Образ Петербурга в повести Невский проспект Гоголя сочинение 10 класс

Сочинение по рассказу Невский проспект Гоголя (10 класс)

Одно из самых мистических мест Петербурга – Невский проспект. Здесь регулярно случаются необъяснимые наукой происшествия. А Николай Гоголь – автор знаменитых мистических произведений. «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» известны многим. Есть у автора и ряд работ из цикла «Петербургские повести», куда входит повесть о мистическом месте, которая так и называется – «Невский проспект». 3 части повести описывают сам Невский и истории друзей: Пирогова и Пискарёва.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели, поручик Пирогов и художник Пискарёв, ищут приключения или развлечения. И находят: художнику понравилась брюнетка, а поручику блондинка, поэтому друзья, попрощавшись, следуют каждый за своей избранницей. И каждый ввязывается в историю.

Пискарёв доходит за брюнеткой до дома, который оказывается публичным. Разочаровавшись в своей избраннице, он возвращается домой, где ему снится эта девушка. Во сне она хочет что-то рассказать художнику. Проснувшись, Пискарёв понимает, что увлечён незнакомкой. Он начинает принимать опиум, а девушка снится ему каждый день. Во сне он видит её своей женой и через некоторое время решает жениться на ней по-настоящему. Но, предложив ей руку и сердце, получает лишь насмешки и отказ. Через несколько дней после этого люди, выломав дверь в комнате художника, нашли его мёртвым. Странным способом Пискарёв покончил с собой – перерезал горло.

Другому приятелю, Пирогову, «повезло» больше после прогулки по Невскому проспекту, он хотя бы остался жив. Проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который был мужем этой самой блондинки. То, что у избранницы есть муж не остановило поручика, и, чтобы иметь повод для визитов, он заказал жестянщику Шиллеру сначала шпоры, а затем оправу для кинжала. Ни высокая цена, ни долгий срок изготовления не смутили Пирогова.

Нагловатый поручик часто приходил к жестянщику якобы для того, чтобы узнать про заказ, но на самом деле целью визитов была жена Шиллера. Однажды он пришёл, когда женщина было дома одна, и начал целовать ей ноги, в это время появился пьяный Шиллер с друзьями. Они избили Пирогова. Поручик, хоть и был сам виноват в этом, посчитал себя оскорблённым. Но к вечеру остыл и продолжил свои похождения.

Такую злую шутку сыграл мистический Невский проспект с приятелями, один из которых поплатился за это жизнью, а второй был побит.

2 вариант

Невский проспект – одно из самых таинственных места Петербурга, окутанное атмосферой мистики. Что же касается Николая Гоголя – он всегда тяготел к подобной тематике в своих произведениях. В «Невском проспекте» описываются два друга – Пискарев и Пирогов.

Первых художник, второй поручик. Тем не менее, этих людей роднит один факт – тяга к приключениям. И вот, однажды они находят двух совершенно разных девушек и направляются за ними, куда глаза глядят. Следует сказать, это было весьма опрометчиво, ведь каждый из приятелей ввязывается в историю.

Пискарев идет за брюнеткой. Но дом, куда она идет, оказывается публичным. Конечно же, мужчина разочаровывается в своей симпатии.. Тем не менее, художнику снится эта девушка. Она желает что-то сказать. Проснувшись, Пискарев осознает, что не может забыть эту особу.

Чтобы хоть как-то поддерживать с ней связь, он начинает принимать опиум. Во снах девушка выходит за него замуж. Он попытается повторить это в реальности и делает ей предложение, но получает отказ. Потом художника находят с перерезанным горлом. Не в силах жить без любимой, он покончил жизнь самоубийством.

Другой приятель следовал за блондинкой. Он дошел до мастерской ее мужа, немца. Но связь с замужней женщиной его не смущала. Он заказал у немца шпоры, а после оправу для клинка. Это было долго и дорого, но Пирогова это не смутило. Потом он застал женщину дома, без супруга, бросился ей в ноги. Но потом явился муж с друзьями и избил Пирогова. Поручик был обижен, но вечером продолжил ухаживания. Вот такую злую шутку сыграл с друзьями Невский проспект.

Несмотря на то, что случаи оказались совершенно разными, можно сказать, что основное в данном случае это то, что случайные знакомства не привели к счастью. Сложно сказать, что тому виной – «заколдованное» место либо же просто халатность героев – возможно, не стоило себя обнадеживать, лелея мечты о том, что случайная прохожая окажется человеком значимым в жизни.

Зачастую так и бывает – никогда нельзя предугадать, кем окажется незнакомый человек, симпатичный внешне. Впрочем влияние могло иметь и само мистическое место. В целом, атмосфера произведения действительно заставляет сопереживать героям, вновь и вновь прокручивая события.

В целом, в отличие от Пискарева, Пирогов хоть остался в живых. Однако явно виден тот факт, что после случившегося, он вряд ли захотел бы практиковать подобный опыт.

Краткое сочинение

В своих произведениях Гоголь хоть и писал об обычной человеческой жизни, которая знакома нам всем своей рутинной бытовой тягучестью, однако он также не забывал делать это красиво и интересно, тем самым привлекая к своему творчеству всё больше и больше людей, которые через его произведения могли почерпнуть для себя много полезного и нового. Через эти произведения люди также заново знакомились с теми вещами, которые, казалось бы, стали уже простой обыденностью, и не могут принести ничего нового и интересного в жизнь человека, однако Гоголь умел преподнести это по новому, не забывая добавить свою фирменную нотку таинственности и загадочности. Отличным примером послужит произведение “Невский проспект”.

В данном произведении автор описывает, казалось бы, привычный для всех людей проспект. Каждый день по нему проходят сотни людей, которые, погруженные в свои мысли, спешат по своим делам, кто по малым, а кто по делам поважнее. Данный проспект очень важен для города, так как он является основной жилой, через которую протекает вся жизнь города, и если её перекрыть, то городу придётся очень и очень несладко. Гоголь представляет проспект во всей его красоте, дабы читатель мог в полной мере насладиться красивым описанием такого обычного, рутинного места. Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы в его произведениях было всё так однозначно.

По наступлению вечера мы знакомимся с другой стороной Невского проспекта. Перед нами предстаёт тёмный мир, источниками света в котором являются лишь фонари, тускло освещающие проспект. Он показывает нам, что именно ночью людские пороки, и вся та двуличность, которую невидно утром, предстаёт на показ перед читателем. Автор показывает, что именно вечером, вся вечерняя атмосфера создаёт ту мистическую пелену, через которую видно все пороки человечества. Автор учит людей не быть слишком доверчивыми своим глазам, не верить тому, что вы видите, а лучше доверять своему внутреннему чутью и сердцу, которое по заверением автора, никогда не подведёт. И потому в конце произведения он и показывает этот мир, наполненный ужасными вещами, которые всё же прекрасны чем-то своим, своим прекрасным шармом, который и привлекает новых людей на Невский проспект.

Таким образом, мы видим, что автор написал достаточно потрясающее произведение, со своей собственной удивительной и мистической атмосферой, и не менее интересной мыслью.

По рассказу Невский проспект

Популярные сочинения

Мне нравится эта картина, но на самом деле это иллюстрация к сказке. И в ней есть загадка! То есть не всё сразу видно и понятно. Я точно не сразу заметил женщину в платке.

Обычно какому-либо человеку присуждают образ, который будет больше ему подходить и характеризовать его как личность. Например, образы борца и жертвы, очень часто описывают либо очень сильных людей, которые готовы пойти на любые трудности

Окно моей комнаты смотрит на восток. Поэтому с самого раннего утра в него заглядывает солнце. Когда я просыпаюсь, первое что вижу, это солнечные блики на потолке и стенах.

Образ Петербурга в повести Гоголя Невский проспект (10 класс) сочинение

Гоголем большая часть жизни была проведена в таком замечательном городе, как Петербург. Вначале своего творчества, он считал и называл его местом своего вдохновения и рождения совершенно новых и необычных идей. Также, автор придерживался такого мнения, что для людей, которые хотели найти себя в роли писателя, данный город предлагал незабываемую и удивительную атмосферу. И все же, с течением времени, взгляды Гоголя кардинально поменялись и преобразились в сторону того, что в реальности, данный город не может предложить ничего более, из того, что предлагают и остальные города. Также, он подчеркивал, что в крупных городах совершаются преступления, которые могут наблюдать многие люди, однако, злоумышленников это совершенно не останавливает.

В данной повести Петербург показан таким местом, где происходили преступления, а в самом его центре царили такие пороки человеческой души, как стремление к лени и алчности. Жители данного города очень часто любят просто гулять по нему. Тем самым автор показывает всю бессмысленность их существования, ведь их даже не посещали различные мысли, которые свидетельствовали бы о их цели увидеть и распознать в данном месте что-то прекрасное или удивительное. Для них непонятна тонкая внутренняя материя этого места, они видят лишь оболочку Петербурга, что вполне им хватает для того, чтобы бродить по его закоулкам.

Автор показал, что в этом месте жили люди, которые мечтали лишь об удовлетворении собственных потребностей. Например, на фоне таких персонажей, как Пискарев и Пирогов, можно смело судить о том, что людям, которые мечтали жить достойно, честно и правильно, было не место в этом городе. Например, когда Пискарев влюбился в одну из девушек, и уже мечтал создать с ней семью, он понимает, что не может быть с ней, так как она занимается весьма постыдным для него делом. И тогда, он отчаивается, из-за чего переживает, и вскоре умирает. Герой не был понят ни окружающими людьми, ни даже собственным товарищем, который принял ситуацию совершенно иным образом. Пирогов вступил в отношения с замужней женщиной, и совершенно не переживал о последствиях, которые его могли ждать. Он показан весьма поверхностным человеком и другом, который не поддержал близкого человека в трудную минуту. Для него не важны семейные ценности, и он с радостью согласился разрушить жизнь понравившейся ему девушки. Произведение получилось очень интересным и ярким.

Читайте также:  Сочинение Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане

2 вариант

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» – одно из произведений цикла “Петербургские повести”. В нём писатель раскрывает истинный облик Санкт-Петербурга – города, в котором он жил с девятнадцати лет и до самой смерти. Как и многие юные творцы, сначала Н. В. Гоголь идеализировал Северную столицу, однако спустя некоторое время она раскрылась ему с совершенно другой стороны. Эту сторону он и описывает в своей повести “Невский проспект”.

Для Н. В. Гоголя в этом произведении Петербург – город без души, здесь часто нет личностей, только пустые оболочки. Описывая людей, проходящих по Невскому проспекту, автор пишет только о внешних признаках, показателях богатства и знатности: здесь вы встретите талии, усы, платья и даже дамские рукава. В разное время по проспекту проходят самые разные люди, но никому из них Гоголь не симпатизирует. Нет глубины и жизни ни в иностранных гувернёрах, ни в нарядных дворянах, ни в голодных чиновниках. Автор, восхваляя в начале Невский проспект, очевидно, иронизирует: он, конечно, не считает по-настоящему “чудными” усы и бакенбарды, которым уделены отдельные абзацы. Стоит также отметить, что писатель ничего не говорит о глазах, а ведь именно они суть зеркало души. Этим он ещё раз подчёркивает, что в жителях Петербурга есть только наружность и ничего больше.

Санкт-Петербург — это город-обман, которому опасно доверять. Один из главных героев произведения, художник Пискарёв, попадает в эту ловушку, влюбляясь в девушку, как выяснилось позже, из публичного дома. Это рушит его высокие мечты и приводит к самоубийству. Другой герой, поручик Пирогов, гораздо комфортнее чувствует себя в этом городе: пока Пискарёва хоронят, Пирогов заводит роман с женой сапожника. Эта деталь говорит о том, что в Петербурге нельзя доверять даже тому, кого считаешь другом. Позже, получив отказ и “глубокое оскорбление”, Пирогов не испытывает сильных эмоций – его вполне успокаивают два слоёных пирожка. Потому и жить поручику в Петербурге легко — это поверхностный человек, неспособный на настоящие чувства.

В повести “Невский проспект” Петербург предстаёт перед читателем городом разврата и лжи, где нет места романтическим личностям, где «всё не то, чем кажется». Здесь человек умирает, оставляя от себя лишь красивую оболочку.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Популярные сегодня темы

Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит

Очень хотелось бы жить в мире, где всем правит любовь и взаимопонимание, но это невозможно. Как и во всем необходим баланс хорошего и плохого. В моем сочинении на примере жестокости я хочу рассмотреть

Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы

Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.

Рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка» в некотором смысле автобиографичен. Прообразами главных героев являются родные Аркадия Гайдара, первая жена Мария и дочь Светлана.

Сочинение: Образ Петербурга в повести «Невский проспект» (Н.В. Гоголь)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

(505 слов) Петербург. Тридцатые годы девятнадцатого века. Детище Петра Великого мужает силами его последователя – Николая I. Расширяются проспекты, пестрят торговые ряды, а шпиль петропавловской крепости перестает быть одиноким исполином посреди юного субтильного города: теперь он не столько гармонично, сколько закономерно возвышается средь множества таких же шпилей и куполов соборов, Бог знает для кого построенных. Горожан все меньше и меньше интересует жизнь духовная: новоевропейские взгляды, даже несмотря на свинец оградительных реформ, проникают в высшее общество.

В это время, а если быть точным, то в 1833-43 гг., Николай Васильевич Гоголь пишет одну из своих малоизвестных повестей «Невский Проспект». Почему данное произведение не нашло общественного признания, как то случилось с «Тарасом Бульбой» или «Шинелью»? Это обусловлено тем, что романтизм в то время, хоть и переживал свой декаданс, но все же продолжал руководить вкусами публики. И эта публика находила интересным произведение, центром которого была какая-либо исключительная девиантная персоналия. В «Невском проспекте» нельзя однозначно выявить главного героя. И потому, что Гоголь представляет нам две параллельно развивающиеся во времени истории героев, находящихся в пассивном противопоставлении. И, что более важно, потому что в данном произведении главенствующую позицию занимает некая абстрактная экзистенция — среда, которая угнетает героев и отчасти руководит действиями – главенствует надо всем.

Действительно, в данном произведении главным героем является сам Петербург. Здесь он выступает как некая сложная, но при этом крайне нерациональная самоцель. При этом, преследуя довольно неясные цели на пути к прогрессу и благоденствию, Гоголевский Петербург переживает упадок моральных ценностей и проходит через десакрализацию общественных явлений, наделенных в прошлом большой значимостью. Тому пример распущенность нравов поручика Пирогова, бывшего готовым обесчестить замужнюю даму. А ведь Гоголь позиционирует его как архетип Петербургского офицера – элиты русской армии. И этот блеск нашей гвардии так бесцеремонно и нагло поступает с немцем, откровенно волочась за его женой! Да где ж это видано, что Русский, мировая душа, жандарм Европы, инициирует конфликт с дважды им битым Немцем? Отсюда раскрывается еще одна характерная черта Петербурга, описанного Гоголем: здесь русский человек впервые выходит из статуса праведника и неумело обживает свою новую роль – роль эгоиста. Таким образом, Пирогова можно считать еще и воплощением светских настроений высшего общества того времени, все больше и больше обесценивающего мораль.

Стремящийся к прогрессу Петербург проходится катком не только по нравам людей – вещи довольно условной, но и по судьбам своих жителей. Сентиментальный и нравственно убежденный Пискарев становится жертвой своих амбиций, нереализуемых в мерзком мире, в котором он вынужден пребывать. Он — что называется «хороший мальчик», безусловно, чуждый этому городу. Такие, казалось бы, невинные создания, как девушка, понравившаяся Пискареву, оказываются рабами мужских причуд, извращенных до абсурда шаткими стандартами нового времени.

Так, Петербург – место, где должна была воплотиться Русская мечта, стал для этой мечты погостом. Здесь воплотилась мечта лишь одного человека – Петра Великого, не подозревавшего, правда, что, создавая Петербург, он дал начало нескончаемым страданиям русского, вынужденного идти на перманентные уступки, будучи звеном этого, непонятно зачем существующего, порочного круга, в котором одно звено, вопреки убеждениям романтизма, ничего не в силах изменить. В Петербурге каждый мечтает об ином, более светлом существовании, но никто, будучи пресыщен пошлостями окружающего его мира, не решится на радикальные перемены, страшась потерять хотя бы иллюзию собственной состоятельности внутри бутафорского нового русского общества.

Cочинение «Петербург в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»»

Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект.
Н. В. Гоголь

Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, чёткостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.

Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчётливо отразилась гоголевская концепция Петербурга — «самого предумышленного города на свете».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», — так начинает Гоголь своё повествование. Подчёркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы», он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник. с портфелем под мышкою».

Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности.
Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле». Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник. вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Читайте также:  Анализ произведения Семейный человек Шолохова

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пис- карёв. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что. даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах». Каково же оказывается . разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она. так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».
«Лучше бы ты вовсе не существовала», — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», — думает Пискарёв.

Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.

Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые. превратиться в пламя» художник Пискарёв. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. “Невский проспект”. Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе. Гоголь “Невский проспект”. Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
n.v._gogol._nevskiy_prospekt._obraz_peterburga._realnost_i_fantastika_v_povesti.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Н.В. Гоголь. “Невский проспект”. Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.

  • Вспомнить основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя;
  • На примере «Петербургских повестей» рассмотреть особенности стиля Н.В.гоголя, своеобразие его творческой манеры;
  • Рассмотреть способы обличения пороков общества ХIХ века (тщеславие, жадность, коррупция и др.)

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повестям, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад-«Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,
И по Разъезжей бродит Достоевский
С.Я. Маршак

1. Слово учителя:

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления жизни Гоголя. В.Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежа к числу самых необыкновенных явления в нашей литературе и вполне заслуживают похвалы, которыми осыпают их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Таково гоголевское видение северной столицы. Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинками глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищную бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого вскрывается гоголевское понимания самой сущности Петербурга.

Мы с вами читали знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» и помним, что образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается особой выразительностью. Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится затем в «Мертвых душах» и позволит лучше понять гоголевский «смех сквозь слезы» при изучении поэмы.

  1. Заочная экскурсия в современный Петербург.

Сообщение заранее подготовленного ученика о современном Петербурге ( показ приложения – презентации «Современный Петербург»).

Ученик. Санкт- Петербург – символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» – обрел здесь «вечную стоянку». Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.

2. Сообщение «Гоголь в Петербурге.

Ученик. В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди – свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»
Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, – разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Учитель. Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? (Наблюдения за жизнью Санкт-Петербурга легли в основу цикла «Петербургских повестей», в которых писатель обличает пороки современного ему общества).

2. Рассказ ученика о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

Работа с текстом . Чтение описания Невского проспекта вслух (с начала повести до слов “. всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку”), а затем проанализировать этот эпизод.

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

6. Какова функция этого эпизода во всей повести?

Анализ эпизода дает возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.

Беседа по содержанию повести.

  1. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
  2. Расскажите историю поручика Пирогова.
  3. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
  4. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.

Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева).

Учитель:
– Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?
Беседа с учащимися

– Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?
– Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)
– Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).
– Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

Учащиеся рассказыва ю т о смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

На уроке, обращаясь к центральному образу повести, учащиеся первой группы обращают внимание на то, что улица изображается как живое существо, она – источник всех несчастий и зол. Существенно, что Невский показан в разные часы дня (утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сверкает. Важно отметить, что в этот час на Невском появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, носы, «талии тоненькие и узенькие», «талии, никак не толще бутылочной шейки». Ножки в очаровательных башмачках.

Этот великолепный сатирический прием позволяет Гоголю обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем».

Однако существует и иная сторона главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью» «толкующими о семи грошах меди» , «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…» Таким образом, рисуя Невский проспект в разное время суток, Гоголь изображает разные социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Интересно, что повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым – это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности, воспроизведенной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

Следующий этап урока посвящен трагической судьбе художника Пискарева и похождениям пошляка и обывателя поручика Пирогова. На уроке звучат сообщения учащихся. Приведем фрагмент одного из сообщений – «Искусство и реальный мир в жизни Пискарева: У художника Пискарева есть идеал– красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки, Художник, заметив на Невском проспекте одно из «тех дивных созданий», следит за нею. Потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона». «Все не то, чем кажется»!

Вывод: е сли Пискарев как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Учитель : Существует мнение, что обе эти истории можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Ученики отвечают, что внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему) Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов кончил самоубийством. В.Г.Белинский писал: «Пискарев и Пирогов, – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. Да, господа, скучно на этом свете. » Таким образом, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» – не раз восклицает Гоголь в этой повести.

Итог урока: еще раз подчеркнем, что в конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется». Несомненно, прав был В.Г.Белинский, говоря: «Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния, Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

  1. Прочитать повесть Гоголя «Портрет»
  2. Подготовить ответы на вопросы:

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений.

4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

Тема Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя

В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург. Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей. Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.

Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели». Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.

У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.

Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры. Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов. У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения. Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.

В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет. Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.

Ссылка на основную публикацию