Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

Где заканчивается мечта и начинается цель? (Итоговое сочинение)

Где заканчивается “мечта” и начинается “цель”?

Человеку, как существу духовному, свойственно мечтать. Мысли о прекрасном способствуют восстановлению душевных сил, дают надежду, возрождают веру. Мечта дарует человеку возможность хотя бы на время погрузится в некий лучший мир, превосходящий окружающую его действительность. Но проведение жизни в мечтах, уход в мир грёз и вместе с тем упущение реальности нельзя назвать положительным для человека. Действительно, к чему могут привести романтичные мечтания и постоянное витание в облаках? Потому важно, чтобы понятие «мечты» не оставалось на мертвой точке, а двигало к целеполаганию, достижению этой мечты. Именно в тот момент, когда человек осознает данную необходимость и продумывает способы приближения к желаемому, воплощения её в реальность, заканчивается «мечта» и начинается «цель».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Цель имеет конкретную формулировку и соответствует реальности, мечта – лишь образное представление, порой не имеющее возможности реализации её в жизни.

На примере двух героев романа И. А. Гончарова «Обломов» можно раскрыть различие понятий «мечты» и «цели». У Ильи Ильича Обломова есть мечта: он вдохновенно размышляет о своей будущей жизни в собственном имении в деревне, даже представляет себе расположение комнат и деревьев в саду. Спокойная жизнь с собственном домом и семьёй – вот что действительно может принести ему счастье. Но какова реальность? Не умея даже переодеться без помощи слуги, Обломов лишь изредка встает со своего дивана, и тем реже выбирается куда-либо «в свет». У героя нет стремления измениться, его устраивает такая застойная жизнь, а желание завести семью и имение остается лишь мечтой, грезами. Принципиально противоположным характером и жизненными установками обладает друг Обломова Андрей Штольц. Это работящий человек, сумевший трудом построить свою жизнь в соответствии с собственными желаниями. На момент повествования он обладает высоким чином и большим капиталом, много путешествует, бывает на светских вечерах и постоянно саморазвивается. Целеустремленность и ведение активной жизни являются главными чертами Штольца, что характеризует его как человека успешного. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе…», – пишет о нем И.А.Гончаров. Таким образом, «мечта» не должна оставаться на месте, как у Обломова, а перерастать в «цель» для достижения лучшей жизни, как у Андрея Штольца.

Герой А. П. Чехова «Крыжовник» тоже, как и Обломов, мечтает обзавестись имением – с собственным садом и обязательно кустами крыжовника. Мечта эта преследует Николая Иваныча ещё с молодости. Он часто погружается в мир грез и представляет собственную усадьбу во всей красе, а также просматривает объявления о продажи земель. И однажды он действительно добивается исполнения своей мечты, в чем и состоит главное отличие его от гончаровского героя. Хоть и методы достижения цели были у Николая Иваныча несколько низки и мелочны (недоедание, жадность, женитьба на богатой, но старой и некрасивой вдове), он смог устроить свою жизнь в соответствии с желаниями. «Мечта» не осталась простым размышлением, а стала «целью», к которой герой стремился долгие годы.

«Мечтать не вредно», – гласит ставший популярным в народе в последние годы афоризм. Да, порой мечта действительно может оказать положительное влияние на человека, пробудить в нём нечто благое. Однако она должна не просто позволять человеку уйти от реальности, но и двигать его к изменениям в самом себе, в окружающей его повседневности. Необходимо стремиться к воплощению желаемого в реальность, не жить мечтой, а ставить перед собой конкретные цели для её исполнения. Обратная же ситуация может привести к застою, отсутствия настоящей жизни как таковой.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id41445

Сочинение Где заканчивается мечта и начинается цель?

В современном мире люди часто путают понятия “мечта” и “цель”. Отсюда возникают проблемы. Чем различаются эти понятия? Где же конец мечты и начало цели? Разберемся с этим.

Во-первых, дадим понятия мечты и цели. Мечта – это желание человека, его представление о чем-либо, которое очень часто не воплощается в жизнь. Это целенаправленное стремление человека к чему-либо. Подведем итог. Мечта, можно сказать, помогает двигаться к цели, но это единичные случаи. Чаще мечты остаются лишь в подсознании человека. Человек строит идеальную картинку у себя в голове, в которой она обычно и остается.

Приведем наглядный пример, для которого возьмем двух учеников. Их объединяет общее желание – сдать итоговые экзамены на пятерки. Один из них мечтает об этом, представляет себе, как откроет аттестат, в котором только оценки “отлично”, думает, как изменится его жизнь, но для этого он ничего не делает. Исполнится ли его мечта? Однозначно нет! Ведь для исполнения мечты необходимо упорно трудиться! Другой же ученик не мечтает, а ставит перед собой четкую цель – сдать итоговые экзамены на отлично. Для этого он повторяет весь материал, часто решает пробные варианты. Однозначно, его ель будет выполнена. Здесь четко видна эта граница между мечтой и целью. Когда человек начинает что-то делать для выполнения желаемого, то в этот момент мечта и перерастает в цель.

Во-вторых, обратимся к произведению Гончарова ” Обломов”. В нем есть два противоположных героя: Илья Ильич и Андрей Штольц. Начнем с Ильи Ильича. Обломов имеет мечту – владеть собственным имением, завести семью. Он вдохновлен своей мечтой, часто размышляет о ней, воображая уже свое имение с четким расположением комнат и даже деревьев в саду. Он уверен, что спокойная, семейная и размеренная жизнь, владение собственным имением, принесут ему счастье. Кажется, что в этот момент мечта легко может перейти в цель, но этого не случилось. Обломов ничего не делал для достижения своего желание. Он изредка посещал светские мероприятия, он совершенно не приучен к самостоятельности. Но его мечта могла легко воплотиться в жизнь, если бы он начал, например, работать. Второй герой полностью противопоставлен Илье Ильичу. Андрей Штольц – успешный человек. Упорным трудом он сумел построить прекрасную жизнь, которая соответствовала его желаниям. Целеустремленность – главное его качество. Именно благодаря ей он имеет высокий чин, большое состояние, часто путешествует. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе…», – охарактеризовал своего героя Гончаров.

Таким образом, мы дали ответ на поставленный вопрос, а также выяснили, что цель ни в коем случае не должна оставаться лишь в голове человека, ее необходимо осуществлять, прикладывая максимум усилий.

2 вариант

Каждый из нас, независимо от воспитания, места проживания, интеллектуальных способностей и прочего имеет цель. Предшествует формированию сознательной цели, естественно, мечта. С детства, лицезрея всё вокруг происходящее, постепенно, в ходе нашей эволюции мы приобщились что-либо желать. Не так важно, чем являлся этот обьект – новым другом, пламенной любовью, повышением на работе, да и здоровьем на худой конец. Но единицы лишь улавливают истинное различие между мечтой и целью.

Цель, в своей первоначальной оболочке – и есть мечта. Бесформенная, наспех обдуманная и эгоистическая – но цель. В процессе взросления, под воздействием реалий современности и субьективных мнений, человек всё чаще и чаще уделяет внимание сакральному, тому, что хотя бы на мгновение отторгает его от бренной земли и переносит в мир раздумий. Именно там его мозговая деятельность, убаюканная тишиной, тщательно переваривает произошедшее и пытается обеспечить человека рациональным ответом, удовлетворяющим запросы и тем самым определяя будущее.

Мечта, как мне кажется, заканчивается там, где начинается этап сознательной жизни, отсортировавший ложные и истинные ориентиры друг от друга и проложивший путь к осуществлению задуманного. Таким образом, цель есть нечто глобальное, взвешенное, избавленное от мимолетного принятия как основного смысла бытия и тем самым является признаком духовного взросления.

Читайте также:  Сочинение Проблема совести

Мечтать может каждый, но оформлять это в некую субстанцию, заставляющую человека буквально «идти по головам» ради её осуществления может либо умалишённый фанатик, либо гений. В один прекрасный момент оковы рутины так сильно сдавливают порывы воли, что невозможно стерпеть, и таким образом зарождается твёрдая уверенность в том, что от жизни можно и нужно требовать большего, принимая её вызов на продолжительное сражение, заключая с ней пари. В случае победы дарами обделён не будешь, а в случае поражения разменной монетой может стать как успех, так и целая жизнь. Напрашивается сравнение с русской рулеткой, которая так заманчива и в то же время отпугивающая. Но стоит ли оно того?

Также читают:

Картинка к сочинению Где заканчивается мечта и начинается цель?

Популярные сегодня темы

Данное произведение описывает истории, которые имели место во времена жестокой войны. В повести все эти истории происходят с Иваном, подобные ситуации были на войне со многими детьми

У каждого человека свои воспоминания о детстве. У кого-то это было время, насыщенное множеством разных событий, у других просто спокойный период роста и развития рядом с самыми близкими людьми – родителями

Раневская наряду с Гаевым представляет собой образ старых помещиков, которых постепенно сметает новый уклад и новые люди, такие как Лопахин. Любовь Андреевна в весьма зрелом возрасте, у нее взрослые дочки

Здоровье – это то, что необходимо ценить и к чему следует относиться бережно. Так как оно одно, многое можно купить за деньги, но не здоровье.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

Сочинение 2018-2019. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2018-2019 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Когда мечта превращается в цель

Мечта превращается в цель не у всех, а только у целеустремленных, активных, деятельных людей.

Мечта Обломова так в цель и не превратилась, ему гораздо приятнее было лежать на диване и просто мечтать, ничего не делая, и даже не думая о том, что сделать что-то да надо было бы уже.

У Мастера в романе Булгакова тоже мечта превратилась в цель, потому что он сделал все, что мог для ее осуществления — написал роман, и не его вина, что он не был опубликован.

Нельзя назвать пустым мечтателем и Дмитрия Старцева из рассказа Чехова «Крыжовник». У него также была цель и он ее достиг своим трудом — стал врачом.

Сначала мечты туманны и приятны, человеку просто хорошо от того, что он, отдыхая от реальных ежедневных проблем и задач, рисует в своём воображении. Но приходит время, когда он сам себе говорит: «А нужно ли мне это? Тогда почему бы и не попробовать? Неужели это только мечта? Что я могу сделать для того, чтобы это стало реальностью?» Как только последний вопрос задан, мечта начинает превращаться в цель, она приобретает конкретные очертания и, самое главное, подкрепляется планом действий — алгоритмом реализации своих желаний.

Но и это ещё не всё. Только активные усилия, направленные на выполнение каждого пункта плана, позволят цели попасть в яблочко, а мечте осуществиться.

Читать далее.

.

ДалегейлДата: Среда, 10.10.2018, 10:31 | Сообщение # 2
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 2 по теме: Когда мечта превращается в цель

Мечта превращается в цель, когда над ней ежедневно ежечасно работает человек — он ставит себе более мелкие цели, преодолевая их приближается к своей мечте, то есть к главной цели.

Если взять из литературы пример, чтобы проиллюстрировать этот вопрос то здесь как нельзя лучше подходит рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», где рассказывается, как бедный человек хотел разбогатеть и он стал работать очень активно над своей мечтой и за многие годы он заработал очень много денег, став очень успешным бизнесменом, но он не останавливался на достигнутом и продолжал всё работать и работать и его мечта уже стала для него целью по добыче всё большего количества денег.

Кроме этой цели он ничего больше не видел — так и состарился незаметно и вдруг спохватился, что есть же и другие мечты, которые он всё откладывал и не думал про них долгие годы, а теперь на старости лет решил себя побаловать и поехал в путешествие в Италию, но доехав до Италии сразу умер. Этот рассказ нас предупреждает, что нельзя зацикливаться только на одной цели, потолок которой не имеет границ.

Когда человек мечтает, он создает в своем сознании воображаемый образ, который в данный момент нельзя воплотить в реальную действительность. Это то, что мы называем мечтой.

К своей мечте можно относиться по-разному. Есть люди, которые мечтают, чтобы «спрятаться» от окружающей реальности, отдохнуть.

Большинство людей над своей мечтой работают. Они обдумывают свою мечту, «взвешивают» ее, соотносят с реальностью, размышляют, насколько эта мечта для них нужна и насколько для них важно исполнение этой мечты. На этом этапе у мечтающего человека появляется желание. Он определяется, хочет они, что мечта стала реальностью или нет.

Далее, из желания мечта переходит в стадию цели. Человек делает свою мечту целью либо своей жизни, либо отдаленного будущего, либо ближайшего. Он разрабатывает план по достижению мечты, составляет список действий для ее воплощения в жизнь, возможно, разбивает пути к поставленной задача на этапы: сначала достичь этого, далее следующая цель покрупнее, с каждым этапом он будет все ближе к своей конечной цели. Наконец, первые действия, направленные на реализацию мечты.

На этом превращение мечты в цель заканчивается, наступает период реализации мечты и движения к цели.

Читать далее.

Итоговое сочинение 2019

Алина Косова

Уже известны направления итогового сочинения 2019:

Мечта и реальность

Искусство и ремесло

Месть и великодушие

Доброта и жестокость

Каждый ученик получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы сочинений станут известны только в день экзамена.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.2

Готовься, читай, сдавай итоговое

ГОсновные требования к итоговому сочинению:

  • Объём не меньше 250 слов (включая частицы, предлоги, союзы).
  • Сочинение написано самостоятельно.

Если в сочинении меньше 250 слов либо оно списано, ставится незачёт.

Критерии итогового сочинения:

1. Соответствие теме – вы не ушли от темы, ваше доказательство и вывод соотносится с тезисом.

2. Привлечение литературного материала – приведён минимум 1 литературный аргумент (русская классика, школьная программа или мировая литература)

3. Композиция и логика рассуждения – предлагаем вам работать по следующему шаблону:

4 абзаца:вступление (тезис) + аргумент 1(доказательство и микровывод) + аргумент 2 (доказательство или контраргумент) + вывод (итог рассуждений)

Если сочинение логично и есть абзацное членение – критерий засчитан.

4. Качество письменной речи – если речевые ошибки затрудняют понимание смысла прочитанного, то ставится «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность – «незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Помните, что можно пользоваться орфографическим словарём! Этот факт должен свести орфографические ошибки к минимуму!

Первые два критерия – самые важные, без них «зачёт» получить не выйдет. Минимальные требования к «зачёту»: первые два критерия + ещё один любой

Направления, темы и аргументы для декабрьского сочинения

1. Отцы и дети

Данное направление раскрывает различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляет причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Примерные темы:

  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

«Горе от ума» А.С.Грибоедов

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Примерные темы:

  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  • Почему между мечтой и реальность часто пролегает пропасть?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин

«Алые паруса» А.С.Грин

3. Искусство и ремесло

Темы данного направления дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Примерные темы:

  • Какова роль искусства в развитии человечества?
  • Чем настоящее искусство привлекает человека?
  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
  • В чем разница между ремеслом и искусством?

Литературные аргументы:

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Слепой музыкант» В.Г.Короленко

«Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П.Чехов

4. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы и на поступки других людей.

Примерные темы:

  • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?
  • Почему месть разрушает душу?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

5. Доброта и жестокость

Данное направление позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примерные темы:

  • Нужно ли быть добрым к тому, кто был жесток к тебе?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Уместна ли жестокость на войне?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Скрипка Ротшильда» А.П.Чехов

Мы советуем готовиться по нескольким направлениям сразу, а не фокусироваться на каком-то одном: если попадётся сложная тема, должен быть запасной вариант. Удачи на экзамене!

СПАДИЛО.РУ

Представляем Вам вариант итогового сочинения 2018 года по теме мечта и реальность с цитатами и аргументами из известных произведений. Кроме этого, обязательно посмотрите тематическое сочинение «Проблема мечты» для ЕГЭ по русскому языку — в нем также приведены два аргумента из известных произведений — «Мцыри» и «Обломов».

Введение

Человеку свойственно фантазировать. Для кого-то это смысл существования, для других – цель. Многие писатели и поэты обращались к этой теме в своем творчестве.

Проблема

Нужна ли в жизни мечта? Возможно ли совпадение мечты и реальности?

Тезис №1

«Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась.»

Аргументация

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» герой был простым чиновником. Выросли они с братом в деревне, собственной усадьбе, которую пришлось продать за долги. Отец их был простым военным, однако сумел получить высокий чин, оставить детям потомственное дворянство.

Иван стал ветеринаром. А Николай с 19 лет служил в департаменте. Но никак не мог смириться с жизнью в городе. Единственной его мечтой был собственный дом с участком и плодовыми деревьями. Чтобы обязательно рос крыжовник.

Всю жизнь Николай Иванович шел к заветной цели. Ни о чем другом не мог думать. Не доедал, во всем себе отказывал. Все средства складывал. Брату было жалко его, отправлял деньги по праздникам. Но они также отправлялись в накопления. Ради мечты герой женился без любви на состоятельной вдове почтмейстера.

Супругу держал впроголодь. Отчего несчастная женщина вскоре скончалась. Став наследником, персонаж наконец смог позволить себе поместье. Но дом оказался в нездоровом месте, не было там сада, озера с лебедями и плодовых деревьев. А с двух сторон были заводы, загрязняющие воду и воздух.

Но Николай не отчаялся. Заказал и высадил кусты заветного крыжовника.

Иван был шокирован, увидев брата. Тот обрюзг, разжирел, обленился. Стал настоящим помещиком. Лечил мужиков касторкой, а по праздникам поил водкой, считая себя благодетелем.

Жизнь потеряла смысл. Не к чему больше было стремиться. Ранее он жил лишь мечтой.

Вывод

Для героя было трагедией отсутствие усадьбы, возможности проводить время на свежем воздухе. Но когда заветная мечта мужчины осуществилась, не к чему стало стремиться. Личность начала деградировать.

Тезис №2

Аргументация

Герой повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» – петербургский мечтатель. У него нет даже имени. Ведь его никто не знает. За восемь лет жизни в столице он не сумел завести ни одного знакомства. Герой живет в собственном придуманном мире.

В своей реальности он дружит со всем Петербургом: с людьми, животными и даже домами. Мысленно разговаривает с ними, представляет, что говорят ему в ответ.

Действительная жизнь персонажа скучна, однообразна. В ней нет радостей, эмоций. Служит Мечтатель мелким чиновником в департаменте. Каждый день машинально переписывает какие-то документы. Получает мизерное жалование. Живет на окраине города. И ждет окончания рабочего дня, когда он снова сможет окунуться в мир грез. Богиня Фантазия дарит герою истинное счастье.

Герой проигрывал в голове тысячи различных сценариев. Мог быть императором, вождем, рыцарем, гладиатором. Романтик сам понимает, что фантазия начинает истощаться. Спадает пелена, а за ней пустота. Его ждет одинокая, унылая старость.

Вывод

Фантазия может подарить острые переживания, счастье. Но оно будет мимолетным, вымышленным. Нет иной реальности, кроме самой жизни. Правдиво высказывание Ричарда Баха.

Тезис №3

Аргументация

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» эта тема раскрыта наиболее ярко. Иван Васильевич – глубокий старик. Как-то в компании зашел спор о жизни. Дедушка вспомнил свою молодость. Он много влюблялся, но сильно лишь однажды. В красавицу Вареньку, с которой танцевал на балу. Мечтал женится на ней. Все в девице было прекрасно и любимо. Особенно трогательно, когда юная особа танцевала мазурку с любящим отцом. Все умилялись этой сцене.

Но утро ударило резким контрастом по герою и читателю. Заботливый папа оказался жестоким человеком. Рассказ построен на антитезе. Наказание солдата противопоставлено торжеству бала.

После чего любовь юноши пошла на убыль. Теперь у Варвары «уже дочери замужем».

Вывод

Будучи молодым человеком герой влюблялся, мечтал, строил грандиозные планы. Но жизнь распорядилась по-своему. Теперь остались лишь воспоминания, такие же воздушные, как когда-то мечты.

Заключение

Мечта редко совпадает с реальностью. Сбывается лишь когда преобразуется в цель. Но не в том виде, в каком планировалось. Осуществление заветного желания не всегда приносит счастье. Жизнь может потерять смысл после реализации цели.

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Последние статьи раздела «Образование»

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.

Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.

Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.

Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

Читайте также:  Можно ли судить о человеке по его мечте? сочинение 11 класс итоговое
Ссылка на основную публикацию