Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Cочинение «Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»»

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

*
Душа обязана трудиться
*
И день и ночь, и день и ночь.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым. Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну». Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.

Похожие сочинения

Н. А. Заболоцкий вошел в литературу как поэт размышляющий, поэт-философ. Его творчество очень разнообразно по тематике. В своих стихотворениях он постоянно напоминает о необходимости и важности упорной работы над собой. По глубокому убеждению поэта. смотреть целиком

Н. Заболоцкий — мой любимый поэт. В его стихах отражаются размышления мудрого и доброго человека о любви и ненависти, добре и зле, ответственности людей за свои поступки, о взаимоотношении человека и окружающего его мира природы. Стихотворение «Не. смотреть целиком

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей. смотреть целиком

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

На этой странице искали :
  • не позволяй душе лениться анализ
  • анализ стихотворения не позволяй душе лениться
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться
  • заболоцкий не позволяй душе лениться анализ
  • не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться» относит эти строки к душе человека.

Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле. Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке. Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца. А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы. Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами. Конечно, это трудно сделать, потому что душа «…рабыня и царица, она работница и дочь…». то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» — одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа — будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой — толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»?

«Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды!» О чем это? Поэт Николай Заболоцкий относит эти строки к душе человека. Он пишет: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Для того чтобы душа трудилась, ее и надо, как считает поэт, держать в черном теле. Он говорит о душе, о том, что надо тащить ее «по пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб!» Но что значит так поступать с душой? Понятно, речь идет не о чем-то неосязаемом, существующем в нашем воображении, а о конкретном человеке. Этот человек не должен «спать в постели при свете утренней звезды». Человек станет намного беднее, если не услышит голоса просыпающихся птиц, не ощутит тепла первых лучей восходящего солнца. А может, в это время на пути его встретится человек, который перевернет всю его дальнейшую жизнь? Может, это будет любовь или настоящая дружба, а может, кому-то потребуется утешение в минуту горя и именно ты протянешь несчастному руку помощи.

Поэт предупреждает о том, что можно потерять последнюю рубашку, если вздумаешь дать себе поблажку, освободить себя от душевной работы. Казалось бы, человек умудрен опытом и ничем его не удивишь, однако душу свою он должен всякий раз учить заново, чтобы возвратить утерянное незаметно для самого себя чувство доброты, справедливости, сострадания, смотреть на мир, как в юности, влюбленными глазами. Конечно, это трудно сделать, потому что душа «. рабыня и царица, она работница и дочь. », то есть многолика, всякий раз она разная, но «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

Слушать стихотворение Заболоцкого Не позволяй душе лениться

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: « Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна» . Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи» . Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь» .

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи» . Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь» .

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

В поэтических произведениях можно найти философские мысли. Одним из самых известных таких творений можно назвать стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Анализ текста позволяет понять замысел автора, обнаружить тему и идею текста, особенности композиции. Работа отличается простотой и легкостью прочтения, но в ней скрыт глубокий смысл. Произведение можно определить как послание к потомкам, напутствие — через строки поэт выразил свой подход к жизни.

История создания

Стихотворение было написано в 1958 году, спустя несколько месяцев Заболоцкий умер. Поэтому его работу можно воспринимать как напутствие тем, кто будет жить после него. Текст достаточно простой, и его основная мысль — важно постоянно трудиться, не проживать время зря, иначе лень быстро завладеет человеком.

Сам Заболоцкий неукоснительно следовал этому правилу. Он много времени проводил за творчеством и за свою жизнь написал чуть больше ста стихов. Помимо поэзии он занимался переводами и немало его работ на этом поприще считаются эталонными.

В тексте «Не позволяй душе лениться» нет деления на части, каждая его строка продолжает тезис, который обозначен в начале произведения. В стихотворении присутствует только лирический герой и именно через него поэт высказывает свое мнение.

Краткий анализ

Основная мысль текста Заболоцкого — душа обязана трудиться, иначе она расслабляется и привыкает отдыхать. По мнению автора, стоит только потерять бдительность, как человека захватит лень, он перестает делать что-то полезное и вырваться из этого состояния крайне сложно. Поэт подчеркивает: отсутствие труда равносильно бесполезному времяпровождению.

В то же время автор выделяет сложность поставленной задачи. Держать свои желания в узде тяжело и это приходится делать на протяжении всей жизни, каждый день, без права на отдых. Человеку может выбрать легкий путь, но это недопустимо.

Лирическому герою нужно получить полную власть над своим внутренним «Я». Сделать это можно только при условии постоянной занятости. Процесс перевоспитания души-лентяйки сложен. Автор предлагает постоянно гнать душу и таскать ее через любые препятствия.

Заболоцкий дает резковатые советы, но поэт считает это допустимым. Свою позицию он аргументирует. По мнению поэта лень приводит к следующим проблемам:

  • нищете;
  • бесцельности существования;
  • низкой морали.

Заболоцкий делает в тексте упор на то, что только от человека зависит образ жизни. Если он будет давать себе поблажки, позволит спать до обеда, то он не достигнет успеха в жизни.

В последних строчках поэт подчеркивает неоднозначность роли души. С одной стороны она является рабыней, с другой царицей, в то же время она работница и дочь. Но вердикт Заболоцкого остается неизменным: душу нужно держать в черном теле.

Средства выразительности

В стихотворении простая композиция и с первых строчек раскрывается основная мысль. Текст состоит из шести катренов, последний является своеобразным выводом. Четвертая строчка первого четверостишия повторяется в конце — так поэт выделил главную мысль работы.

С помощью некоторых художественных приемов автору удается создать красивые и выразительные образы. Например, метафоры передают человечность души. Поэт рассказывает, что ее нужно брать и трясти, заставлять трудиться, вынуждать ее преодолевать препятствия.

Эпитеты дополняют образ души. С их помощью подчеркивается: душа нормально работает только если ее держать в черном теле, не давать ей спать по утрам. Только так герой сможет жить как человек.

В тексте не встречаются сравнения, но в конце есть антитеза. В ней поэт противопоставляет разные положения души. Она одновременно является царицей и рабыней, для владельца — дочерью и работницей. Эмоциональность послания передана обилием восклицательных предложений.

Стихотворение Заболоцкого является своеобразным посланием потомкам. В нем рассказывается необходимость ежедневного труда и предостережение о лености.

Анализ стихотворения Не позволяй душе лениться Заболоцкого

Это стихотворение было написано в 1958 году. Послевоенное поколение, наши бабушки и прабабушки толком не умели отдыхать и вести праздный образ жизни. Именно они поднимали страну из послевоенных руин, осваивали целинные земли и штурмовали космос.

Основная мысль стихотворения – это труд души. Она должна трудиться постоянно, не спать, не нежится в постели. Душа здесь выступает в роли конкретного человека. Проскальзывает жаргонное словечко «этап». Почему? Что душу надо гонять так, как гонят заключённых по этапу? Она, что – преступница? Её надо постоянно подталкивать и тащить по непроходимым дорогам – пустырям, буреломам, ухабам, чтобы труднее было, чтобы жизнь раем не казалась. Типично советские методы времён 20-30 х годов.

Поэт как – бы предостерегает – праздность и лень до хорошего не доведёт. Поколение тех лет руководствовалось в жизни главным принципом – учёт и контроль. Поэтому, и душу надо постоянно контролировать и «не снимать с неё узды». Именно это обеспечит личностный рост. Поэт наивно думал, что счастье может быть только в неустанном труде. И вечный бой, покой нам только снится? Интересно, автор описывает свою душу, которую надо постоянно заставлять работать или это просто аллегорическая метафора?

Это чья же такая душа может совать последнюю рубашку с тела-кормильца? И почему её надо учить и мучить «до темна»? К чему это изнуряющее самобичевание? А если не по-человечьи, то как, живёт душа? Почему она такая ленивая?

В последнем четверостишии определены роли души. Она выступает в разных лицах. Но всё – равно, хоть и царица, должна трудиться, и никаких поблажек.

У каждого поколения свои ориентиры. То, что было правильно и хорошо во времена Заболоцкого, сейчас не совсем жизненно и важно. Я не согласна с поэтом. Да, трудиться надо, но весь вопрос – как это делать. Тотальный контроль и постоянные тумаки ни к чему хорошему не приведут. Ведь душа, особенно женская, может и взбунтоваться. А бунт русской женщины непредсказуем и страшен. Как известно, диктатура – не лучший общественный строй. Поэтому, душе надо иногда давать и отдых, позволять ей немного и полениться, хвалить и поощрять. В разумных пределах. Отдохнувшая душа будет трудиться ещё лучше. У души должен быть стимул и цель. Её надо заинтересовать, причём, материально тоже. Тогда она так будет так работать, что контролировать и подгонять будет не нужно. Она будет петь от радости и счастья. А счастливая душа горы свернёт.

Вариант №2

Каждый деятель литературы, предчувствуя близкую кончину, стремился оставить напутствие молодому читателю, поделиться с юным поколением своими размышлениями о смысле жизни. Подобным творческим завещанием в лирике Н. А. Заболоцкого можно считать стихотворение «Не позволяй душе лениться», в котором автор подсказал каждому способ достойно прожить отведённые годы и наполнить существование смыслом.

Уже в первой строке, ставшей названием стихотворения, поэт призывает каждого из нас к постоянному душевному труду. Наличие души ещё не гарантия богатого внутреннего мира человека, необходима постоянная работа над собой, всестороннее развитие себя как личности. Именно поэтому рефреном повторяется строка «обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь».

Труд души, по мнению поэта, заключается в постоянном контроле над собой, самодисциплине. Худший враг в этой ситуации – лень. Именно с ней необходимо бороться: не позволять себе расслабляться, заставлять себя заниматься делами с утра пораньше. Душа – эта некая субстанция, непокорная и неприученная находится под властью человека. Нужно учить и мучить её, «чтоб жить с тобой по-человечьи / Училась заново она».

Проблема душевного труда сильно волнует автора, что подчёркивается частым использованием риторических восклицаний. Одновременно это средство служит для создания тожественного пафоса, призывной интонации. Душу-лентяйку нельзя оставлять без внимания, иначе она возьмёт верх над своим хозяином, подчинит себе его волю, из-за чего человек рискует стать апатичным и равнодушным к происходящему. Это приводит к печальным последствиям, что видно из четвёртой строфы: «Она последнюю рубашку / С тебя без жалости сорвёт».

За постоянную деятельность и заботы душа только скажет спасибо своему владельцу. Высшая награда – это победа над собой, но не так просто одержать её, нужно ежедневно совершать духовные подвиги, преодолевать препятствия, выраженные в метафорах: «Тащи с этапа на этап / По пустырю, по бурелому».

Читайте также:  Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Душа противоречива по своей природе, что отражается в её противоположных наименованиях. Награждая её перифразами «рабыня и царица», «работница и дочь», поэт указывает на то, что душа и личность находятся во взаимозависимом положении. Считая себя хозяевами собственной души, мы в то же время выступаем её пленниками. К своему внутреннему «я» надо относиться с любовью, как к ребёнку, но и при этом требовать отдачи. Поблажками мы лишь балуем и расхолаживаем себя.

Адресатом стихотворения выступает не только читатель, но и сам автор. Он понимает, что для достижения результата нужно держать себя в ежовых рукавицах, и стремится поделиться этой простой истиной с нами. Жизнь – это постоянный духовный рост, развитие, в результате которого человек становится личностью. Великолепное лирическое произведение Н. А. Заболоцкого помогает осознать важность работы над собой, ведь тот, кто умеет укротить «лентяйку», способен свернуть горы в любом деле.

Картинка к стихотворению Не позволяй душе лениться

Популярные темы анализов

Уже будучи стариком, Фет понимал, какое счастье он упустил в своей жизни, погнавшись за деньгами. Воистину верно говорят, что любовь к деньгам – корень всех зол. В случае с Фетом они отняли у него любовь. И эту любовь звали Мария Лазич.

Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать

Известный литературный деятель Брюсов жил во время революционных волнений. Это выражается в произведении «Грядущие гунны», которое автор закончил в 1905 году. На написание стихотворения ушел целый год жизни писателя.

Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст; помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;

развивающие – развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; умение анализировать, выделять главное, способствовать формированию у учащихся о нём своих собственных мнений;

воспитательные привить любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни, способствовать выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
n.zabolockiy._stihotvorenie_ne_pozvolyay_dushe_lenitsya. doc900.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» 8 класс.

Цель урока : образовательные – ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст; помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;

развивающие – развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; умение анализировать, выделять главное, способствовать формированию у учащихся о нём своих собственных мнений;

воспитательные – привить любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни, способствовать выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Тип урока урок усвоения новой темы

Форма урока традиционная

Методы урока : метод проблемного вопроса, иллюстративный, словесный, поисковый

Оборудование : мультимедийная презентация, интерактивная доска

І. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова .

Стадия вызова . Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

  1. Работа со словом.
  1. Кластер «Душа».
  2. Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.
  3. Работа со значением слова.

Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа.

(составляется одно общее определение)

  1. Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.
  2. Описание состояния души с помощью глаголов.
  3. Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.
  1. Работа в группах . (Памятки «Правила работы в группах» находятся под рукой у ребят.)
  2. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания . Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком .
  2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.
  3. Задания для класса.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( Памятка «Выразительное чтение»).

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.
  2. Лексическая работа.

Опережающее задание: сильные ученики-консультанты объясняют значения слов и выражений.

Объясните значение слов и выражений.

Работа над текстом.

1 группа . Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание: в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему душу заставлять работать и не давать лениться?

(Заслушивание мнений групп).

IV. Стадия рефлексии. Закрепление новой темы.

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.
  2. Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?»

V. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось вам больше всего?

VI. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого

«Не позволяй душе лениться».

2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.

І. Организационный момент.

Проверка к готовности к уроку.

Психологический настрой к уроку.

II. Стадия вызова .

Стадия вызова . Цель – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.

Учитель: Жизнь в современном мире постоянно повышает комфорт человека. Наш мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно уверенно вошёл в жизнь каждого человека. Многие люди даже не представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей, спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с родными, с близкими людьми. Да, компьютер не может заменить общения с человеком. Почему?

1) А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесём свой вклад. Какие ассоциации вызывает у вас слово «душа» ? Учитель предлагает учащимся систематизировать полученную информацию. Кластер «Душа».

*1-этап. Учащиеся выполняют работу индивидуально

*2-этап. Обмен информацией в группах, обсуждение полученных записей.Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оптимальные идеи,вырабатывают коллективный вариант ответа.

*3-этап. «Сброс идей в корзину».Каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных представлений. Учитель фиксирует реплики на доске. (Условие:не повторять то, что было сказано другим. Все ответы учащихся записываются учителем, правильные и неправильные.На третьей стадии возвращаемся к «корзине», чтобы подвести детей к осмыслению своих ошибок.)

Кластеры, составленные учащимися.

(Душа – сердце – отдых – человек – организм)

(Душа – ребёнок – любовь – чистота – состояние человека)

(Душа – мир – человек – тишина – чистота)

2) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске.

Работа со значением слова.

3)Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые нам удалось записать на доске.

(составляется одно общее определение)

4)Чтение работ. Каждая группа предлагает своё определение.

Чтение учителем своих подобранных определений слова душа .

  1. Душа – внутренний, психологический мир человека, его осознание (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
  2. Душа – это человек.

Учитель: Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола в каждый столбик).

5)Описание состояния души с помощью глаголов.

(для работы предлагается заполнить два столбика)

6)Чтение глаголов и их запись на интерактивной доске.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о состояниях души: душа трудится, душа ленится . Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится» . Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека интерес ко всему.

Правила работы в группах

  1. Делимся на группы по желанию.
  2. Распределяем обязанности честно, чтобы участие в работе принял каждый.
  3. Работаем так, чтобы не мешаь всем остальным.
  4. Слушаем внимательно ответы товарищей и фиксируем необходимую информацию в тетради.
  5. Не перебиваем. Не критикуем друг друга.
  6. Рецензируем ответ.
  7. Задаём уточняющие вопросы.

Учитель: приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится». Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете, что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти в библиотеку или на занятия секции, кружка. Но вас побеждает лень, заставляя откладывать всё на завтра. И бесконечное завтра. (от каждой группы по одной ситуации).

  1. Выступления групп учащихся.

III. Стадия осмысления содержания.

Стадия фазы осмысления содержания . Цель – получение и осмысление новой информации.

  1. Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком. (слайд 3)(слайд 4)

Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души? (слайд 5)

  1. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Подготовить выразительное чтение стихотворения . ( слайд 6)

  1. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.

Опережающее задание: объясните значение слов и выражений : «чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», «пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в чёрном теле и не снимай с неё узды»,«дать поблажку», «последнюю рубашку сорвёт».

(Сильные ученики-консультанты объясняют значения данных слов и выражений.)

Работа над текстом.

Учитель: Теперь, ребята, поработаем в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, всё зависит от того, как вы решите представить свой ответ. Пусть ваша душа потрудится!

1 группа . Задание: найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?

2 группа. Задание: обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

3 группа. Задание: в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? что произойдёт с душой, если она не будет трудиться? Почему душу надо заставлять работать и не давать ей лениться?

(Заслушивание мнений групп).

Учитель: О чём это стихотворение?

– Какое настроение оно у вас вызывает? С помощью каких средств создаётся это настроение?

– Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

Слушая выступления, ученики заполняют таблицу .

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Тема, идея стихотворения

IV. Закрепление новой темы.

  1. Возврат к смысловому анализу заголовка.

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Что же такое труд души для Заболоцкого?

– Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

– Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Давайте, вернёмся к нашей корзине идей, т.е. к первоначальным кластерам. Просмотрите, пожалуйста. Заполните кластеры на основе новой информации (цель: установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками).

Кластеры, составленные учащимися.

Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица.

Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека.

Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

2. Экспресс-интервью «Для чего человек приходит в мир?».Каждая группа защищает свою позицию. С каждой группы выступает 1 ученик.

(достойно жить, творить добро, уважать других людей, улыбаться людям, усердно работать, иметь свой дом, уважать родителей).

Учитель: На первый взгляд слова стихотворения кажутся нравоучением, но авторское «ты» обращено не столько к читателю, сколько к самому себе. Вы знаете, что эти слова, которые говорят нам об огромном смысле существования человека на земле, писал смертельно больной человек. Всё стихотворение поэта пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействия, напоминает, что расслабление губительно для человека. Поэт подсказывает «Не стоит давать поблажек своей душе», и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени однажды, ты становишься её заложником. В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое. Добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками. Постоянно учиться, совершенствоваться.

– Какой вывод сделаем для себя? (Ответы учащихся)

Учитель: Вот как обращается Н. Заболоцкий будущему поколению: (слайд 7.)

V. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось вам больше всего? (жизненное кредо, труд души…)

VI. Домашнее задание : 1. Выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого

«Не позволяй душе лениться».

2. Написать эссе на тему «Труд души».

VII. Выставление оценок и комментирование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей.

Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами.

Урок – мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого.

конспект внеклассного занятия по этике.

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова.

Классный час “Не позволяй душе лениться” направлен на раскрытие понятия духовности и работу над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

Учитель предлагает обратиться к философии строки Николая Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. А за помощью в проведени полемики обращается к виднейшему писателю современности А. И. Солнежицыну, к .

«Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого как пример философской лирики

Меню статьи:

Философская лирика. Эта фраза ассоциируется, прежде всего, с трудными вопросами жизни и смерти, бытия и экзистенции, может быть, смысла существования. Однако Николай Заболоцкий стихом «Не позволяй душе лениться» доказывает, что этот список следует продолжить – хотя бы темой саморазвития, проблемой деятельной жизни, мотивом стремления преодолевать препятствия и лень.

Этот стих можно по праву считать напутствием писателя аудитории, ведь через несколько месяцев автор покинул землю. Лирический герой исповедует однозначные принципы: саморазвитие, самовоспитание считается необходимостью, обязательным условием гармоничной жизни. В начале Заболоцкий обращается к тому, в чьих руках находится текст произведения. Автор говорит читателю «ты», призывая к строгому отношению к духовному совершенствованию. Главные инструменты воспитания и развития – труд, постоянная, тяжелая работа над собой, и контроль.

Выдержка из истории создания стихотворения

Заболоцкий написал эти произведение в конце 1950-х: текст датируется 1958 годом. Вскоре после публикации поэта застала смерть – Николай Заболоцкий скончался всего спустя пару месяцев после написания этих строк. Лебединая песня поэта? Возможно. Центральная тема, которой касается писатель, – это нюансы взаимоотношений человека с собственной душой. Также Заболоцкий вносит в текст свои рекомендации, советы молодому поколению, поэтому стихотворение обладает мощным воспитательным, дидактическим характером.

У русского поэта и переводчика Заболоцкого – тяжелая судьба. 1938 год: Николая Алексеевича ждет репрессирование, а реабилитировали поэта лишь после кончины Сталина, в 1953 году.

Несмотря на жизненные невзгоды и трудности, писатель не разделил судьбу чудовища Франкенштейна: в отличие от творения пера Мэри Шелли, Заболоцкий сумел сохранить чистоту души, ясность ума, искренность побуждений и помыслов. Стихотворение русского писателя, словно, говорит о том, что поэт чувствует скорый уход из жизни и желает оставить читателям последнее напутствие. Следует, впрочем, заметить, что и сам Заболоцкий придерживался этих рекомендаций: Николай Алексеевич считался трудолюбивым человеком, часто проводил время в компании пера и записной книжки.

Композиционная и стилистическая специфика стиха

Стихотворение также отличается композиционными особенностями. Например, здесь отсутствует деление на части или блоки, а все строчки подчинены развитию главной идеи произведения. Эта идея задается писателем в самом начале стихотворения. Впрочем, если говорить о формальном делении стиха на строфы, то в структуре текста найдется шесть катренов. Заболоцкий щедр на метафоры и эпитеты: черное тело, душа обязана трудиться, утренняя заря… Также в стихе встречаются антитезы (она рабыня и царица…) и аллитерации (чтобы сделать строчку более резкой и жесткой, Заболоцкий подобрал слова, включающие звуки «с», «р», «ж» и т. д.: она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет…).

В последних четырех строчках стиха чувствуется вывод, подведение итогов. Кроме того, «Не позволяй душе лениться» отличается еще одной специфической чертой – повторением четвертой строчки («…душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!») первого условного катрена в конце. Это как бы намекает на то, что здесь кроется главная идея произведения Николая Алексеевича.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Литературные критики определяют жанровую принадлежность «Не позволяй душе трудиться» посланием, ведь писатель взывает к читателю, желая донести до него нравственно окрашенную идею. Стих написан четырехстопным ямбом. Заболоцкий также использовал перекрестную рифмовку.

Тематика произведения Заболоцкого

В центре стихотворения – природа отношений между телом и душой. Собственно, это тоже одна из вечных тем философии. Однако Заболоцкий делает акцент именно на психологическом и этическом аспекте жизни человека. Проблема деятельности и бездействия, лени как порока и самосовершенствования – это, безусловно, поле интереса этики и психологии.

Чтобы раскрыть ключевую идею, Заболоцкий использует довольно простую и незамысловатую, но элегантную образную систему. В центре стихотворения – центральный герой (автор) со своей душою. Далее следует обращение лирического героя к читателю с призывом воспитывать душу. Это значит, что следует бороться с ленью, которая не только расслабляет, размягчает внутренний стержень человека, но и портит, разрушает душу. Без самовоспитания оказывается невозможным саморазвитие, продвижение вперед и прогресс:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.

Вторая строка произведения также содержит мотив, намекающий на дорогу. Это – развитие идеи Заболоцкого о неотъемлемости постоянной работы, упорного развития и продвижения в самовоспитании. Жалость, поблажки и снисхождение – качества, которым нет места в духовной жизни человека.

Проблема души и ее воспитания

По мере развития повествования внимание Заболоцкого переходит к душе, которую, ни в коем случае, нельзя запускать. Жалость, потакание лени – это легкий путь, который априори является неправильным. Заболоцкий считает, что правильный путь – это трудный способ воспитания и совершенствования души: поэт советует «гнать» и «тащить» душу через «ухабы», «буреломы», преодолевать препятствия и, таким образом, закалять свою сущность. Это не единственная цель работы над собой. Вторая цель – подчинить себе собственное внутреннее Я. Если этого не сделать, то душа будет слабая, будет, как тело, нежиться по утрам в мягких одеялах.

Следуя этой логике, Заболоцкий порой бывает резок и даже жестковат:

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Однако эта резкая позиция вполне аргументированная. Поблажки, по мнению Заболоцкого, приводят к обеднению души. Это значит, что поэт по-разному смотрит на проблему бедности и богатства: для писателя материальный достаток ничего не значит. По-настоящему богатый человек – тот, у кого душа, лишенная лени и пороков.

Учение редко оказывается приятным процессом. Зачастую это болезненная и мучительная процедура, которой душа поначалу сопротивляется. Однако потом человек, который все-таки не позволил своему внутреннему «Я» жить расслабленной, разнеженной жизнью, видит плоды приложенных трудов.

Итоги по прочтении стихотворения Заболоцкого

Ключевая проблема, которую затрагивает писатель в анализируемом произведении, касается моральности и нравственного измерения человеческого существования. Душа у писателя – противоречива. Писатель называет душу рабыней, а потом она предстает уже царицей. Это свидетельствует о неоднозначности отношения к душе, видения этого явления Заболоцким. Однако вывод из этих размышлений один: человеку следует найти общий язык со своим внутренним Я, понять, что душа требует воспитания. Это путь к саморазвитию и самосовершенствованию.

Читайте также:  Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий
Ссылка на основную публикацию