначных выводов, не расставляет всех точек над «I».
Вспоминаются в данном контексте слова писателей братьев Стругацких в конце 20-го столетия о том, что писатель не может и не должен заниматься исправлением, лечением нравственных проблем общества, он лишь вскрывает, показывает в своем произведении наиболее острые из них. В этот мастер слова скорее сродни художнику, чем философу-моралисту. Указывая на злободневные проблемы, вскрывая язвы современного общества, писатель заставляет читателя прежде всего думать самостоятельно, преломляя сюжетную нить произведения через собственную эмоционально-нравственную составляющую. Василь Быков в повести «Сотников» оставляет читателя именно в такой ситуации, не навешивая однозначных ярлыков на достаточно сложные характеры персонажей, не идеализируя одного как героя и не втаптывая в грязь как предателя другого. Сложность и неоднозначность как характеров героев, так и развития самой ситуации, в итоге приведшей к трагическому концу, прослеживается через все повествование.
Главные герои повести – партизаны Сотников и Рыбак – в обычных условиях (даже в условиях реального боя), возможно, и никогда бы не оказались перед подобной проблемой нравственного выбора, и Рыбак бы остался честным мужественным человеком, хорошим товарищем и отличным бойцом. При этом в повести нет откровенной идеализации образа Сотникова и нельзя сказать, как это определяется в ряде критических оценок, что Рыбак на протяжении сюжета совершал несколько мелких предательств. Пока они не переросли в одно большое, после которого нет пути назад.
Разберем это на примере самого текста повести.
Изначально Сотников пошел на задание в деревню за провизией и медикаментами для отряда не только потому, что все остальные отказались (как он ответил на вопрос Рыбака, почему тот больной пошел с ним), но еще и, со слов автора, «…узнав, что предстоит сходить в село за продуктами, даже обрадовался, потому что все эти дни был голоден, к тому же привлекала возможность какой-нибудь час погреться в домашнем тепле».
Далее, как это неоднократно говорилось на протяжении повести «Больше всего он (Сотников) боялся из напарника превратиться в обузу, хотя и знал, что, если случится наихудшее, выход для себя найдет сам, никого не обременяя». В итоге в первой половине повести он только и делал, что был обузой и обременял. Именно из-за него Рыбак не смог выполнить задание (принести в отряд провизию), именно его болезненное состояние привело к необходимости искать прибежище в деревне, тем самым обременяя и подставляя под смерть ее жителей (Демчиху и ее детей, а, возможно, и всю деревню). Именно из-за кашля Сотникова они были обнаружены полицаями. Староста пострадал также из-за Сотникова. Если бы не его болезненное состояние, он смог бы вместе с Рыбаком не попасться на глаза полицейскому отряду или как минимум уйти от них вместе с тушей барана. Но из-за его слабости пришлось отстреливаться, убить полицая (по фильму – немца), что привело к массовому поиску партизан в деревне и обнаружению еврейки Баси в доме старосты (помимо тушки барана, которую также пришлось бросить и которая была опознана как собственность старосты). То есть, как видим, Сотников в первой половине повести отнюдь не был идеализирован. Более того, образ Рыбака кажется если не лучше, то более приспособленным к войне. В то время как Сотников – только обуза и причина несчастий самого Рыбака, старосты, Демчихи и ее детей, оставшихся без матери, еврейской девочки Баси. Как раз то, чего он внутренне боялся, при этом не имея моральных сил решить проблему: вернуться в отряд после сожженного хутора, чтобы не тормозить и не подвести Рыбака (так как что бы он тогда сказал в отряде?!); отказаться заходить в деревню и оставаться в избе Демчихи (знал ведь, что ставит их под угрозу… На слова Рыбака: «Мы с ним не можем дальше идти» был ответ Демчихи: «Ну сюда же как-то пришли»).
Рыбак как мог пытался бороться со сложившейся ситуацией, но экзистенциональная обреченность героев повести была основана на ситуации нравственного цугцванга. Так, Рыбаку пришлось идти на задание с хворым Сотниковым, потому что остальные отказались (один промок, у других также были объективные причины). На сожженном хуторе вынуждены были идти дальше в деревню, хотя было очевидно, что Сотников не помощник. Болезнь привела к неспособности Сотникова скрыться от полицаев, в результате чего он был ранен. В свою очередь Рыбак также не мог бросить раненного Сотникова. Дальше все развивалось как снежный ком. Раненого Сотникова нужно было где-то на время оставить, и они вынуждены были искать прибежища в избе у Демчихи, где кашель Сотникова выдал их месторасположение на чердаке, и т.д.
Но перед ликвидацией во время осознанного нравственного выбора Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти в силу своей слабости характера запутывается и начинает обманывать самого себя, предавая раненого товарища, а тем самым и Родину… ради спасения своей жизни, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом своему народу и самому себе. Личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Его храбрость во время реального боя, где фактически нет места и времени нравственным колебаниям, уступает инстинкту самосохранения, не пройдя проверку его чести и гражданской совести.
Изначально, идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем ослабленный болезнью Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к компромиссу со своей совестью, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю, опять же идя на компромисс со своей совестью: «якобы расположение и численность отряда Дубовицкого итак всем известно».
Сотников даже во время пытки не потерял человеческий облик (как то предрекал следователь особенно не в самой повести, а в фильме «Воскрешение» по его мотивам), он все время терял сознание (из-за слабости, которая у него была из-за болезни, это многом и спасло его), но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и получив отказ, обратился к начальнику полицаев, заявив: “– Я партизан. Это я ранил вашего полицая, – не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. – Тот здесь оказался случайно – если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите одного меня”. Но это признание не возымело никакого действия и их повели дальше к месту казни. В варианте фильма это выглядело более ярко и героично со стороны Сотникова, когда он объявляет себя командиром, берет все на себя, просит его одного расстрелять, так как другие тут не при чем, даже Рыбак и тот случаен. Но это все оказывается бессмысленным.. И на мерзкое, подошедшего к нему вплотную, портновское «что даааальше», последняя попытка Сотникова достучаться до человеческого в душе следователя: «Сделай что-нибудь для них» на его усмешку и аналогичный вопрос «Это все…, гражданин Иванов?». Сотников ответил ярко, дерзко и смело:
– Не-е-ет. Не Иванов. Я Сотников. Командир Красной Армии. Родился в 17-м году. Большевик. Член партии с 35-го года. По профессии я учитель. С начала войны командовал батареей. Бил вас, гадов! Жаль, что мало. Сотников меня зовут, Борис Андреевич. У меня есть отец, мать, Родина». Это был своего рода ответ на монолог Портнова о человеческой сущности, о той мелкой, по словам следователя, ничтожной мрази, сидящей в каждом и хватающейся за соломинку жизни. Так вот такой ничтожной мразью оказывается не Сотников, как то предрекал Портнов перед его пыткой. После этих слов Сотникова, бывший учитель музыки и советский агитатор медленно отводит в сторону лицо, подавляя в себе остатки человеческого… «Гер майор, ничего существенного». И как-то более мелко и гадко выглядит в фильме образ Рыбака, начавшего после этих слов чуть не на коленях умолять следователя взять его в полицаи.
Всего этого нет в самой книге. Ни просьбы Сотникова, ни его предсмертного рассказа-лозунга о себе. Все более просто и реалистично. Рыбак не так жалок в своем предательстве, а Сотников остается больным, чуть слышно говорящим и еле держащимся на ногах, уж явно не способным ударить связанными руками Рыбака и сбить его с ног.
При анализе образов Сотникова и Рыбака не случайно уделяется в данной работе столько внимания сопоставлению повести с вариантом, предложенным в фильме режиссером Ларисей Шепитько. В фильме более ярко прописана сила характера Сотникова, его человечность, а также цепь мелких предательств Рыбака, которые в итоге приводят его к последней грани, когда он теряет самого себя, теряет свой народ, свою Родину.
Образы в книге не столь просты и однолинейны и, может, именно поэтому не имеют и столь сильного эмоционального воздействия. Поэтому и оценка их для читателя, и особенно школьников старших классов представляется более сложной.
Если в повести в последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. То измученный пытками и болезнью практически умирающий Сотников в фильме находит в себе силы ударить предавшего свои нравственные принципы и поправшего человеческие идеалы, сбить его в снег связанными руками как ту самую мразь, о которой говорил на допросе Портнов.
Что же случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали (на допросе у него сняли ремень), и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Но тут уже вопрос нравственного выбора самого читателя. Для автора повести, писавшего образ с прототипа, оставшегося до конца с полицаями, решение судьбы Рыбака очевидно. Он уже смирился. Он уже предал не только товарища, Родину, но и самого себя.

Читайте также:  Герои произведения Белый пудель Куприна

Введение

“Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ”.

Война – страшное слово. Война. Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, – огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”) и Борис Васильев (“В списках не значился”).

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось.

Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли – холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

“Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев

Василь Быков – семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести “Сотников”.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историчес-ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го-ворят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си-туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сби-лись с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте-ряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона-жа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для про-питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не-достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает-ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухит-рялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос-леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда-нина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без-заботно относиться к её концу”.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь – хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось – определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я – партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” – следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым , последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя , сняв ее со старосты и Демчихи , попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам . Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я – вот на что обращает внимание автор. Сознание долга , человеческое достоинство , солдатская честь , любовь к людям – такие ценности существуют для Сотникова . Именно о людях , попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой , зная о том , что жизнь – единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него – выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь – эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает , что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно рас-ставленную ловушку. С этого момента начинается его нрав-ственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состоя-ние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий преда-тель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого мо-мента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход-ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожи-данно утратил свою уверенность в праве требовать от дру-гих того же, что и от себя. Рыбак стал для него не своло-чью, а просто старшиной, который как гражданин и чело-век не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в гла-зах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда-тельстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес-ких жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи-ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз-зрений на эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик – дна з самых сильных сторон повести “Сотников”.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору “Сотникова” кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Ссылка на основную публикацию