Сочинение Ольга Ивановна Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова (Характеристика и образ)

Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова

Рассказ повествует о печальной судьбе хорошего человека, страдавшего от своей доброты и незлобивости.

Осип Степаныч Дымов – врач, пишущий диссертацию по своей специальности. Он хороший медик, увлеченный наукой.

Однако Дымов имел несчастье жениться на дочери своего умирающего коллеги и жениться на ней. Он и его жена – Ольга Ивановна имеют совершенно различные интересы. Он не понимает искусства, которым увлечена его супруга, хотя и не отрицает его значимости. Жена доктора, в свою очередь, совершенно не интересуется делами Осипа Ивановича. Отсутствие художественного вкуса и интереса к прекрасному, однако, не делает доктора ограниченным и сухим человеком, замкнувшимся в своей скорлупе. Подчеркнув эту черту характера своего персонажа, автор хотел показать, что соответствие человека общепринятым стереотипам не делает человека действительно личностью. Наоборот, проявление интереса к тому, что указывает мода или просто большинство – это, скорее, ширма, за которой многие могут скрывать свою никчемность.

Дымов представлен автором в качестве идеально кроткого и доброго человека. Он терпит невнимание и даже измены своей жены, о которых догадывается. Дымов безропотно взваливает на себя дополнительную работу, чтобы оплачивать ее прихоти. Не умея, по причине мягкости своего характера отказывать, Дымов принимается за не слишком престижную и малоинтересную для него работу, такую как переводы по ночам и вскрытие трупов. Это вместе с основной должностью врача и диссертацией создает для него огромную нагрузку. Он также самоотверженно заботился о своем отце, когда тот заболел и, спасая больного мальчика, умер, заразившись дифтеритом.

Все эти поступки незаметны и Чехов подчеркивает скромность своего персонажа. Бросается в глаза отсутствие внешних эффектов и умения подать себя у Дымова, которого ценят только его коллеги. Они, в отличие от жены героя, знают, что он человек, безусловно, талантливый.

Чехов создал образ внешне незаметного и малоинтересного в обществе человека, но, при этом, наделенного превосходными личными качествами и профессиональными дарованиями, показывая читателям, что подобные люди могут быть в окружении каждого из них.

Сочинение про Дымова

Одним из основных персонажей произведения является Осип Степанович Дымов, представленный писателем в образе небогатого дворянина, работающего доктором в нескольких больницах в чине титулярного советника.

Дымов описывается в рассказе в качестве тридцатилетнего мужчины высокого роста, крепкого телосложения, с черными бровями и тигриным лицом, отличающимся добрым, милым выражением в виде добродушной, кроткой, наивной и немного покорной улыбки.

Характерными чертами Осипа Степановича писатель изображает его простоту, великодушие, безропотность, скромность, трудолюбие, при этом Дымов обладает острым, живым умом и чувством благородства человека, не избалованного судьбой.

Герой предан своей любимой профессии, в которой проявляет себя как талантливый медик, и отдает ей все свободное время, работая над будущей диссертацией. Коллеги и друзья Дымова признают в нем великого, необыкновенного, редкого человека, который подает большие надежды в области медицинской науки. Однако доктор совсем не разбирается в искусстве, поскольку его интересует лишь естественные науки, хотя и понимает необходимость существования в человеческой жизни живописи, литературы и музыки.

Дымов является мужем женщины, которая представляет собой его полную противоположность, интересуясь исключительно денежным достатком и собственной внешностью. При этом мягкий и незаметный Дымов принимает капризы жены безропотно, стойко перенося все жизненные невзгоды в виде ее измен и финансовые трудности, берясь за любую дополнительную работу, несмотря на подготовку собственной диссертации и невнимание к себе со стороны эгоистичной супруги. Жертвенность в характере героя является его отличительной чертой, заставляя снисходительно относится к поведению жены.

Судьба Дымова оказывается трагичной, поскольку он заражается от больного ребенка, которого лечит, смертельным заболеванием, заканчивающимся его кончиной в финале произведения. Только после смерти Дымова жена осознает потерю близкого человека, являющего необыкновенно нравственным и положительным.

В образе Осипа Степановича Дымова писатель изображает представителя русской интеллигенции, обладающего превосходными личностными характеристиками и профессиональным талантом, при этом внешне являющимся незаметным, скромным человеком, малоинтересным в светском обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Дымова в рассказе Попрыгунья

Популярные сегодня темы

Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.

Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

Всем нам интересно разговаривать с человеком, много знающим и способным ясно и четко излагать свои мысли. Это говорит о том, что он занимается самообразованием

Как только солнце слегка пригреет, а природа ещё не отошла от зимнего сна, можно увидеть первых порхающих бабочек. И хотя внешне они все разные, но все такие трепетные и красивые, что глядя на них сразу чувствуется приближение весны.

Анализ «Попрыгунья» Чехов

Многие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1891 г.

История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковым и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется моральная проблематика.

Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны.

Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа ­– показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Композиция

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Cочинение «Героиня рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья»»

Ольга Ивановна Дымова, жена Осипа Дымова. Реальные прототипы: С.П.Кувшинникова, хозяйка известного в Москве литературно-артистического салона, художник Рябовский — И.Левитан. Литературные прототипы обнаружить сложнее — так конкретна и в то же время неуловимо-узнаваема героиня. Исследователи, как правило, сравнивают ее с другой чеховской героиней — Душечкой, отмечая сходство имен и разность природы. Портрет П. — почти шарж, почти пародия. Но за этим «почти», как и в «Душечке», — драма.

Читайте также:  Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

В образе П. писатель продолжает художественное исследование особого, достаточно пестро и разнообразно им представленного женского типа, на одном полюсе которого созданные в откровенно пародийном духе «дамочки»: Наталья Михайловна из рассказа «Длинный язык», которая сама на себя «донесла», развлекая мужа рассказами о крымском отдыхе («Даже во время… в самых патетических местах я ему говорила: «А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!»), или болтливая жена Шипучина из водевиля «Юбилей».

На другом полюсе — череда порочно-влекущих, неотвратимо-притягательных, пронзительно-женственных героинь: Ариадна («Ариадна»), Нюта («Володя»), Ольга Ивановна («Доктор»), Сусанна («Тина»). В этих образах просматривается принципиальная для творчества Чехова тема женской «инакости», непонятной и враждебной мужской и мужественной природе, вызывающей подчас почти физическое отвращение, признаки которого обнаруживаются уже в раннем юмористическом рассказе «Мои жены: Письмо в редакцию Рауля Синяя борода». Этот женский тип трудноопределим, но среди его непременных свойств — неуловимая под-ловатость, легкая, без особой необходимости лживость, хищная способность намертво привязывать к себе сложным чувством, сочетающим любовь и ненависть. Такая героиня никогда никого не любит. П. близка этой «породе». По словам Л.Н.Толстого, и после смерти мужа, которого так горько оплакивает в финале со словами: «Прозевала!», она будет вести себя так же. Но Попрыгунья — существо глубоко несчастное. При явной поверхностности, эгоистичности, она лишена корыстолюбия, в ней нет мелкой расчетливости.

Попрыгунья — насколько умеет — искренне любит мужа, врача Дымова. Но в ее системе ценностей такой человек — добрый, добросовестный, честный, занимающийся скучным, обыденным трудом, — безнадежно проигрывает в ярком мире артистов и писателей. П., сама не лишенная художественных способностей, влюблена в атмосферу этого мира, она не только дружит с его выходцами, но и немного музицирует, пишет красками, играет на сцене. В грустные минуты она горюет о недостатке подлинности своей натуры. Вернувшись после «падения» (путешествия по Волге с Рябовским), она переживает одну из таких минут, испытывая стыд и боль. И после смерти мужа, заразившегося от больного дифтеритом, она плачет не потому, что «не на того поставила», не потому, что «прозрела», а потому, что с новой, обостренной болью ощущает свою никчемность и — конечность.

Герой повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего»

Реальным источником образа Поприщина в известной мере является сам Гоголь. Во время учебы в Нежинской гимназии Гоголь искусно инсценировал безумие: по словам Н.Кукольника, причиной притворства Гоголя стал страх быть высеченным розгами и желание избежать наказания; по воспоминаниям Т.Г.Пащенко, «безумие» объяснялось намерением Гоголя получить свободное время для литературных занятий. Любовь П. к генеральской дочке, сыгравшая роковую роль в судьбе П. и повлекшая за собой безумие, имеет сходство с гибельной страстью Ан-дрия Бульбы к прекрасной полячке (В.Маркович), но также содержит автобиографические корни (ср. исповедальное высказывание Гоголя о том, насколько он благодарен Богу, который хранил его от любви, иначе он сгорел бы в пламени этой страсти и от него осталась бы горстка пепла). В творчестве Гоголя образ Поприщина кроме того, соотносится с героем незавершенной комедии «Владимир 3-ей степени», петербургским чиновником, целью которого было получение ордена.

Фамилия Поприщин имеет символический смысл («поприще»), включающий как назидательную тенденцию — императивное требование автора к каждому читателю отыскать подлинное поприще, место в жизни, совпасть с самим собой, так и пародийно-иронические обертоны понятия «поприще»: измененное сознание героя мгновенно разрушает незыблемую чиновничью иерархию, в которой Поприщин занимает ничтожное место титулярного советника, взамен П. провозглашает себя сразу испанским королем.Образ П. раскрывается по ходу так называемой «миражной интриги» (Ю.В.Манн), представленной в обрывочных дневниковых записях: сначала это мелкий чиновник, обязанности которого состоят в том, что он очинивает перья директору департамента. Наедине с собой Поприщин на чем свет ругает своего начальника отделения, издевается над ним, считает его ничтожеством. Внезапно П. влюбляется в генеральскую дочку, и в его дневнике начинают звучать поэтические ноты. П. боится признаться самому себе в этой неистовой страсти. Но вот он подслушивает разговор двух собак, к его изумлению говорящих по-человечески, — одна из собак, Меджи, принадлежит генеральской дочери — и узнает о переписке Меджи и Фидели, другой собаки.

Сжигаемый любовной страстью, П. решает захватить собачью переписку, чтобы выяснить, каково отношение к нему генеральской дочки. Поприщин безрезультатно пытается допросить Фидель, затем перерывает солому в ее деревянной коробке и выкрадывает связку писем, из которых узнает, что, во-первых, отец его возлюбленной, генерал, — такой же честолюбец, как сам П., во-вторых, выясняет, что генеральская дочка влюблена в камер-юнкера с черными бакенбардами, лицо которого, по мнению Меджи, весьма проигрывает по сравнению с мордочкой Трезора, и что их свадьба не за горами; наконец, П. видит себя в зеркале издевательского взгляда собачонки Меджи, суждения которой не что иное, как отголосок мнения ее хозяйки: «Совершенная черепаха в мешке».

Поприщин бунтует против несправедливого мироустройства, основанного на социальном неравенстве: «Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу». В конце концов П. задает почти гамлетовский «проклятый» вопрос, обращенный чуть ли не к Богу и сродни воплю Иова, вопрос о предназначении человека и отведенном ему на всю жизнь, неведомо почему, «месте», «поприще»: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?»

Безумие Поприщина парадоксальным образом оборачивается прозрением, расширяет его сознание до размеров вселенной. П. перекраивает пространство («Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля»), раздвигает время («Год 2000 апреля 43 числа; мартобря 86 числа»). Назначив себя испанским королем, П. воплощает образ гуманного, добродетельного правителя; избавляется от честолюбивых амбиций, заявляя собратьям-чиновникам: «Не нужно никаких знаков подданничества!» Безумие подталкивает П. к постижению сущностных законов жизни. Например, он обнаруживает трагикомический разрыв между скрытым духовным зерном человека и его чином, на фоне вечности оказывающимся иллюзорным.

Анекдотическую ситуацию Гоголь превращает в высокую трагедию: безумный П. с подлинно королевским достоинством встречает страдания, заслуженно предназначенные, по его убеждению, Фердинанду VIII; терпит насилие и унижения от «испанских депутатов», везущих его в карете к испанским границам «так шибко», от

«Попрыгунья» (Чехов А. П.)

Ни для кого не секрет, что каждый человек в какой-то степени хочет стань знаменитым, или значимым. Наверное, единственное различие между отдельными личностями — это то, что кто-то осознаёт, что по- настоящему важно, а кто- то нет…

Ольга Ивановна — жена обычного и ничем не примечательного врача. Девушка являлась творческой и яркой натурой. Любила живопись и музыку, ходила в театр и на вечеринки.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И чуть ли не главной её целью, мечтой было найти себе новых знакомых знаменитостей и влиться в их круг. И все бы ничего, если бы это не превращалось в самую настоящую зависимость. Ольга Ивановна просто на просто стала жить ради известных, она наслаждалась каждым их словом, прислушивалась к каждому замечанию, а похвалу воспринимала как дар свыше. Никто не отрицает, что она была талантлива, но в попытке преуспеть везде и в подражание всем она стала тереть себя. Девушка, идя знаменитых и талантливых людей, хотела почувствовать себя значимой и такой же известной, хотела осознавать, что она сама является такой же значимой как и все эти люди.

Но, что очень грустно, её поиски знаменитых личностей останавливались только на деятелях искусства. Мечта Ольги Ивановны остановилась лишь на одном аспекте. Она искала актеров и художников, когда рядом с ней жил по- настоящему талантливый и важный человек. Её муж — Дымов. Он не видел красоты в живописи и не понимал музыки, но при этом спасал жизни. Врач, трудившийся день и ночь, отдававший почти все деньги на развлечения жены, во время вечеринок по значимости был чуть ли на уровне прислуги. На него обращали внимание лишь когда Ольга Ивановна начинала хвалить его милое, честное, медвежье лицо. Этими замечаниями она как будто пыталась найти оправдание, почему она вышла замуж за этого совершенно не примирительного врача. Дымов же, в свою очередь, очень любил свою жену, прощал ей все её недостатки, погоню за знаменитостями и всё прочее.

Если с чувствами выпала все понятно, то привязанность девушки совсем не однозначна. Вначале кажется, что она относится к мужу с трепетом, в какой-то степени даже с вниманием, и несмотря на то, что он не относится к числу популярных людей, любит его и уважает. Но так ли это на самом деле? У меня даже создалось впечатление, что её мечта — это быть с близким и родным человеком, но я ошиблась. Если приглядеться, то она ни разу не рассказала о заслугах мужа, она не говорила о его профессии, да и вообще обращала на него внимание только в крайних случаях, а если и обращала то, повторюсь, пыталась найти оправдания, почему она за него вышла. Но при всём при этом, хочется заметить, что при несоответствии Дымова всем требованиям Ольги Ивановны, девушка продолжает к нему относиться мило и заботливо. Это происходит потому, что наша попрыгунья во всех элитных обществах играет разные роли: то она художница, то музыкант. Ей приходится всем мило улыбаться, чтобы никто не подумал, что та невежа и не перестал с ней общаться. В какой-то степени Ольге Ивановне такая жизнь нравилась, но от любой игры устаёшь. И когда она оставалась одна с мужем, ей не надо было притворяться и любезничать, ведь Дымов любил её такой, какая она есть. Этим, грубо говоря, врач был удобен. Мил, любезен, любит и уважает. Что ещё нужно для счастья? Но Ольге Ивановне этого было мало. Ей хотелось полностью влиться в элитное общество и ощутить новые ощущения и чувства. И при сравнении супругов, если Дымов был трудоголиков, то его жена представляется как попрыгунья стрекоза, ищущая все новые и новые развлечения. Так вот, её «новым развлечением» стал Ряховский. Молодой красивый удобный покорил наивное сердце нашей красавицы. И, даже думая о своём муже, Ольга Ивановна пошла на этот достаточно серьёзный шаг — обманывать своего в то время самого близкого человека. А все радио его? Опять же ради удобства. Пока мужа нет рядом можно ещё больше влиться в то желанное общество, начав близкое общение с Ряховским. Но тому тоже это любовь была выгодна. И он пользовался ей лишь до того момента, как ему не наскучило, и он не нашёл себе новое развлечение.

Читайте также:  Уездный город и его обитатели в комедии Гоголя Ревизор

Бедная попрыгуньи мечется между удобным мужем и известным художником, пытается удержать обоих, но как известно, всегда приходится выбирать. Она не может разобраться в своих ценностях, мечтах, желаниях. Но, бегая туда-сюда, девушка потеряла всё. Художник нашёл себе другую, а муж, подозревавший обо всём, но по-прежнему любивший жену, выполнял свой профессиональный долг и умер от тяжелой болезни. Вот и всё кончилось. Не осталось ничего.

Хотелось бы уделить внимание последним дням Дымова. Конечно же, Ольге Ивановне было очень тяжело и совестно в это время. Она понимала, что одной из причин смерти мужа являлась она сама. Но даже в это время она думала о своём развлечении, о знакомых и художнике. Даже сидя дома, девушка оценивала приходящих людей по принадлежности к знаменитостям. «Неужели не скучно быть простым, ничем не замечательным, неизвестным человеком, да ещё с таким помятым лицом и с дурными манерами?».

Все эти мысли развеяло заявление о смерти мужа. Его друг заявил, что погибший был самым талантливым и значимым человеком, добрым и честным. Но в голове девушки проскочило лишь: «Упустила! Упустила!».

Ольга Ивановна мечтала о знаменитости, значимости, но в этом желании и в обществе, в котором находилась, она стала обычной и пустой. В это же время Дымов желал помогать, лечить, дарить счастье и жизнь. Он жил не для других, а для себя. Это дало ему гораздо большую значимость и важность, нежели сборище актеров и музыкантов.

Гонясь за какими-то желаниями или мечтами, мы забываем о самом главном — о доброте, достоинстве, чести, взаимопомощи. Мы поддаёмся всеобщему мнению, не обращая внимания на действительно важные и значимые вещи. Мы теряем себя в толпе, когда могли стать чем-то большим, чем мы есть.

Страстно желая чего-то, подумайте, а кем вы станете, чего добьётесь, кому сделайте добро, добившись своей мечты…

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id73591

Высокая Литература

Блог о литературе с громкими названиями.

суббота, 14 мая 2016 г.

А. П. Чехов “Попрыгунья”. Анализ

Привет всем, кто читает данный пост! Сразу хочу извиниться за свое длительное отсутствие. Все это время я готовилась к конкурсу по пению, который проходил в НГЛУ им. Добролюбова, куда собираюсь поступать после 11 класса 🙂

Сегодня речь снова пойдет о творчестве А. П. Чехова. И темой моего выпуска является анализ рассказа “Попрыгунья”. Я неслучайно вновь пишу о Чехове и его творчестве. Дело в том, что в настоящее время мы проходим этого замечательного писателя по школьной программе литературы. Очередным заданием стал анализ одного из произведений писателя. Мне и моей группе из 2 человек досталось произведение “Попрыгунья“, о котором я обмолвилась в начале поста. Но, прежде чем начать анализировать рассказ, я бы хотела привести план, которого мы будем придерживаться на протяжении выполнении работы:

1) История.

3) Краткое содержание.

4) Система образов.

7) Основная идея.

9) Художественные особенности.

Во время работы в группе, выяснилось, что не все пункты мы сможем раскрыть. Поэтому мы решили немного сократить список, и в конечном итоге, план выглядит следующим образом:

3) Краткое содержание.

4) Систематические образы.

6) Основная идея.

7) Художественные особенности.

Вдобавок к письменному анализу мы выполнили презентацию. Поэтому в некоторых пунктах основные мысли будут отображены на слайдах.

1. История создания.

Рассказ «Попрыгунья» был написан в ноябре 1891 года. Первая публикация рассказа состоялась в журнале «Север» в 1892 году.
В августе 1891 года Чехов рассказал о замысле нового произведения поэту и переводчику Фёдору Червинскому; тот, в свою очередь, поделился информацией с Виктором Александровичем Тихоновым, только что возглавившим журнал «Север». В письме Чехову, датированном 12 сентября, Тихонов просил сообщить «хотя бы заглавие» будущего произведения, чтобы опубликовать анонс для читателей. В ответ писатель признался, что рассказ пока безымянный и прокомментировал следующим образом: «Назвать его теперь так же трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое еще не снесено».
Сохранившийся черновик рассказа свидетельствует о том, что поначалу он назывался «Великий человек». Рукопись была передана в «Север» в конце ноября. Однако через две недели Чехов отправил редактору письмо, в котором предложил назвать свой «маленький чувствительный роман для семейного чтения» «Попрыгуньей».


2. Тема.

Основная тема в том, что нельзя порхать по жизни мотыльком,
нельзя думать только о своих удовольствиях и надо быть внимательнее к людям, живущим рядом. Только когда теряешь преданного человека, понимаешь тщетность суеты.

Став женой доктора Осипа Степаныча Дымова, 22-летняя Ольга Ивановна рассказывала друзьям, что их знакомство произошло в больнице, где работал её отец. После его смерти Дымов иногда навещал молодую женщину, потом сделал предложение, и она ответила согласием.
Дымов мало напоминал людей, входивших в ближний круг Ольги Ивановны. Она общалась в основном с теми, кто был если не знаменит, то хотя бы достаточно известен: артистом драматического театра, художником-пейзажистом, талантливым виолончелистом, подающим надежды литератором.
Осип Степаныч в этой компании выглядел человеком чужим. С утра он уезжал в больницу и работал допоздна. Ольга Ивановна, проснувшись часов в одиннадцать, обычно играла на рояле, рисовала, затем отправлялась к портнихе, в мастерскую к какому-нибудь художнику или к знакомой актрисе, готовой поделиться последними театральными новостями. По средам в доме Дымовых устраивались вечеринки с участием приглашённых знаменитостей; летом Ольга Ивановна отдыхала на даче.
В июле художники поехали на этюды. Путешествие на волжском пароходе сблизило Ольгу Ивановну с художником Рябовским; он укрывал её плащом, признавался в любви — устоять перед этой пылкостью молодая женщина не сумела. Зимой Дымов стал догадываться, что жена его обманывает; видя, как Ольга Ивановна мечется от ревности и унижений, он мягко её успокаивал.
В один из вечеров Осип Степаныч позвал жену и, не позволив войти в кабинет, попросил пригласить своего коллегу — доктора Коростелёва. Тот, обследовав Дымова, сообщил, что у больного тяжёлая форма дифтерита: он заразился от пациента. Для Ольги Ивановны стало открытием известие о том, что её «ничем не примечательный» муж считался одним из светил медицины. Мысль о том, что она «прозевала» великого человека, жившего рядом с нею, заставила женщину вбежать в кабинет Дымова: ей хотелось объяснить, что всё можно изменить и исправить. Но лоб и руки Осипа Степаныча были уже холодны.

4. Система образов.

Главными героями рассказа являются Осип Степанович Дымов – местный врач, его жена – Ольга Ивановна и художник – пейзажист Рябовский.
· «…Осип Степанович Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника. Служил он в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой – прозектором. Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьдесят в год».
· Ольга Ивановна: «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но все это не как – нибудь, а с талантом…».
· «…анималист и пейзажист Рябовский, очень красивый белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою картину за пятьсот рублей…».

Ольга Ивановна внешне напоминает Софью Петровну Кувшинникову, которая также занималась музыкой и живописью. Их сближает общность взглядов и настроений, манера поведения, горячее желание окружать себя «интересными людьми».
Дом Кувшинниковых считался открытым. Частыми гостями были живописцы Алексей Степанов, Николай Досекин, Фёдор Рерберг, артисты Большого и Малого театров, писатели, поэты. Хозяйка дома, как и героиня «Попрыгуньи», ездила с художниками на теплоходе по Волге и брала уроки рисования у Левитана.
По свидетельству современников, знавших Кувшинникову, Софья Петровна была «гораздо глубже своей героини». Её занятия музыкой и особенно живописью были не столь поверхностными, как у Ольги Ивановны; Софья Петровна участвовала в выставках, одна из её работ была приобретена Павлом Третьяковым. Однако Чехов, бывавший у Кувшинниковых, считал, что интерьер квартиры, наличие в ней «музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах» характеризуют хозяйку не самым лучшим образом.

Читайте также:  Гибель Пети Ростова Последний бой в романе Толстого Война и мир сочинение

Рябовский в первоначальной версии рассказа имел весьма заметное сходство с Левитаном. Однако в процессе редактирования Чехов внёс изменения в образ героя, стремясь как можно дальше отвести друг от друга Рябовского и его вероятного прототипа. Внешность и возраст персонажа также стали иными: в рассказе действует 25-летний голубоглазый мужчина, мало напоминающий 32-летнего брюнета Левитана.
Тем не менее некоторые черты, присущие художнику, замаскировать не удалось, — прежде всего это касается «томности», которую Чехов обозначил как штрих к портрету Рябовского в рассказе и наблюдал у Левитана — в жизни. Кроме того, автор сделал акценты на резких и быстрых сменах настроения, депрессиях и меланхолии, которые были свойственны и герою, и его прототипу.

Осип Дымов мало походил на Дмитрия Павловича Кувшинникова, рядового врача без блестящих перспектив в науке.
Поневоле оказавшись включённым в «романтический треугольник», Кувшинников вёл себя точно так же, как Дымов в «Попрыгунье»; догадываясь об отношениях жены и Левитана, он «молча переносил свои страдания».
После публикации рассказа Левитан хотел вызвать Чехова на дуэль и несколько лет не знался с ним; Кувшинникова отношения с Чеховым разорвала навсегда. Сам автор к происходившему отнесся довольно холодно, лишь отметив, что «главная улика» против него – «внешнее сходство».

В своем произведении Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. Автор показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции. Одним из таких людей является доктор Дымов. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине. Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам «великого человека». С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.

В рассказе присутствует один момент, к которому автор подводит с самого начала повествования. Именно в нем выражается идея произведения. Идея рассказа, как и тема, кроется в его названии. А ответ на вопрос о заглавии кроется в 8 главе: “Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним (Дымовым) от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был, в самом деле, необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И, вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!» ” Насмешливое “прозевала” в контексте чеховского рассказа по смыслу близко слову “пропрыгала”, а отсюда и однокоренное “попрыгунья”. Само толкование слова указывает на неумение сосредоточиться на чём-то одном, на неосновательность и легковесность героини.

7 . Художественные особенности.

В своем произведении А. П. Чехов использовал различные художественно – выразительные средства: сравнения, красноречивые эпитеты, риторические вопросы и восклицательные предложения, иносказательные выражения, простые рифмовки; встречается даже детская скороговорка.
Сравнения: «…жизнь его похожа на жизнь птицы» (о Рябовском), «…молчаливое существо…» (об умирающем Дымове), а Коростылев «…смотрел на жену своего друга, как будто она и есть настоящая злодейка».
Эпитеты: «колдовская вода», «бездонное небо», «задумчивые берега».
Риторические вопросы: «Я красив?», «Да что тут спрашивать?».
Восклицания: «Будь оно все проклято!», «Да, редкий человек!».
Иносказания: «Nature morte», «…непременный член сосьете (от фр. Societe – общество)…».
Рифмы: «Nature morte…первый сорт , курорт…черт…порт…», «Шрек, грек, врек…крек».
Скороговорка: «Осип охрип, а Архип осип».

Также особый подтекст содержится и в самом названии произведения – «Попрыгунья». Само слово указывает на неумение сосредоточиться на чем – то одном, подчеркивает легкомыслие героини: «…при ее талантах, вкусе и уме, если она не разбросается, выйдет большой толк. Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях…», «Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды. Старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но (Ольга Ивановна) жадно искать новых и новых великих людей , находила и опять искала.», «…теперь она осталась без мужа и без Рябовского…».

Вот, собственно, и весь анализ. Надеюсь, что он Вам пригодился 🙂

«Попрыгунья», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня – Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга Ивановна ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж за (как ей кажется) человека серого, ничем не примечательного. Осип Степаныч был врачом и еще имел чин титулярного советника. Вел он спокойную, размеренную жизнь. Тогда как все друзья героини были не совсем обыкновенные люди: знаменитости и подающие большие надежды в творчестве. Ольга Ивановна постоянно вращалась в кругах творческих людей. Причем, одни знаменитости сменялись другими, стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко, чтобы о нем только начали говорить, как Ольга Ивановна была тут как тут: сразу же находила повод познакомится, сразу же приглашала в гости. Сама Ольга Ивановна занималась всем по не многу: пела, аккомпанировала, читала стихи, писала этюды. Ее знаменитые знакомые отмечали творческие способности, говорили ей, что если бы она занялась чем-то серьезно, не ленилась, то из нее бы тоже был толк.

Осип Степанович всю жизнь занимался медициной и естественными науками, его не интересовало искусство. Муж ни в чем не перечил жене, по средам у не были вечеринки, на которых он прислуживал гостям жены. Гости, глядя на него, думали: «Славный малый!», и тут же забывали о нем, так ка он для них был неинтересен. Но такой образ жизни устраивал обоих супругов и их семейная жизнь поначалу была счастливой.

В поездке на Волгу у Ольги Ивановны случился роман с молодым художником Рябовским. Но вскоре художник охладел к ней. Женщина же сама умоляла его о любви. Муж вскоре стал догадываться об измене жены, но при этом ни словом ее не упрекнул. Вскоре всем своим знакомым Ольга Ивановна говорила о Дымове: – Этот человек гнетет меня своим великодушием!

Однажды Осип Степанович сильно заболел. Возле больного круглосуточно дежурили, сменяя друг друга, доктора. Друг Дымова – Коростылев был при нем постоянно, только жена, боясь заразиться, не заходила к нему в комнату. Уже перед самой смертью Осипа Степановича, понимая, что друг умирает, Коростылев в отчаянии рассказывает, каким же на самом деле был Дымов, что он подавал большие надежды в науке, был одаренным ученым, прекрасным доктором и добрым, чистым человеком. И Ольга Ивановна вспомнила, как к нему относился ее покойный отец и все его товарищи – доктора, поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость, а она – прозевала!

Казалось бы, горе, пережитое героиней, должно было убедить ее в том, как она была не права, когда делила людей на знаменитых и не знаменитых. Но на самом деле она оплакивала не потерю любящего и верного мужа, а будущую знаменитость, не замеченную ею. «Прозевала! Прозевала!», – лучший показатель, что ее горе не подлинное, что она по-прежнему ценит в людях их внешнее положение и степень их знаменитости.

А. П. Чехов в своем произведении, помогая читателю лучше представить происходящее, использует следующие художественные методы: сравнения и красноречивые эпитеты. Например, о Рябовском – «жизнь его похожа на жизнь птицы», а об умирающем Дымове – «молчаливое существо», а Коростылев «смотрел на жену своего друга, как будто она и есть настоящая злодейка». Особый подтекст спрятан и в самом названии «Попрыгунья». Само слово уже указывает на неумение сосредоточиться на чем-то одном и на легкомыслии героини. К тому же слово «Попрыгунья» каждому образованному человеку напоминает басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», в которой прямо осуждается праздность и ветреность.

«Попрыгунья» – одно из произведений А. П. Чехова, в котором он продолжает исследовать женскую душу и непредсказуемый женский характер. Его героиня, Ольга Ивановна, эгоистичная, лживая, подлая. Но в тоже время она не корыстолюбивая, иногда бывают моменты, когда она переживает из-за своей измены. Она поверхностна, не умеет выделить важное от второстепенного, чем и вызывает жалость и по отношению к себе и по отношению к окружающим ее людям. Ведь она ценит людей не за их человеческие качества, а только за их достижения. Писатель не делает никаких прямых заключений и выводов в конце рассказа, он предоставляет возможность читателю задуматься о прочитанном и сделать выводы каждому для себя.

Ссылка на основную публикацию