Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально. Существует присказка: «Если вы не знаете, куда идете, вы обязательно доберетесь туда, неизвестно куда». В этом отношении мечты подобны рулю корабля, через который мы идем всю жизнь, и, конечно, если мы не удерживаем курс достаточно долго, то постоянно меняем направление. Вероятность шторма возрастает.

Мечтать полезно для самовыражения истинного и полного проявления собственной личности. Многие знают историю мальчика и морских звезд, но напомним. На пляж было много выброшенных морских звезд, буквально тысячи. Мальчик ходил вокруг и бросал их обратно. Старик увидел его и сказал ему: что ты делаешь, не видишь, сколько ты можешь сделать, ты не можешь им помочь, ты не можешь изменить, столько ты не сможешь вернуть обратно в море. И ребенок сказал: «Ты видишь эту звезду и бросаешь ее в море, я просто изменил ее судьбу. Для нее все по-другому». Наверное, в этом отличие мечты от цели. Мальчик хотел помочь всем выброшенным на берег морским звездам, вернуть эти живые существа обратно в собственное пространство обитания и такова была мечта, которая вела на протяжении длительного времени, которая ставила перед ним конкретные цели. Конкретной целью всегда было вернуть обратно новую звезду, но в итоге каждая такая цель вела к выполнению мечты. Совершенно понятно, он может быть и не мог бы помочь всем, но для кого-то стал действительно судьбоносным спасителем.

Люди хотят достичь невозможного, трудного. Они думают: давайте сделаем революционное открытие или установим рекорд, поднимемся на вершину, на которую еще никто не поднимался. Такими являются разнообразные мечты, которые в итоге становятся различными целями. Хотя, конечно, не следует считать мечту просто суммой разных целей и цели просто составляющими мечты, которые нужно просуммировать, для того чтобы получить мечту. В действительности мечта всегда представляет нечто большее чем сумма составляющих целей, однако, цели нужны для того чтобы составить мечту и достигнуть чего-то действительно удивительного.

Мечта не достигается сразу, при этом наступает именно краткая секунда достижения мечты, к примеру, путешествие на вершину, которое завершается собственно покорением этой вершины. Там мечта достигается и фактически исчезает, остаются выполненные цели, остается ощущение достижения мечты. Нечто великое снова остается недосягаемым. Цели всегда досягаемы, хотя бы теоритически, мечта в свою очередь может только предполагаться как гипотетически крайне маловероятное, но такое, к чему следует стремиться. Поэтому всегда нужно иметь перед собой некий мечтательный ориентир, который позволит выполнять различные цели. Подобная структура психики, возможно, и не является идеальным вариантом и тут каждому следует самому крепко поразмыслить, как структурировать собственный разум, но такая связь мечты и цели выглядит вполне интересно.

2 вариант

Каждый из нас является мечтателем в той или иной степени. С мечтами мы знакомимся еще в глубоком детстве. Загадываем желания, пишем письма Деду Морозу под Новый год с просьбой исполнить самую заветную мечту, сдуваем ресничку с ладошки и тихо шепчем о сокровенном.

Уходя из детства во взрослую жизнь, часть мечтаний мы забираем с собой. Взрослый человек, так же как и ребенок, может позволить себе находиться в грезах и представлять идеальную жизнь такой, какой бы он хотел ее видеть. Он может даже не перестать загадывать желаемое на Новый год и не прекратить размышлять о том, «что было бы…» Несмотря на то, что взрослый имеет право мечтать, его желания должны быть приближены к цели. Ведь между мечтой и целью есть серьезные различия.

Мечта так и останется недосягаемым желанием, если ее не превратить в цель. Можно бесконечно размышлять о том, как было бы здорово купить большой дом и завести двух пуделей, отправиться в кругосветное путешествие или покорить неизведанные просторы, а может быть стать известным ученым или самым богатым человеком в мире. До тех пор, пока мысли об этом будут находиться в пределах грез, они не будут ни на шаг приближены к цели. Мечтатель может замечтаться хоть до посинения, это не поможет ему добиться желаемого, пока он сидит, раскинув ноги перед экраном телевизора.

Напротив, тот человек, кто смог превратить свои мечтания в цель, которую обязательно следует достичь, получит желаемое. Его мечта заканчивается ровно в тот момент, когда он предпринимает первые, пусть крошечные шаги, к тому, чтобы осуществить ее. Тогда, когда уже есть малейший план по достижению мечты, когда обдуманы многие средства ее достижения, когда человек принял решение ни в коем случае не отступать, в тот самый миг мечта перестает быть мечтой, а становится целью. Только прошедши через каждую из этих ступеней, можно перестать слепо мечтать и начать действовать.

Странно, но многие взрослые люди действительно не видят разницы между двумя различными понятиями. А ведь очевидно, что не чего-то достигнуть не получиться посредством одного лишь желания это сделать. Другое дело, когда человек меняет свое желание в пользу намерения и напролом идет к цели, невзирая на страхи и трудности. Такого человека уже трудно назвать просто мечтателем.

Понятия «мечта» и «цель» не синонимы друг друга. Между ними есть четкие разграничения и отличия. Каждому из нас необходимо научиться отделять одно понятие от другого. И тогда все наши мечты станут реальностью после того, как превратятся в достижимые цели.

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

Несколько интересных сочинений

В рассказе «Бирюк» Ивана Сергеевича Тургенева читатель знакомится с героями

Наиболее острая проблема современности – защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора

Семья – это родственники, которые живут вместе и объединены общими интересами. Один из таких интересов – воспитание детей, которые в ней появляются. Она становится для ребенка первой ступенькой

Писать может каждый, некоторые пишут в стол, некоторые не дают даже прикасаться к своим рукописям, не говоря о том, чтобы давать их читать. Некоторые стесняются своих произведений, но тогда

Буро-красные и коричневые дубовые листья прошуршали, что и их веники нравятся многим любителям попариться, а желуди собирали гурманы для приготовления кофе

Мечта и реальность» (Итоговое сочинение)

Сочинение

(360 слов) Когда мы анализируем свои желания, нам становится очевидна грань, отделяющая великую мечту от повседневных капризов. К настоящим грёзам мы стремимся всей душой, они – отражения нашего «прекрасного далёка». А вот мелкие нужды и интересы, как правило, мимолетны, их отличает отсутствие размаха и сакрального смысла. Сегодня они есть, а завтра – как ветром сдуло. Чтобы точнее обозначить отличия между этими понятиями, приведу литературные примеры.

Великую мечту описывает М. А. Булгаков, когда его герой разговаривает со своим судьей. Иешуа мечтает о том, чтобы в мире не было власти, ведь он считает ее насилием над людьми. Он грезит о том, что человек придет в царствие справедливости и свободы, где не будет места угнетению и розни. Все это он рассказал Пилату, преданному слуге императора Тиберия, а потому за свои идеалы философ поплатился жизнью. Однако ему не страшно было погибать за великую идею, казалось бы, он, будучи на кресте и претерпевая адские муки, относится к боли равнодушно. На его лице была ангельская кротость человека, который знает, во имя чего страдает, и готов заплатить эту цену. Только ради великой мечты люди жертвуют собой, надеясь и веря в то, что их вклад поможет реализовать ее.

Мелкую мечту описывает А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник». Герой мечтал о приобретении дома с участком, и ради этого пошел на крайние меры. Он женился по расчету, копил и недоедал, а жену даже довел до смерти своей скаредностью. Однако ради исполнения грез мужчина не жертвовал собой и своими интересами, ведь его желанием и было самоудовлетворение. Николай Иванович охотно распоряжался чужими деньгами и судьбами, но свои запросы поумерить не собирался. В этом и заключается главное отличие великой мечты от мелкой: ради реализации возвышенных и масштабных грез человек не жалеет себя, а вот ради удовлетворения мелкого каприза люди, как правило, не жалеют других, себя же они холят и лелеют в ожидании триумфа.

Тема: “Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?”

Слово «мечта» бередит умы человечества с давних времен. Мечта есть у любого человека, потому и вопрос «всегда ли ее достижение делает человека счастливым?» так или иначе актуален для всех. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в терминологии. На мой взгляд, мечта – это желание, которое сложно осуществить. Для того чтобы воплотить мечту в жизнь, необходимо много над этим поработать, порой даже выйти за пределы своих возможностей. На мой взгляд, достижение мечты не всегда приносит человеку счастье. Порой это оборачивается кошмаром для человека и его окружения, часто после осуществления мечты человек теряет смысл жизни, ориентир. Даже великая мечта, перенесенная в суровую действительность, может изменить свой облик. Лишь иногда упорство и смелость вкупе с добродетелями позволяют человеку осуществить свою мечту без потерь и обрести счастье.
Подтверждение моего тезиса можно найти на страницах романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан – человек, безусловно, способный мечтать, это делает его яркой личностью. Да и мечта у него не самая простая – сохранить молодость и красоту. Лучшим инструментом для осуществления такой мечты является искусство. Именно поэтому художник Бэзил дарит Дориану прекрасный портрет. Этот дар – аванс Дориану, который, к сожалению, тратит его слишком бездумно. Дориан легко получает то, что хочет, но счастье не приходит. Жизнь не становится лучше, она не обретает смысл. Возможно, именно это несоответствие «ожидания» и «реальности» разрушает его моральный облик. Привыкший думать, что мечта ведет к счастью, Дориан не способен принять реальное положение вещей. Он продолжает искать счастье, но его путь ужасает. Запутавшийся Дориан Грей разрушает судьбы окружающих из-за своей обиды на мир. Посмотрев в зеркало своей души, отчаявшийся герой находит причину своего несчастья и злобы в портрете. Однако портрет – это и есть его мечта, искореженная, страшная. Дориан слишком мало сделал для того, чтобы его мечта осуществилась, потому и не знал, что делать с приобретенным даром.

Другим примером, подтверждающим тезис, является повесть А. Азимова «Позитронный человек». Главный герой робот Эндрю создан с изъяном: у него есть способность мечтать. Для компании он – дефектный продукт, для семьи, в которую попал, – друг. На протяжении всего произведения мы наблюдаем, как Эндрю «растет» на наших глазах, как пытается познать мир человека, формирует мечту всей своей жизни. Его мечта – стать человеком. Для этого Эндрю шаг за шагом работает над собой: делает свой внешний вид все более похожим на человеческий. У него появляется способность чувствовать запахи, вкусы, но ему мало быть похожим на человека, он хочет, чтобы его признали другие люди. Органы и протезы, созданные им, помогают людям жить лучше, продлевают их жизни. Он становится великим изобретателем, уважаемой персоной. Однако по документам он все еще робот. Чтобы его признали человеком, он должен отказаться от бессмертия, что он и делает, отказываясь от своего “вечного” позитронного мозга в пользу биологического “смертного”. Лишь перед кончиной его объявляют «двухсотлетним человеком». Однако, если задуматься, человеком он стал гораздо раньше. Его великий вклад в жизнь общества сделал его человеком, а не официальный статус. Пример жизни робота Эндрю доказывает: труд и постоянная работа помогают осуществить мечту. Каждый шаг навстречу мечте делает счастливым, а не результат.
В заключение хотелось бы сказать: достижение мечты может принести человеку счастье, если он делает для этого максимально возможное, в этом труде и заложено счастье, а мечта – лишь ориентир. Когда же люди считают,, что только осуществление мечты принесет счастье, они часто разочаровываются, особенно тогда, когда ничего для этого не делают и получают желаемое слишком легко.

Читайте также:  Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

Итоговое сочинение по литературе на тему:Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?”.
Пример сочинения.

Мечта – это вдохновляющая феерия, ведущая человека к тому будущему, которое он хочет. Реальность-то, что в действительности окружает человека. Чаще всего два эти понятия существуют на противоположных сторонах, но они имеют и точки соприкосновения. Когда мечта и реальность сталкиваются, человек может наблюдать несоответствие желаемого, мечты, и случившегося, реальности, вследствие чего возникает разногласие внутри самого человека. Так происходит, когда в мыслях человека мечта имеет возможности, которые не вписываются в рамки реальности. Можно сказать, что человек идеализирует возможности мечты. Такое несответствие можно встретить на страницах произведений художественной литературы.
Например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герой, который оказался в ситуации встречи жесткой реальности и мечты. Этот герой – Мастер. Когда- то он жил обычной жизнью: работал в музее, был женат. Но спокойное течение жизни прервал неожиданный выигрыш крупной суммы денег в лотерею. И в этот момент его жизнь изменилась: он бросил жену, купил много книг, снял квартиру, встретил свою любовь – Маргариту и начал писать роковой роман. Все шло хорошо до одного момента: пока Мастер не закончил свой роман. Когда главный герой представил свой роман миру, издательство отказалось допускать его к печати. Но когда отрывок из произведения все же напечатали в литературном журнале, Мастера захлестнула волна критики. Весь обвалившийся негатив главный герой воспринимает очень болезненно, и , вследствие долгих мучений, Мастер оказывается в психиатрической больнице. История мастера- это крушение мечты. Он, как автор своего произведения, мечтал о том, что его книга войдет в жизни людей, а произведение не то, чтобы не прочли, его даже не издали. Произошло крушение хрупкой мечты о жестокую реальность, и это произошло потому, что Мастер носил в своем воображение ту мечту, которая не могла исполниться в его реальности, в его обществе. В подобной ситуации оказался еще один герой из русской литературы.
В романе Ф. Д. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, воплощая в жизнь свою мечту, терпит крах. Родион- молодой человек, живущий в Петербурге, отчисленный из университета по бедности. Живет в каморке, похожей на гроб, окружен нищими и пьяницами, «задавлен» Петербургом. Главный герой постоянно наблюдает человеческие страдания, размышляет о них, вследствие чего приходит к разработке своей теории «деления» людей на «высших» и «низших» . Раскольников мечтает восстановить социальную справедливость и определиться, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Герой выбирает себе в жертвы старуху-процентщицу, которая, по его мнению, заслуживает смерти, и убивает ее и случайную свидетельницу.Раскольников скрывается, уничтожая следы преступления. Долгое время герой таится , но в итоге он сам приходит к следователю и раскаивается в преступлении. То, что Родион планировал в своей голове не совпало с тем ,что получилось в действительности. Его мечта о социальной справедливости превратила его в обыкновенного убийцу.
Таким образом, в тот момент, когда мечта сталкивается с реальностью, часто происходит несовпадение желаемого и случившегося. Когда человек предполагает один ход развития события, а происходит то, чего он ожидал, это зачастую приводит к катастрофе в душе человека, после которой практически невозможно оправиться.

Итоговое сочинение на тему: “Какие качества могут помочь осуществить мечту?”

Практически каждый день люди о чем-либо мечтают, но не всем и не всегда удается их осуществить. Почему у одних это получается, а у других нет? Какими качествами обладают те люди, которые успешно реализуют свои желания? Думается, что для воплощения мечты в жизнь важны настойчивость, упорство, способность продолевать возникающие на пути трудности и не сдаваться при неудачах, сила воли, вера в себя.

Именно эти черты характера свойственны герою «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Он всегда, с самого детства, мечтал летать. В годы войны он стал летчиком-истребителем. Однако судьба была жестока к герою. В бою его самолет был подбит, а сам Мересьев получил тяжелые ранения обеих ног, в результате чего их вынуждены были ампутировать. Казалось бы, никогда ему больше не суждено летать. Однако герой не сдается. Он хочет «научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком». Алексей Мересьев прилагает поистине титанические усилия, чтобы добиться своего. Ничто не может сломить дух героя. Он упорно тренируется, преодолевает боль и продолжает верить в успех. В результате его мечта сбылась: Алексей вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом, управляя самолет без обеих ног. В этом ему помогли такие качества, как сила воли, упорство, вера в себя.

Вспомним героя рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро» Бенджамена Дрисколла. Его мечтой было вырастить на Марсе много деревьев, чтобы они наполнили воздух кислородом. Много дней герой упорно трудится, сажает семена. Он не позволяет себе оглядываться назад, потому что не хочет видеть, что его труды не приводят к успеху: ни одно семя так и не дало ростка. Бенджамен Дрисколл не поволяет себе отчаяться и опустить руки, не бросает начатое, несмотря на неудачу. Он продолжет трудиться изо дня в день, и однажды наступает день, когда практически в одно мгновение тысячи посаженных им деревьев вырастают и воздух насыщается живительным кислородом. Мечта героя осуществилась. Ему помогли в этом не только упорство и настойчивость, но и способность не падать духом, не пасовать перед неудачей.

Хочется верить, что все эти важные и нужные качества сможет воспитать в себе каждый человек, и тогда мы сможем осуществлять свои самые смелые мечты.

Мечта и реальность» (Итоговое сочинение)

Жизнь без мечты – скучна и серовата. В принципе, у каждого человека есть мечта, а то и не одна. Не каждый ее реализует, поскольку для этого необходимо не только желание, но и средства с возможностями. Мечта прекрасной Ассоль из «Алых парусов» А. Грина была настолько невероятной, что в ее реализацию не верил ни один житель Каперны. Зато верила сама Ассоль – и этого было вполне достаточно, чтобы мечта осуществилась. Еще один персонаж этой же повести Грей приложил титанические усилия, чтобы достичь своей мечты – стать капитаном. А ведь планы этих двоих могли рухнуть о жестокую реальность. Ассоль одна против всех жителей Каперны, Грею пришлось идти против воли отца и начинать свой победоносный путь с юнги, чтобы однажды в бухту вошел корабль с алыми парусами и осчастливил девочку, которая так этого ждала.

Впечатляет мечта героя фантастического рассказа Р.Д. Брэдбери «Зеленое утро». Бенджамин, невзирая ни на что, засадил Марс саженцами и дождался живительного дождя, превратившего планету в сад и давшего источник жизни – кислород. Для осуществления мечты герою понадобилась вера и труд до седьмого пота. Непонятно, что было важнее, но результат впечатлил.

К сожалению, не все мечты становятся реальностью. Столкнувшись с действительностью, человек не всегда находит силы к ее воплощению. Пример тому герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Отказавшись от мечты, Дмитрий Ионович потерял себя, реальность его подмяла и превратила в Ионыча. Одних мечта мобилизует и заставляет подниматься с колен, других уводит в неправильном направлении. К примеру, герой романа-антиутопии «Собачье сердце» профессор Преображенский создал из пса человека, но вскоре он разочаровался в своей мечте, поскольку она не принесла желаемого результата, только вред.

Подводя итог, хочется сказать, что мечтать нужно, ведь мечты – это красивые планы на будущее.И в этом отношении прав поэт В. Котиков:

Тоска – в рутине жить недвижной!

И сил своих жалеть не стоит,

Чтоб ставить цель, пробиться в жизни –

Но лишь бы цель была достойной.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 248 ;

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

Сочинение 2018-2019. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2019

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Данное итоговое сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2018-2019 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2018 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Когда мечта превращается в цель

Мечта превращается в цель не у всех, а только у целеустремленных, активных, деятельных людей.

Мечта Обломова так в цель и не превратилась, ему гораздо приятнее было лежать на диване и просто мечтать, ничего не делая, и даже не думая о том, что сделать что-то да надо было бы уже.

У Мастера в романе Булгакова тоже мечта превратилась в цель, потому что он сделал все, что мог для ее осуществления — написал роман, и не его вина, что он не был опубликован.

Нельзя назвать пустым мечтателем и Дмитрия Старцева из рассказа Чехова «Крыжовник». У него также была цель и он ее достиг своим трудом — стал врачом.

Сначала мечты туманны и приятны, человеку просто хорошо от того, что он, отдыхая от реальных ежедневных проблем и задач, рисует в своём воображении. Но приходит время, когда он сам себе говорит: «А нужно ли мне это? Тогда почему бы и не попробовать? Неужели это только мечта? Что я могу сделать для того, чтобы это стало реальностью?» Как только последний вопрос задан, мечта начинает превращаться в цель, она приобретает конкретные очертания и, самое главное, подкрепляется планом действий — алгоритмом реализации своих желаний.

Но и это ещё не всё. Только активные усилия, направленные на выполнение каждого пункта плана, позволят цели попасть в яблочко, а мечте осуществиться.

Читать далее.

Мечта превращается в цель, когда над ней ежедневно ежечасно работает человек — он ставит себе более мелкие цели, преодолевая их приближается к своей мечте, то есть к главной цели.

Если взять из литературы пример, чтобы проиллюстрировать этот вопрос то здесь как нельзя лучше подходит рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», где рассказывается, как бедный человек хотел разбогатеть и он стал работать очень активно над своей мечтой и за многие годы он заработал очень много денег, став очень успешным бизнесменом, но он не останавливался на достигнутом и продолжал всё работать и работать и его мечта уже стала для него целью по добыче всё большего количества денег.

Кроме этой цели он ничего больше не видел — так и состарился незаметно и вдруг спохватился, что есть же и другие мечты, которые он всё откладывал и не думал про них долгие годы, а теперь на старости лет решил себя побаловать и поехал в путешествие в Италию, но доехав до Италии сразу умер. Этот рассказ нас предупреждает, что нельзя зацикливаться только на одной цели, потолок которой не имеет границ.

Читайте также:  Сочинение Чужих детей не бывает (Как вы понимаете выражение)

Когда человек мечтает, он создает в своем сознании воображаемый образ, который в данный момент нельзя воплотить в реальную действительность. Это то, что мы называем мечтой.

К своей мечте можно относиться по-разному. Есть люди, которые мечтают, чтобы «спрятаться» от окружающей реальности, отдохнуть.

Большинство людей над своей мечтой работают. Они обдумывают свою мечту, «взвешивают» ее, соотносят с реальностью, размышляют, насколько эта мечта для них нужна и насколько для них важно исполнение этой мечты. На этом этапе у мечтающего человека появляется желание. Он определяется, хочет они, что мечта стала реальностью или нет.

Далее, из желания мечта переходит в стадию цели. Человек делает свою мечту целью либо своей жизни, либо отдаленного будущего, либо ближайшего. Он разрабатывает план по достижению мечты, составляет список действий для ее воплощения в жизнь, возможно, разбивает пути к поставленной задача на этапы: сначала достичь этого, далее следующая цель покрупнее, с каждым этапом он будет все ближе к своей конечной цели. Наконец, первые действия, направленные на реализацию мечты.

На этом превращение мечты в цель заканчивается, наступает период реализации мечты и движения к цели.

Читать далее.

Мечта и реальность

итоговое сочинение

Представляем Вам вариант итогового сочинения 2018 года по теме мечта и реальность с цитатами и аргументами из известных произведений. Кроме этого, обязательно посмотрите тематическое сочинение «Проблема мечты» для ЕГЭ по русскому языку — в нем также приведены два аргумента из известных произведений — «Мцыри» и «Обломов».

Введение

Человеку свойственно фантазировать. Для кого-то это смысл существования, для других – цель. Многие писатели и поэты обращались к этой теме в своем творчестве.

Проблема

Нужна ли в жизни мечта? Возможно ли совпадение мечты и реальности?

Тезис №1

«Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась.»

Аргументация

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» герой был простым чиновником. Выросли они с братом в деревне, собственной усадьбе, которую пришлось продать за долги. Отец их был простым военным, однако сумел получить высокий чин, оставить детям потомственное дворянство.

Иван стал ветеринаром. А Николай с 19 лет служил в департаменте. Но никак не мог смириться с жизнью в городе. Единственной его мечтой был собственный дом с участком и плодовыми деревьями. Чтобы обязательно рос крыжовник.

Всю жизнь Николай Иванович шел к заветной цели. Ни о чем другом не мог думать. Не доедал, во всем себе отказывал. Все средства складывал. Брату было жалко его, отправлял деньги по праздникам. Но они также отправлялись в накопления. Ради мечты герой женился без любви на состоятельной вдове почтмейстера.

Супругу держал впроголодь. Отчего несчастная женщина вскоре скончалась. Став наследником, персонаж наконец смог позволить себе поместье. Но дом оказался в нездоровом месте, не было там сада, озера с лебедями и плодовых деревьев. А с двух сторон были заводы, загрязняющие воду и воздух.

Но Николай не отчаялся. Заказал и высадил кусты заветного крыжовника.

Иван был шокирован, увидев брата. Тот обрюзг, разжирел, обленился. Стал настоящим помещиком. Лечил мужиков касторкой, а по праздникам поил водкой, считая себя благодетелем.

Жизнь потеряла смысл. Не к чему больше было стремиться. Ранее он жил лишь мечтой.

Вывод

Для героя было трагедией отсутствие усадьбы, возможности проводить время на свежем воздухе. Но когда заветная мечта мужчины осуществилась, не к чему стало стремиться. Личность начала деградировать.

Тезис №2

Аргументация

Герой повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» – петербургский мечтатель. У него нет даже имени. Ведь его никто не знает. За восемь лет жизни в столице он не сумел завести ни одного знакомства. Герой живет в собственном придуманном мире.

В своей реальности он дружит со всем Петербургом: с людьми, животными и даже домами. Мысленно разговаривает с ними, представляет, что говорят ему в ответ.

Действительная жизнь персонажа скучна, однообразна. В ней нет радостей, эмоций. Служит Мечтатель мелким чиновником в департаменте. Каждый день машинально переписывает какие-то документы. Получает мизерное жалование. Живет на окраине города. И ждет окончания рабочего дня, когда он снова сможет окунуться в мир грез. Богиня Фантазия дарит герою истинное счастье.

Герой проигрывал в голове тысячи различных сценариев. Мог быть императором, вождем, рыцарем, гладиатором. Романтик сам понимает, что фантазия начинает истощаться. Спадает пелена, а за ней пустота. Его ждет одинокая, унылая старость.

Вывод

Фантазия может подарить острые переживания, счастье. Но оно будет мимолетным, вымышленным. Нет иной реальности, кроме самой жизни. Правдиво высказывание Ричарда Баха.

Тезис №3

Аргументация

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» эта тема раскрыта наиболее ярко. Иван Васильевич – глубокий старик. Как-то в компании зашел спор о жизни. Дедушка вспомнил свою молодость. Он много влюблялся, но сильно лишь однажды. В красавицу Вареньку, с которой танцевал на балу. Мечтал женится на ней. Все в девице было прекрасно и любимо. Особенно трогательно, когда юная особа танцевала мазурку с любящим отцом. Все умилялись этой сцене.

Но утро ударило резким контрастом по герою и читателю. Заботливый папа оказался жестоким человеком. Рассказ построен на антитезе. Наказание солдата противопоставлено торжеству бала.

После чего любовь юноши пошла на убыль. Теперь у Варвары «уже дочери замужем».

Вывод

Будучи молодым человеком герой влюблялся, мечтал, строил грандиозные планы. Но жизнь распорядилась по-своему. Теперь остались лишь воспоминания, такие же воздушные, как когда-то мечты.

Заключение

Мечта редко совпадает с реальностью. Сбывается лишь когда преобразуется в цель. Но не в том виде, в каком планировалось. Осуществление заветного желания не всегда приносит счастье. Жизнь может потерять смысл после реализации цели.

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

    Мечта – это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.

    Мечта – это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.

    Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

    Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

    Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.

    Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.

    Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

    Читайте также:  Аргументы и примеры жизненных ценностей из литературы

    Афоризмы и высказывания известных людей

  • Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (В. Гюго)
  • Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. (К. Г. Паустовский)
  • Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. (А. Франс)
  • Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь. (В. Гюго)
  • Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. (А. Франс)
  • Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. (К. Г. Паустовский)
  • Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда. (А. Н. Крылов)
  • Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву. (Д. И. Писарев)
  • Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни. (Н. В. Гоголь)

    Примерные формулировки темы

  • Чем отличается мечта от цели?
  • Чем желание отличается от мечты?
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Может ли реальность порождать мечту?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
  • Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  • Всегда ли исполнение мечты делает человека счастливым?
  • Все ли мечты должны сбываться?
  • Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  • Согласны ли вы с Д. И. Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
  • Почему мечты не всегда становятся реальностью?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Почему люди предают мечту?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Когда реальность разрушает мечту?

    Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

    • Что общего между мечтой и реальностью? Чем отличается желание от мечты?
    • Почему люди убегают от реальности в мир мечты?
    • Чем отличается мечта от цели?
    • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
    • Почему люди предают мечту?
    • Нужно ли быть верным своей мечте?
    • Все ли мечты должны сбываться?
    • Какова роль мечты в формировании личности?
    • Что можно рассказать о человеке, зная о его мечтах?
    • Нужны ли современному подростку книги о мечте и мечтателях?
    • Согласны ли вы с мнением Анатоля Франса, что «мечты придают миру интерес и смысл»?
    • Согласны ли вы с высказыванием Пауло Коэльо: «Сами собой мечты явью не станут»?
    • Согласны ли вы с высказыванием К.Д. Ушинского: «Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала»?
    • «Кто верит крылатым, как песня, мечтам, тот цели своей добьется» (М. Добронравов)
    • Чтобы будущее обратить в настоящее, надо мечтать и верить в свою мечту.
    • Истинный ученый – это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком. (Оноре де Бальзак)
    • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
    • Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта! (А.Блок)
    • Человек без мечты что птица без крыльев.
    • Мечта — крылья, не знающие усталости.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИ

    1. М.Ю. Лермонтов. Мцыри
    2. Н.В. Гоголь . Мертвые души” (бесплодный мечтатель Манилов)
    3. Н.В. Гоголь. Шинель
    4. М. Горький “На дне”
    5. А.П. Чехов. Крыжовник
    6. А.С. Грин. Алые паруса
    7. А.С. Грин. Зеленая лампа
    8. Е. Пермяк. Мыльные пузыри
    9. В.Каверин. Два капитана
    10. В. Крапивин. Тень каравеллы
    11. Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи
    12. А.Маршал. Я умею прыгать через лужи
    13. Р.Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон

    АФОРИЗМЫ О МЕЧТЕ И РЕАЛЬНОСТИ

    Долли Партон ( американская кантри-певица и киноактриса): “Если мечтаешь о радуге, будь готова попасть под дождь”.

    Константин Паустовский:

    “Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой… Никогда! Чем больше её любишь, тем глубже прячешь в сердце, тем сильнее её бережешь”.
    “Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего”.
    “Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем”.

    Михаил Пришвин:
    “Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее”.

    Пьер де Ронсар:
    Так стоит ли мечтать о жизни беспорочной
    На Свете, где, как дым, всё зыбко и непрочно,
    Всё переменчиво, как ветер и волна.

    Элеонора Рузвельт: “Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты”.

    Лев Толстой: “В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого”.

    В. А. Успенский ( советский и российский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории, автор мюзикла «Анна Каренина»): “Есть мечта? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты!”

    Константин Ушинский: “Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала”.

    Анатоль Франс: “Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл”.
    “Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она высшая реальность? Она душа сущего”.
    “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

    Джеймс Шарп: “Для тех, кто мечтает о великом и не сомневается в своем мужестве, найдется место на вершине”.

    Рене де Шатобриан:

    “Пока сердце сохраняет желания, ум сохраняет мечты”.

    Мария Эшенбах: “Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал”.

    Алексей Яковлев:
    “Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека…”

    Что такое мечта? Определения понятия “мечта” для сочинения.

    Мечта – это. Определение, значение.

    МЕЧТА – то, что создано воображением, фантазией. предмет желаний и устремлений человека, отражающий его потребности и насущные заботы.

    МЕЧТА . 1. Мысленное представление, воображение. 2. Сильное желание, стремление; предмет такого желания

    МЕЧТА – это эмоционально окрашенный образ желаемого будущего, имеющий субъективную значимость, ценность.

    МЕЧТА – нечто созданное воображением; образ желаемого будущего – стремление, предмет желаний, стремлений.

    Таким образом, мечта— это и желание, стремление, и предмет желаний и стремлений, и мысленный образ чего-либо желаемого.

    Человек использует это слово во всех значениях. Но все-таки главное значение – это желание, стремление выразить себя.

    Сочетаемость слова «мечта»

    Мечта (какая?) Эпитеты.

    Сокровенная мечта, заветная мечта, единственная мечта, несбыточная мечта, сбывшаяся мечта, давняя мечта, вековая мечта; красивые мечты, прекрасные мечты, восторженные мечты, радужные мечты, светлые мечты, пустые мечты.
    Голубая мечта (часто ирон.) — о чём-нибудь далёком, маловероятном.

    О понятии «МЕЧТА»

    Мечта — важное качество души человека. Не случайно считается, что если бы можно было видеть внутренний мир ближнего, то вернее многое можно было бы узнать о человеке по его мечтам.

    Мечта всегда нацелена на доброе, хорошее. Когда человек мечтает, он всегда видит себя героем, рисует себя исключительно с прекрасной стороны. В мечтах человек как бы сливается со своим «идеальным я», таким, каким бы хотел себя видеть.

    О существовании мечты нам известно, в первую очередь, из собственного опыта – каждый из нас когда-нибудь о чем-нибудь мечтал. Если внимательно понаблюдать за собой, то легко обнаружить, что «мечтательными» фантазиями пронизан весь наш день: мечты могут застать нас за важной работой, разговором с друзьями, в метро, перед сном. Это могут быть наши давние мечты, которые мы уже не раз представляли себе, или мимолетные фантазии о чем-то хорошем, которые, возможно, никогда больше не повторятся.

    Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.

    Вглядываясь в себя, человек в мечтах как бы проецируется в будущее, видит себя через годы. Видит или расплывчато, неопределенно, или в каком-то одном, избранном образе. Сколько людей— столько и мечтаний.

    Конечно, мечта не обязательно — дальнего прицела. Случается вдруг размечтаться по какому-то конкретному поводу. Тогда поводом к мечтам служит реальное событие: или неудача, которую хочется скорее пережить, или нерешенный вопрос, или не поддающееся, пока штурму жизненное препятствие, которое следует преодолеть.

    Если бы человек был лишен способности мечтать, он не смог бы забегать в своих делах вперед, он не смог бы вообразить себе, представить себе свои желания, намерения, цели.

    Подростковый возраст – возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний. Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности. Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте

    В художественной литературе можно встретить описание мечты героя, из которой мы больше узнаем о его личности и самых сокровенных желаниях. Из биографий известных ученых, художников, писателей мы узнаем, как мечта становилась двигателем научных открытий и многих других социальных достижений.

    МЕЧТА, ЦЕЛЬ, ГРЁЗЫ

    Понятие мечта может объединять целый круг явлений: это и грезы («сны наяву»), и сильные желания, и наиболее важные в жизни цели, и реализация важных для всех людей ценностей, – справедливость, равенство, милосердие, мир.

    Продолжая идею тесной связи мечты с центральными структурами личности и ее роли в проектировании будущего, мы предполагаем, что мечта в узком смысле – это идеальная форма и наиболее общее выражение ценностей человека, целей и мотивов жизненного пути личности. Мечта, являясь именно идеальным проектом и ориентиром, имеет самостоятельную ценность и не требует немедленного и полного осуществления. Мечта – не единственный образ-представление желаемого.

    Основные отличия мечты от близких к ней понятий – «желания», «цели» и «грезы».

    Желание, согласно А.Н. Леонтьеву, – это субъективное переживание потребности, оно осознанно и предметно. В отличие от мечты желание отнесено в настоящее и требует немедленного удовлетворения. Цель – осознанный образ желаемого результата. Цель направлена в будущее, вместе с тем, она конкретна и принципиально осуществима. Грезы – это также продукты воображаемой реальности. Основное их отличие от мечты, как нам кажется, состоит в том, что они не стимулируют, не создают новую деятельность [10, 12]. В отличие от содержания грез, содержание мечты проецируется на личную и общественную жизненную перспективу.

    Тема мечты в литературе:

    И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Н.В. Гоголь «Мертвые души»
    Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
    А. Грин «Алые паруса»
    Т. Драйзер «Американская трагедия»
    М. Горький «На дне»
    А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека» и др.

    Ссылка на основную публикацию