Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий)

Проведем анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий), чтобы поучиться у автора трудолюбию.

Заболоцкий написал стихотворение в 1958 году, а через несколько месяцев поэта не стало. Кажется, что он предчувствовал свой скорый уход, раз написал такое эмоциональное и проникновенное стихотворение. Его вполне можно считать творческим завещанием автора потомкам.

Сам поэт много трудился на литературном поприще. Не все знают, что Заболоцкий не только писал прекрасные стихи, но и занимался переводами с иностранных языков. Вот и тем, кто остается жить, он дает наставление не забывать, что только труд обогащает человека материально и нравственно.

Тема стихотворения – отношения человека с его душой. Автор призывает читателей к труду, но к труду не физическому, а к душевному. Мы должны работать над собой, чтобы становиться лучше и духовно богаче. В жанре послания Заболоцкий подает читателям идею о необходимости постоянно заставлять себя работать. С любовью и по-доброму автор поучает молодое поколение, передает ему то, что важнее всего для него самого – желание трудиться.

Композиция стихотворения простая, ведь оно не делится на части и от первого слова до последнего подчинено одной теме. Произведение очень легко понять благодаря простому слогу без нагромождения средств художественной выразительности. Этому способствует четырехстопный ямб и перекрестная рифма, придающие стихотворению ритмичность.

В стихотворении Заболоцкого можно отметить двух лирических героев – автора и душу.

Уже с первых строк эмоционально восклицает поэт, обращаясь к читателю на «ты». Таким образом он становится ближе к каждому из нас. Глаголами в повелительном наклонении Заболоцкий категорично утверждает единственную истину о том, что недопустимо позволять лениться душе.

Автор не оставляет душе повода и времени для отдыха. Об этом читается в последней строке первого четверостишия:

И день и ночь, и день и ночь!

Следующие строфы развивают мысль, озвученную в первой. Он безжалостен к душе. Ее нужно гнать «от дома к дому», тащить «с этапа на этап», держать в черном теле.

Заболоцкий называет душу лентяйкой, говоря этим словом о том, что все в наших руках. Только сам человек, хозяин своей души, способен управлять ей. А потому не стоит снимать с нее узду.

Интересно, что у Заболоцкого не прослеживается мысль о единстве души и тела, как о причине счастья. Здесь душа – это некая субстанция, способная начать управлять человеком, если тот решит дать ей поблажку:

С тебя без жалости сорвет.

Получается, что взаимоотношения лирического героя с душой – это своеобразный поединок. Победитель в нем должен быть только человек.

Душа предстает здесь изначально дикой, необузданной, и в который раз звучит мысль о необходимости приучать ее через силу к труду. Только так она сможет начать сосуществовать с нами «по-человечьи». По-человечьи – значит, правильно, по-доброму, по совести:

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Последняя строфа лучше всего выражает идею автора. В ней он называет душу противоположными понятиями:

Она работница и дочь…

Я думаю, автор сделал это для того, чтобы показать значение души для человека. Рабыня, работница – она подчиняется разуму лирического героя, и ее нужно заставлять работать так же, как подневольных рабов. Без отдыха, за малое вознаграждение. Царица, потому что ее нужно слушать, когда она подсказывает нам, как поступить. Но еще душа – это ребенок человека, плод его воспитания. Она дочь, потому что мы сами взращиваем нашу душу, она же результат нашей работы и зависит от нас. Потому автор завершает стихотворение повторением первой строки, делая композицию кольцевой и окончательно убеждая читателя в своей мысли.

Чтобы более эмоционально и образно донести идею стихотворения до читателей, Заболоцкий использует метафоры «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле». Есть в стихотворении и эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Восклицательные знаки не только ярче и громче передают настроение автора, но и расставляют акценты в произведении.

Я думаю, что это лирическое наставление.Заболоцкий передал его всем, кого он знал и уже не успеет узнать. Можно спорить с писателем о справедливости идеи, но в чем он действительно прав, так это в необходимости работать над собой всю жизнь, только так можно научиться жить по человечьим законам.

«Не позволяй душе лениться» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, год, идея

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Меню статьи:

  • Выдержка из истории создания стихотворения
  • Композиционная и стилистическая специфика стиха
  • Тематика произведения Заболоцкого
  • Проблема души и ее воспитания
  • Итоги по прочтении стихотворения Заболоцкого

Философская лирика. Эта фраза ассоциируется, прежде всего, с трудными вопросами жизни и смерти, бытия и экзистенции, может быть, смысла существования. Однако Николай Заболоцкий стихом «Не позволяй душе лениться» доказывает, что этот список следует продолжить – хотя бы темой саморазвития, проблемой деятельной жизни, мотивом стремления преодолевать препятствия и лень.

Этот стих можно по праву считать напутствием писателя аудитории, ведь через несколько месяцев автор покинул землю. Лирический герой исповедует однозначные принципы: саморазвитие, самовоспитание считается необходимостью, обязательным условием гармоничной жизни. В начале Заболоцкий обращается к тому, в чьих руках находится текст произведения. Автор говорит читателю «ты», призывая к строгому отношению к духовному совершенствованию. Главные инструменты воспитания и развития – труд, постоянная, тяжелая работа над собой, и контроль.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.
Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты – «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

На этой странице искали :
  • не позволяй душе лениться анализ
  • анализ стихотворения не позволяй душе лениться
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
  • заболоцкий не позволяй душе лениться анализ
  • не позволяй душе лениться

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

Читайте также:  Анализ стихотворения Журавли Заболоцкого 8 класс

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Проблема души и ее воспитания

По мере развития повествования внимание Заболоцкого переходит к душе, которую, ни в коем случае, нельзя запускать. Жалость, потакание лени – это легкий путь, который априори является неправильным. Заболоцкий считает, что правильный путь – это трудный способ воспитания и совершенствования души: поэт советует «гнать» и «тащить» душу через «ухабы», «буреломы», преодолевать препятствия и, таким образом, закалять свою сущность. Это не единственная цель работы над собой. Вторая цель – подчинить себе собственное внутреннее Я. Если этого не сделать, то душа будет слабая, будет, как тело, нежиться по утрам в мягких одеялах.

Следуя этой логике, Заболоцкий порой бывает резок и даже жестковат:

Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!

Однако эта резкая позиция вполне аргументированная. Поблажки, по мнению Заболоцкого, приводят к обеднению души. Это значит, что поэт по-разному смотрит на проблему бедности и богатства: для писателя материальный достаток ничего не значит. По-настоящему богатый человек – тот, у кого душа, лишенная лени и пороков.

Учение редко оказывается приятным процессом. Зачастую это болезненная и мучительная процедура, которой душа поначалу сопротивляется. Однако потом человек, который все-таки не позволил своему внутреннему «Я» жить расслабленной, разнеженной жизнью, видит плоды приложенных трудов.

Итоги по прочтении стихотворения Заболоцкого

Ключевая проблема, которую затрагивает писатель в анализируемом произведении, касается моральности и нравственного измерения человеческого существования. Душа у писателя – противоречива. Писатель называет душу рабыней, а потом она предстает уже царицей. Это свидетельствует о неоднозначности отношения к душе, видения этого явления Заболоцким. Однако вывод из этих размышлений один: человеку следует найти общий язык со своим внутренним Я, понять, что душа требует воспитания. Это путь к саморазвитию и самосовершенствованию.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Выдержка из истории создания стихотворения

Заболоцкий написал эти произведение в конце 1950-х: текст датируется 1958 годом. Вскоре после публикации поэта застала смерть – Николай Заболоцкий скончался всего спустя пару месяцев после написания этих строк. Лебединая песня поэта? Возможно. Центральная тема, которой касается писатель, – это нюансы взаимоотношений человека с собственной душой. Также Заболоцкий вносит в текст свои рекомендации, советы молодому поколению, поэтому стихотворение обладает мощным воспитательным, дидактическим характером.

У русского поэта и переводчика Заболоцкого – тяжелая судьба. 1938 год: Николая Алексеевича ждет репрессирование, а реабилитировали поэта лишь после кончины Сталина, в 1953 году.

Несмотря на жизненные невзгоды и трудности, писатель не разделил судьбу чудовища Франкенштейна: в отличие от творения пера Мэри Шелли, Заболоцкий сумел сохранить чистоту души, ясность ума, искренность побуждений и помыслов. Стихотворение русского писателя, словно, говорит о том, что поэт чувствует скорый уход из жизни и желает оставить читателям последнее напутствие. Следует, впрочем, заметить, что и сам Заболоцкий придерживался этих рекомендаций: Николай Алексеевич считался трудолюбивым человеком, часто проводил время в компании пера и записной книжки.

Композиционная и стилистическая специфика стиха

Стихотворение также отличается композиционными особенностями. Например, здесь отсутствует деление на части или блоки, а все строчки подчинены развитию главной идеи произведения. Эта идея задается писателем в самом начале стихотворения. Впрочем, если говорить о формальном делении стиха на строфы, то в структуре текста найдется шесть катренов. Заболоцкий щедр на метафоры и эпитеты: черное тело, душа обязана трудиться, утренняя заря… Также в стихе встречаются антитезы (она рабыня и царица…) и аллитерации (чтобы сделать строчку более резкой и жесткой, Заболоцкий подобрал слова, включающие звуки «с», «р», «ж» и т. д.: она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет…).

В последних четырех строчках стиха чувствуется вывод, подведение итогов. Кроме того, «Не позволяй душе лениться» отличается еще одной специфической чертой – повторением четвертой строчки («…душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!») первого условного катрена в конце. Это как бы намекает на то, что здесь кроется главная идея произведения Николая Алексеевича.

Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.

Литературные критики определяют жанровую принадлежность «Не позволяй душе трудиться» посланием, ведь писатель взывает к читателю, желая донести до него нравственно окрашенную идею. Стих написан четырехстопным ямбом. Заболоцкий также использовал перекрестную рифмовку.

Тематика произведения Заболоцкого

В центре стихотворения – природа отношений между телом и душой. Собственно, это тоже одна из вечных тем философии. Однако Заболоцкий делает акцент именно на психологическом и этическом аспекте жизни человека. Проблема деятельности и бездействия, лени как порока и самосовершенствования – это, безусловно, поле интереса этики и психологии.

Чтобы раскрыть ключевую идею, Заболоцкий использует довольно простую и незамысловатую, но элегантную образную систему. В центре стихотворения – центральный герой (автор) со своей душою. Далее следует обращение лирического героя к читателю с призывом воспитывать душу. Это значит, что следует бороться с ленью, которая не только расслабляет, размягчает внутренний стержень человека, но и портит, разрушает душу. Без самовоспитания оказывается невозможным саморазвитие, продвижение вперед и прогресс:

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь.

Вторая строка произведения также содержит мотив, намекающий на дорогу. Это – развитие идеи Заболоцкого о неотъемлемости постоянной работы, упорного развития и продвижения в самовоспитании. Жалость, поблажки и снисхождение – качества, которым нет места в духовной жизни человека.

Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» — одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа — будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой — толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: « Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна» . Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи» . Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь» .

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи» . Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь» .

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» .

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

«Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого как пример философской лирики

Меню статьи:

Философская лирика. Эта фраза ассоциируется, прежде всего, с трудными вопросами жизни и смерти, бытия и экзистенции, может быть, смысла существования. Однако Николай Заболоцкий стихом «Не позволяй душе лениться» доказывает, что этот список следует продолжить – хотя бы темой саморазвития, проблемой деятельной жизни, мотивом стремления преодолевать препятствия и лень.

Этот стих можно по праву считать напутствием писателя аудитории, ведь через несколько месяцев автор покинул землю. Лирический герой исповедует однозначные принципы: саморазвитие, самовоспитание считается необходимостью, обязательным условием гармоничной жизни. В начале Заболоцкий обращается к тому, в чьих руках находится текст произведения. Автор говорит читателю «ты», призывая к строгому отношению к духовному совершенствованию. Главные инструменты воспитания и развития – труд, постоянная, тяжелая работа над собой, и контроль.

Выдержка из истории создания стихотворения

Заболоцкий написал эти произведение в конце 1950-х: текст датируется 1958 годом. Вскоре после публикации поэта застала смерть – Николай Заболоцкий скончался всего спустя пару месяцев после написания этих строк. Лебединая песня поэта? Возможно. Центральная тема, которой касается писатель, – это нюансы взаимоотношений человека с собственной душой. Также Заболоцкий вносит в текст свои рекомендации, советы молодому поколению, поэтому стихотворение обладает мощным воспитательным, дидактическим характером.

У русского поэта и переводчика Заболоцкого – тяжелая судьба. 1938 год: Николая Алексеевича ждет репрессирование, а реабилитировали поэта лишь после кончины Сталина, в 1953 году.

Несмотря на жизненные невзгоды и трудности, писатель не разделил судьбу чудовища Франкенштейна: в отличие от творения пера Мэри Шелли, Заболоцкий сумел сохранить чистоту души, ясность ума, искренность побуждений и помыслов. Стихотворение русского писателя, словно, говорит о том, что поэт чувствует скорый уход из жизни и желает оставить читателям последнее напутствие. Следует, впрочем, заметить, что и сам Заболоцкий придерживался этих рекомендаций: Николай Алексеевич считался трудолюбивым человеком, часто проводил время в компании пера и записной книжки.

Композиционная и стилистическая специфика стиха

Стихотворение также отличается композиционными особенностями. Например, здесь отсутствует деление на части или блоки, а все строчки подчинены развитию главной идеи произведения. Эта идея задается писателем в самом начале стихотворения. Впрочем, если говорить о формальном делении стиха на строфы, то в структуре текста найдется шесть катренов. Заболоцкий щедр на метафоры и эпитеты: черное тело, душа обязана трудиться, утренняя заря… Также в стихе встречаются антитезы (она рабыня и царица…) и аллитерации (чтобы сделать строчку более резкой и жесткой, Заболоцкий подобрал слова, включающие звуки «с», «р», «ж» и т. д.: она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет…).

В последних четырех строчках стиха чувствуется вывод, подведение итогов. Кроме того, «Не позволяй душе лениться» отличается еще одной специфической чертой – повторением четвертой строчки («…душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!») первого условного катрена в конце. Это как бы намекает на то, что здесь кроется главная идея произведения Николая Алексеевича.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Литературные критики определяют жанровую принадлежность «Не позволяй душе трудиться» посланием, ведь писатель взывает к читателю, желая донести до него нравственно окрашенную идею. Стих написан четырехстопным ямбом. Заболоцкий также использовал перекрестную рифмовку.

Тематика произведения Заболоцкого

В центре стихотворения – природа отношений между телом и душой. Собственно, это тоже одна из вечных тем философии. Однако Заболоцкий делает акцент именно на психологическом и этическом аспекте жизни человека. Проблема деятельности и бездействия, лени как порока и самосовершенствования – это, безусловно, поле интереса этики и психологии.

Чтобы раскрыть ключевую идею, Заболоцкий использует довольно простую и незамысловатую, но элегантную образную систему. В центре стихотворения – центральный герой (автор) со своей душою. Далее следует обращение лирического героя к читателю с призывом воспитывать душу. Это значит, что следует бороться с ленью, которая не только расслабляет, размягчает внутренний стержень человека, но и портит, разрушает душу. Без самовоспитания оказывается невозможным саморазвитие, продвижение вперед и прогресс:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Вторая строка произведения также содержит мотив, намекающий на дорогу. Это – развитие идеи Заболоцкого о неотъемлемости постоянной работы, упорного развития и продвижения в самовоспитании. Жалость, поблажки и снисхождение – качества, которым нет места в духовной жизни человека.

Проблема души и ее воспитания

По мере развития повествования внимание Заболоцкого переходит к душе, которую, ни в коем случае, нельзя запускать. Жалость, потакание лени – это легкий путь, который априори является неправильным. Заболоцкий считает, что правильный путь – это трудный способ воспитания и совершенствования души: поэт советует «гнать» и «тащить» душу через «ухабы», «буреломы», преодолевать препятствия и, таким образом, закалять свою сущность. Это не единственная цель работы над собой. Вторая цель – подчинить себе собственное внутреннее Я. Если этого не сделать, то душа будет слабая, будет, как тело, нежиться по утрам в мягких одеялах.

Следуя этой логике, Заболоцкий порой бывает резок и даже жестковат:

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Однако эта резкая позиция вполне аргументированная. Поблажки, по мнению Заболоцкого, приводят к обеднению души. Это значит, что поэт по-разному смотрит на проблему бедности и богатства: для писателя материальный достаток ничего не значит. По-настоящему богатый человек – тот, у кого душа, лишенная лени и пороков.

Учение редко оказывается приятным процессом. Зачастую это болезненная и мучительная процедура, которой душа поначалу сопротивляется. Однако потом человек, который все-таки не позволил своему внутреннему «Я» жить расслабленной, разнеженной жизнью, видит плоды приложенных трудов.

Итоги по прочтении стихотворения Заболоцкого

Ключевая проблема, которую затрагивает писатель в анализируемом произведении, касается моральности и нравственного измерения человеческого существования. Душа у писателя – противоречива. Писатель называет душу рабыней, а потом она предстает уже царицей. Это свидетельствует о неоднозначности отношения к душе, видения этого явления Заболоцким. Однако вывод из этих размышлений один: человеку следует найти общий язык со своим внутренним Я, понять, что душа требует воспитания. Это путь к саморазвитию и самосовершенствованию.

Николай Заболоцкий – одинокий дуб

Стало штампом говорить, что Николай Заболоцкий похож на бухгалтера-счетовода. А мне кажется, он похож на философа: очки, застёгнутость на все пуговицы, упорядоченность, аккуратность, отстранённость и погруженность в себя. Не случайно его называют поэтом-философом.

Поэзия Николая Заболоцкого похожа на философское исследование, выраженное поэтическим языком, особенно характерным для его метафизических поэм тридцатых годов («Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия»). Уникальность поэта заключается в том, что до него мало кто делал достоянием поэзии такие сложные проблемы. Разве что его любимый Баратынский и Тютчев.

Принято говорить о двух Заболоцких, раннем и позднем. Некоторые идут дальше и выделяют в его творчестве четыре разных периода по десятилетиям: двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Действительно, поэт начинает с мрачно-карнавального мира «Столбцов», проходит через метафизическое осмысление мира в поэмах тридцатых и заканчивает классически-строгой лирикой пятидесятых.

Но есть то, что связывает всё его творчество в единое целое – это интерес Николая Заболоцкого к натурфилософии, к теме природы, Вселенной, к месту в ней человека. Поэт принадлежал к числу «космистов», развивавших идеи всеединства и присутствия всех во всём.

Русский космизм – особенный, он в наибольшей степени выражал русскую идею соборности, которая основывается не только на христианской идее всеединства, но и на реальной взаимосвязи земных и космических процессов, на необходимости соизмерять то и другое, человеческую деятельность с целостностью мира.

Яркими представителями русского космизма были ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский, религиозные философы Николай Федоров, Сергий Булгаков, Николай Бердяев, поэты и писатели Хлебников, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андрей Платонов, композиторы Скрябин, Рахманинов, Римский-Корсаков, художники Чюрлёнис, Кандинский, Малевич, Филонов, Николай Рерих и другие.

Мироощущение и мировоззрение Николая Заболоцкого формировалось под влиянием многих из них. Известна преемственность обэриутов, к которым принадлежал поэт, с Велимиром Хлебниковым. У него они учились очищать слово, видеть мир глазами ребёнка и соотносить время с вечностью.

У Павла Филонова Николай Заболоцкий учился анализировать мир и собирать его в единое целое, используя словесные формулы спаянности и соборности. У Циолковского, Вернадского, Сковороды и Федорова он воспринял идею космичности и глубину философской мысли.

Услышать многое еще способен ум.
Бывало, ухом прислонюсь к березе –
И различаю тихий разговор.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
….

Готов я лечь в великую могилу,
Закрыть глаза и сделаться землей.
Тому, кто видел, как сияют звезды,
Тому, кто мог с растеньем говорить,
Кто понял страшное соединенье мысли —
Смерть не страшна и не страшна земля.
(Безумный волк, Монолог в лесу, отрывки. 1931)

Ранние стихи и метафизические поэмы Николая Заболоцкого наполнены размышлениями о вечных вопросах: о жизни и смерти, о природе и бессмертии, о безумстве храбрых и идеалистах. И пусть смыслы, которые поэт вкладывал в эти понятия, на протяжении жизни менялись, но они всегда оставались в центре его мироощущения.

Ранний Заболоцкий достаточно мрачен, хотя многие видят в «Столбцах» только саркастический юмор и пародийность. Но эти стихи далеки от веселья, они наполнены смертью в разных ее вариантах, больше – как разрушительной силы, в которой гибнет всё живое.

Фактически – это признание капитуляции человека перед враждебным ему миром, перед пошлостью и мещанством, перед анти-преображением. «Столбцы» – это ад, сумасшедший бред и безумие, в котором оказался человек, отказавшийся от Бога. И даже в такой бытовой сценке как приготовление пищи, поэт видит не предчувствие вкусной еды, а страдание, убийство и смерть.

Мы разогнем усталые тела.
Прекрасный вечер тает за окошком.
Приготовленье пищи так приятно —
кровавое искусство жить!
….

И это — смерть. Когда б видали мы
не эти площади, не эти стены,
а недра тепловатые земель,
согретые весеннею истомой;
когда б мы видели в сиянии лучей
блаженное младенчество растений,—
мы, верно б, опустились на колени
перед кипящею кастрюлькой овощей.
(Обед, 1929)

Там примус выстроен, как дыба,
На нем, от ужаса треща,
Чахоточная воет рыба
В зеленых масляных прыщах.
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных
И чугуны, купели слез,
Венчают зла апофеоз.
(На лестницах, 1928)

Позднее смерть осмысливается поэтом как естественный переход в другое состояние, как отдалённый край, а не как страдание и убийство, но она не уходит из его поэзии. Также менялось и представление Николая Заболоцкого о жизни: от череды бесконечных превращений и метаморфоз до жизни как истории души человека.

Фактически поэт проделывает сложный путь движения из ада через чистилище в рай, где царят гармония и разум, путь обретения утраченных христианских ценностей. Большинство современных поэтов и исследователей склонны считать, что Заболоцкий двадцатых годов и есть настоящий поэт, что его сломала тюрьма и ссылка, после которых он превратился из поэта-философа в довольно заурядного поэта-резонёра, знающего, как надо жить и как себя вести.

Но феномен Николая Заболоцкого гораздо глубже. Он заключается в том, что его признают за своего разные люди и разные читатели, находя в нём и высокую поэзию, и городской фольклор, и глубокую философскую мысль. Заболоцкий – уникальный феномен в русской поэзии, принадлежащий разным традициям.

Например, его считали и до сих пор считают советским поэтом, связанным с официальной идеологией наравне с Твардовским и Исаковским. Его стихи читались в дни ленинских торжеств («Ходоки»), в школах «Слово о полку Игореве» изучалось, в том числе, и по переводу Заболоцкого,, позволившему ему вернуться в поэзию.

Слова из его стихотворения «Не позволяй душе лениться!» и вовсе превратились в советский лозунг и размещались на стендах в школьных кабинетах, как и стихи «Некрасивая девочка», «Смерть врача», ставшие в один ряд с сентиментальными стихами Эдуарда Асадова. Я уж не говорю о таких шлягерах, как «Признание» и «Городок».

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
(Признание, 1957)

Есть читатели, которые больше всего ценят в Николае Заболоцком его напряженную философскую лирику тридцатых-пятидесятых, которая ставит его в один ряд с великими поэтами золотого века. Наконец, есть те, кто ставит его рядом с именами русского авангарда: Хлебниковым, Хармсом, Филоновым и Малевичем. Это профессиональные поэты, ценящие его дерзкие искания в области слова и стихосложения и, конечно же, это ценители «Столбцов».

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

Набоков восхищался тем, что Заболоцкий смог в тоталитарном государстве найти своё неповторимое лицо и встать рядом с Зощенко, Олешей, Ильфом и Петровым. И еще более определенно высказался о Николае Заболоцком Иосиф Бродский:

«Заболоцкий – абсолютно замечательный поэт, что ранний, что поздний, а на вопрос, кого он больше предпочитает – раннего или зрелого Заболоцкого, ответил: «Я не знаю. Оба они для меня абсолютно равноценны». Заболоцкий сделал для русской литературы двадцатого века то же, что сделал Гоголь для литературы девятнадцатого. Все из нас в большей или меньшей степени находятся под влиянием его обаяния».

Но, несмотря на это, поэт продолжает оставаться в тени Мандельштама, Ахматовой и Пастернака, как и в тени более известных обэриутов – Хармса и Введенского. Во многом это происходит потому, что писал он стихи, которые, по словам философа Александра Моисеевича Пятигорского, никто не понимает… Николай Заболоцкий – был и остается одиноким дубом, который воин, даже и один.

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
(Одинокий дуб, 1957)

Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб заболоцкого

Анализ стихотворения Заболоцкого «Одинокий дуб»

Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому. который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления этого поэта совпал со сменой общественно-политического строя в России, которая превратилась в страну трудовых масс – серых, обезличенных и объединенных общей идеей. Попытки воспротивиться этому вылились в то, что Николая Заболоцкий был осужден за антисоветскую пропаганду и провел в лагерях почти 5 лет. Тюремное заключение не сломило поэта, однако свои мысли он стал выражать в аллегорической форме, и примером тому является стихотворение «Одинокий дуб». созданное в 1957 году.

В первых его строчках автор описывает дерево, корявое и неказистое, которое выросло на «дурной почве», недополучив всего того, что имеют его более счастливые собратья. Этот дуб с отрепьями вместо листьев, которые «глухо шелестят» на ветру, автор отождествляет с обычным советским человеком, который всю свою жизнь вынужден терпеть лишения, однако это лишь укрепляет силу его духа.

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь». Таким образом, автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен». А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином. «Он воин в поле, даже и один», — подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Одинокий дуб»

Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек — это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления этого поэта совпал со сменой общественно-политического строя в России, которая превратилась в страну трудовых масс — серых, обезличенных и объединенных общей идеей.

Попытки воспротивиться этому вылились в то, что Николая Заболоцкий был осужден за антисоветскую пропаганду и провел в лагерях почти 5 лет. Тюремное заключение не сломило поэта, однако свои мысли он стал выражать в аллегорической форме, и примером тому является стихотворение «Одинокий дуб», созданное в 1957 году.

В первых его строчках автор описывает дерево, корявое и неказистое, которое выросло на «дурной почве», недополучив всего того, что имеют его более счастливые собратья. Этот дуб с отрепьями вместо листьев, которые «глухо шелестят» на ветру, автор отождествляет с обычным советским человеком, который всю свою жизнь вынужден терпеть лишения, однако это лишь укрепляет силу его духа.

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь». Таким образом, автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен».

А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином. «Он воин в поле, даже и один», — подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

Николай Заболоцкий — Дурная почва: слишком узловат ( Одинокий дуб )

Odinoky dub

Durnaya pochva: slishkom uzlovat
I etot dub, i net velikolepya
V yego vetvyakh. Kakiye-to otrepya
Torchat na nem i glukho shelestyat.

No skruchennye namertvo sustavy
On tak razvil, chto, kazhetsya, udar —
I zapoyet on kolokolom slavy,
I iz stvola zakapayet yantar.

Vglyadis v nego: on vazhen i spokoyen
Sredi svoikh bezzhiznennykh ravnin.
Kto govorit, chto v pole on ne voin?
On voin v pole, dazhe i odin.

Jlbyjrbq le,

Lehyfz gjxdf: ckbirjv epkjdfn
B njn le. b ytn dtkbrjktgmz
D tuj dtndz[/ Rfrbt-nj jnhtgmz
Njhxfn yf ytv b uke[j itktcnzn/

Yj crhextyyst yfvthndj cecnfds
Jy nfr hfpdbk, xnj, rf;tncz, elfhm —
B pfgjtn jy rjkjrjkjv ckfds,
B bp cndjkf pfrfgftn zynfhm/

Dukzlbcm d ytuj: jy df;ty b cgjrjty
Chtlb cdjb[ ,tp;bpytyys[ hfdyby/
Rnj ujdjhbn, xnj d gjkt jy yt djby?
Jy djby d gjkt, lf;t b jlby/

«Одинокий дуб» Н.Заболоцкий

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —

И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Одинокий дуб»

Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления этого поэта совпал со сменой общественно-политического строя в России, которая превратилась в страну трудовых масс – серых, обезличенных и объединенных общей идеей. Попытки воспротивиться этому вылились в то, что Николая Заболоцкий был осужден за антисоветскую пропаганду и провел в лагерях почти 5 лет. Тюремное заключение не сломило поэта, однако свои мысли он стал выражать в аллегорической форме, и примером тому является стихотворение «Одинокий дуб», созданное в 1957 году.

В первых его строчках автор описывает дерево, корявое и неказистое, которое выросло на «дурной почве», недополучив всего того, что имеют его более счастливые собратья. Этот дуб с отрепьями вместо листьев, которые «глухо шелестят» на ветру, автор отождествляет с обычным советским человеком, который всю свою жизнь вынужден терпеть лишения, однако это лишь укрепляет силу его духа .

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь». Таким образом, автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен». А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином. «Он воин в поле, даже и один», — подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

«Одинокий дуб» Фета Анализ

Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение — эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах — в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения — «одинокий дуб».

Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор … корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

В l-й строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широких полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

Во 2-й строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в l-й строфе риторический вопрос: «Зачем же … кружишь ты?.» — продолжается другими вопросами:

«Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?»

Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренно и вечного. Возникает представление о жизни, полной страданий, жестоких испытаний.

Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. 1-я и б-я, последняя, строфы являются обрамляющими а центральная, 3-я, строфа — кульминацией в движении поэтической мысли.

В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.

Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» — защитник всего молодого, нежного. «Простор … корней» — очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя «. Незабудки — образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память — с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними — веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет мир, обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично, Связь «пращура» с потомками не разорвана:

«… вести на простор широкий …

Ко внукам посылаешь ты».

Природа в стихах А. А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Слушать стихотворение Заболоцкого Одинокий дуб заболоцкого

Ссылка на основную публикацию