Кто такие «маниловы»? Итоговое сочинение

Сочинение Кто такие «маниловы»? Итоговое 11 класс

Кто такие «маниловы»? Какие главные черты их характеризуют? Попробуем разобраться.

Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина». Так часто характеризуют людей, способных мечтать. Мечта – дело хорошее, когда есть и стремление к ней.

Повесть «Мертвые души» рассказывает о целой галерее образов помещиков. Один из помещиков, по фамилии Манилов – любитель мечтать. Об этом его характеризует дом Манилова, во дворе имеется беседка с названием «Храм уединенного размышления». Манилов задумчив. Он постоянно погружен в свои мечты и размышления. Оторвать главного героя от иллюзий практически невозможно. Грезит главный герой о реализации планах. Мечтает Манилов о многом, но никак не может приступить к осуществлению своих идей.

Таким образом, можно охарактеризовать «маниловых», как людей, утопающих в мечтах, но реализовывать свои мечты они так и не пытаются. Такие люди первоначально кажутся интересными в общении, но оказываются пустышками. Главный герой – слащавый, гостеприимный, но это всего лишь оболочка, под которой скрывается пресный человек. Писатель подчеркнул главную черту Манилова – пустой человек.

В литературных произведениях таких мечтателей много. Приведем еще один сравнительный пример «маниловщины».

Другой герой А. Гончарова «Обломов» типичный Манилов. Постоянно погружен в свои мечты и фантазии. Мечты затягивают его так далеко, что он больше не способен интересоваться реальной жизнью людей. Обломов – неинтересная личность, хотя и сложно назвать отрицательным героем. Обломов ленив. Для него главные цели – еда и кровать.

Обломов – еще один типичный представитель маниловщины.

Вывод, что «маниловы» – люди много мечтающие, но не способные реализовать свои мечты. У них отсутствует стремление к самореализации.

Созданный образ главного героя в произведении характеризует– «маниловщину», то есть склонность к созданию ложной мечты.

Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах» упрекнул людей в том, что они бездушны, забыли вечные ценности. Жива лишь внешняя оболочка у Манилова, а душа мертва. Какое общество, такие и люди!

В современном мире, люди мало изменились, многие живут без души, без смысла к жизни, таким образом слово «маниловщина» – предостережение и для нас. Стоит об этом задуматься.

Вариант 2

Мечта. Нам всем знакомо это понятие. Пожалуй, каждый из нас склонен к мечтательности : кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Но всё же я хочу остановиться на категории людей с избыточной мечтательностью. И, конечно, любой начитанный человек тут вспомнит замечательную поэму Н.В.Гоголя “Мёртвые души”. Данная поэма является многоплановой, и автор просто не мог обойтись без такого персонажа, как Манилов. Так, кто же он такой? В чем особенность такого типа людей – “Маниловых”?

На мой взгляд, “Маниловы” – это не простые мечтатели. Это такая категория людей, которые уж слишком много о чём-то мечтают, но все эти планы на жизнь, все эти заветные цели – они никогда не будут достигнуты. Вы спросите: почему? Всё просто: такие люди, как Манилов, не способны достичь чего-либо, так как любая деятельность, любой труд им чужды. Мечты уносят их все дальше и дальше от существующей действительности, а они не готовы к осуществлению этих грёз. Им чего-то не хватает, у них нет того, что им действительно нужно, чтобы то желание, ту заветную цель жизни воплотить в реальность. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу аргументы из произведений писателей.

Так, в романе И.А.Гончарова “Обломов” Илья прячется от действительности . Он не покидает стены своего дома, но много думает, что выйдет и что-нибудь предпримет. Обломова часто окружают мошенники. Мечтательность Ильи заводит его в тупик. Он живёт в иллюзиях и уже разучивается что-либо делать, остается без девушки и делает сына сиротой без наследства. Как видим, все мечтания героя не находят место в действительности. “Маниловы” не способны что-либо изменить и добиваться нечто стоящего.

Теперь вспомним пьесу А.Н. Островского “Гроза”. Тихон Кабанов, женившись на Катерине, мечтает о семейном уюте и гармонии. Разве он чем-то отличается от Манилова, который просто лежал и ничего не делал? Нет. Ведь даже если Тихон что-то там делал, находился в движении, это совсем не то, что нужно. Фактически, он лишь убегал от реализации своей мечты. Когда он уходил из дома, он делал это один, без Катерины! А ведь это могло стать хорошим шагом сблизиться с женой и понять её. Чтобы превратить мечту в реальность, нужен труд. А таким, как Тихон, всем этим ” Маниловым” это не дано.

Таким образом, “Маниловы” – это мечтатели, грёзы которых не могут стать реальностью, ведь они ничего не делают для их воплощения. Нужно стараться, очень много трудиться. И важно понимать одно важное, но очень простое правило: мечтать можно и нужно, но сами они не могут стать реальностью, надо действовать. И, казалось бы, ничего особенного, нужно только действовать, но мечта – странная штука. Очень жаль, что всё же и в нашем веке эта проблема остаётся актуальной.

Также читают:

Картинка к сочинению Кто такие «маниловы»?

Популярные сегодня темы

В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех.

Петрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.

Конфликт старших и младших является одной из наиболее важных социальных проблем. Поколение за поколением консервативные взгляды

Сочинения на тему Родина

Одной из великих комедий 19 века является произведение Ревизор русского писателя Н.В. Гоголя. В данном рассказе основной проблемой является произвол российских чиновников. Множество литераторов до сих пор спорят на тему того

Манилов и маниловщина

Тема, которую нам предложили, больше годится для диссертации, чем для маленького ученического сочинения. Поэтому лучше всего высказать несколько мыслей по поводу. Так что не будет никаких претензий на полное раскрытие темы, а скорее раскрытие моих представлений об одном из героев поэмы — далеко не самом безобразном, почему и стоит он первым в ряду последовательного расчеловечения.

1. Что мне нравится в Манилове?

Мне в Манилове многое нравится. Вот, например, он женат уже давно, дети довольно большие, а чета Маниловых сохранила юношеское ухаживание друг за другом. Гоголь иронизирует, что во время их неожиданного поцелуя можно выкурить небольшую сигар­ку. Ну и пусть себе курит, а мне нравится эта ласковость, а то посмотришь на нынешних мужа с женой — прямо как две враждебные армии во время перемирия.

Гоголь насмехается над именами Маниловых-младших. Конечно, они, как принято говорить, не круглые, эти имена, зато они дорогого стоят. Вот я читал, что в 1945 году мальчишек называли Викторами, а девочек Викториями, то есть самыми дорогими словами — Победитель и Победа. А старшие Маниловы дали своим сынам имена славных сынов Эллады в те годы, когда греки Ипсиланти сражались за свою свободу против турецкого ига. Так кому сочувствовали в русских медвежьих углах, за чью победу молились, чьи имена своим детям давали?!

Мне нравится в Манилове эстетическое чувство: мебель в его доме изящная и обтянута прекрасной материей, хороши подсвечники. Эта не слоноподобная мебель Собакевичей и не рухлядь Плюшкина.

Мне нравится его приветливость и страсть принимать приятных гостей, делать им подарки, ну хотя бы зачем-то нужные гостям мертвые души.

И даже мечты Манилова мне по душе: он хорошего хочет, не наживы, а «именин сердца».

2. Что мне не нравится в Манилове?

Все то, что в нем мне нравится.

И прежде всего то, что его сочувствие погибавшим за родину Ипсиланти и Влади- миреску дальше красивой позы так и не пошло. Ведь и в гостиной Собакевича были портреты медведеобразных греческих генералов. Так сказать, поддержка без опасности. Это там курились сожженные села, а здесь бьшо спокойно и тихо.

Юношеское ухаживание друг за другом приводит к тому, что взрослые люди гоняются друг за другом с воплями: «Раскрой, душечка, ротик, я положу тебе этот кусочек!» Есть дети, которых не стоило бы так передоверять учителю, даже самому хорошему: это ведь не его, а их дети. И дом пора бы обиходить, а то какое-то кресло так и стоит и рогоже, никто не озаботится купить недостающей обивочной ткани. И рядом с изящным подсвечником какой-то кривой инвалид, закапанный свечным салом. Можно бы и почистить. Короче, что хорошо в 16 лет, не годится в зрелом возрасте. Нелепо выглядит.

Дом построил барин на юру, а вокруг ни сада, ни роши. Вообще «безлюдяй» Мани­лов, то есть не хозяин, не работник. Даже не надсмотрщик, потому что и свое имение передоверил управляющему, в лучшем случае такому же «бсзлюдяю», но скорее всего хитрому ворюге. А сам занят бессмысленным делом: табак кучками раскладывает. Начал книгу читать, да на том все и закончилось.

Манилов совершенно не задумывается над жизнью. Только спросил у Чичикова, не будет ли сделка с мертвыми крестьянами противоречить законам Российской империи. Получив отрицательный ответ, тут же успокоился. Впрочем, Чичиков сказал правду — все было по закону, как нынешняя приватизация.

3. Что такое маниловщина?

А это то, что многим свойственно. Начерченный план, по которому ничего не построено и не будет построено. Сентиментальные попытки остановить время и не меняться самим. Мечта, о которой заранее известно, что она никогда не претворится в жизнь. Желание заменить жизнь и ее события чувствами по поводу этих событий. Начатое дело, которое никогда не будет закончено. Маниловщина — это сад, которому никогда не цвести, я уж не говорю о плодах.

И по большому счету маниловщина — это паразитический образ жизни, когда человек получает от людей все, не отдавая ничего взамен.

Теперь, завершая это сочинение, следует сказать, что маниловы еще долго не переве­дутся, потому что стремление жить за чужой счет, проводя свою жизнь в бездельничании, пережило в наших странах две революции, две мировые войны, гражданскую, выход в космос и многое-многое другое и сейчас очень уютно устроилось при демократии.

Изучение поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”

На этой странице вы найдёте разнообразный материал к изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”: иллюстрации, аудио- и видеофайлы, презентации к занятиям, тесты.

Предлагаю вашему вниманию презентацию “Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души””. Она включает материал к двум урокам. На первом подробно рассматривается образ Манилова, а на втором – образы остальных помещиков. Второй урок представляет собой групповую работу. Презентация содержит видео- и аудиофайлы.

1 глава “Мёртвых душ”

Чичиков у Ноздрёва

  • Каким здесь представлен Ноздрёв?
  • Соответствует ли его образ тому, каким вы его себе представляли?
  • Какие черты он демонстрирует?
Читайте также:  Почему людей привлекает «виртуальная реальность»? Итоговое сочинение

Плюшкин и Чичиков

  • Какие приёмы использует режиссёр, чтобы акцентировать внимание зрителя на характерных чертах Плюшкина?
  • Каким в данной сцене показан Чичиков? Как он себя ведёт, как демонстрирует знание человеческой природы

Манилов. Фрагмент 1

  • Какую роль в фрагменте играет музыкальное сопровождение?
  • Какие черты в характере Манилова отражает его внешность?
  • Какую роль в раскрытии характера Манилова играет то, что он изображается с трубкой?
  • Каким тоном разговаривают друг с другом супруги Маниловы?
  • Зачем, изображая имение Манилова, режиссёр показал мужиков, тянущих невод?

Манилов. Фрагмент 2

  • Как Чичиков ведёт себя с Маниловым?
  • Как в этой сцене проявляет себя Манилов как хозяин?
  • Зачем режиссёр при сообщении Чичикова про мёртвые души вставляет фрагмент грозы и детских воспоминаний Чичикова? Что он этим хочет сказать?
  • Как отреагировал Манилов на сообщение Чичикова?

Ирина (Sunday, 19 January 2014 14:42)

Огромное спасибо Вам, Очень выручаете.Будьте здоровы и счастливы!

Alevtina (Tuesday, 20 January 2015 11:17)

Замечательное подспорье к урокам. Огромное спасибо, уважаемая Инесса Николаевна.

Екатерина (Monday, 18 January 2016 13:44)

Дай Бог Вам здоровья. Спасибо за Ваш труд.

татьяна (Friday, 22 January 2016 13:30)

Благодарю за Ваш труд.Спасибо

наталья (Wednesday, 24 February 2016 12:14)

Большое спасибо за вашу работу. Очень помогаете. Не все могу т скачивать фрагменты.

Светлана (Friday, 20 January 2017 21:53)

Уважаемая Инесса Николаевна! Сердечно благодарю Вас за то,что делитесь такими замечательными материалами к урокам.Ваш труд и Ваше творчество вызывают огромное уважение.Здоровья Вам,неиссякаемого источника творчества.

Татьяна Алексеевна (Monday, 20 March 2017 15:44)

Здоровья Вам, Инесса Николаевна.Спасибо за душевную щедрость.

Нина (Thursday, 25 January 2018 17:20)

Спасибо большое за вашу работу.

Любовь (Thursday, 25 January 2018 19:02)

Огромное спасибо! Очень богатый материал!

Надежда (Sunday, 28 January 2018 10:04)

Спасибо за помощь в подготовке к уроку.

Людмила Владимировна (Tuesday, 06 February 2018 16:12)

Большое спасибо за доступность видеоматериалов

Элина (Sunday, 08 April 2018 13:09)

Инесса Николаевна, огромное спасибо Вам за материалы к урокам .Это огромная помощь учителям при подготовке к урокам и экономия времени. Большое спасибо.

Ибрагимова (Thursday, 11 October 2018 18:52)

Инесса Николаевна,спасибо.Замечательный материал.

Елена (Friday, 25 January 2019 17:07)

Ольга (Friday, 08 February 2019 06:17)

Огромное Вам спасибо.

Овчинникова Ольга Владимировна (Monday, 02 March 2020 13:04)

В чем актуальность поэмы «мертвые души» сегодня? (Гоголь Н. В.)

Поэма «мертвые души» является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Сам автор назвал данное произведение поэмой. Изначально она задумывалась Гоголем в трех частях, но полностью сохранился только первый том. Из второго тома до нас дошли лишь некоторые главы, а третий том автор самолично сжег.

Само название поэмы имеет двойной смысл. «Мертвыми» душами названы крепостные крестьяне, которых скупал у помещиков главный герой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Да и у самих помещиков уже давно «мертвые» души.

Автор максимально ярко и правдоподобно изобразил характер каждого из героев. С каждым последующим персонажем мы видим то как человек может изменится, отказавшись от таких человеческих качеств, как мораль, совесть, сочувствие.

Николай Васильевич поднял проблему, которая актуальна как в его, так и в наше время. Омертвление души человека и ненасытностью его материальными благами. Сатирически он показал читателю насколько может деградировать личность, поставив материальные ценности выше моральных.

Образы помещиков складываются от лучшего к худшему. Первым героем в галерее помещиков появляется Манилов. “на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. ” Первое впечатление довольно обманчиво. Немного слащавый, очень любезный, он выглядит белым и пушистым на фоне остальных. Манилов живет в мечтах. Строит планы, забросив имение, даже книга на его столе уже два года лежит открытая на четырнадцатой странице. Эдакая обломовщина. Манилов не просто дарит Чичикову своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Он, несмотря на то, что еще не потерял какие-то человеческие качества абсолютно мертв в душе. Он может лишь нести любезности и угождать тем кто ему симпатичен. Но самое страшное, что он тянет за собой крепостных, которые живут работая на него. Поместье разрушается и разоряется, а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». И чем дальше тем хуже.

В последующем нам встречаются Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Все они в большей или меньшей степени отказались от моральных принципов, выбрав материальные.

Самым последним является Плюшкин. Богатый помещик, в подчинении которого находится около тысячи душ. Также у него большое количество сбежавших и умерших. Но не смотря на то что он вполне состоятельный человек Плюшкин живет как нищий: ходит в обносках, питается сухарями и экономит каждую копейку. Нет ни одной вещи которую бы он выкинул. Все копится и складывается. Нет даже бумажки, которая могла бы покинуть заваленный хламом дом. Болезненное существование, для здравомыслящего человека. Он настолько жаден, что даже когда собственный сын просит у него денег на обмундирование то тот «получил на это то, что называется в простонародии шиш. ». Так же ничего не достается крестьянам. Хозяин морит людей голодом в то время как в амбарах гниет еда. Крестьяне просто не выдерживают такой жизни и сбегают из деревни, либо умирают от нищеты. Но несмотря на это Плюшкин все равно называет страдальцев мошенниками и ворами. Даже когда Чичиков пытался выкупить у помещика «души» Плюшкин попытался выторговать и продать подороже уже не являвшихся его собственностью крепостных. Важная деталь – при продаже он не называет людей людьми, и говорит о них как о вещах («штуки»). Ему совершенно все равно на то что это люди, на их чувства и страдания. Плюшкин полностью помешался на деньгах. Смотря на то кем он стал очень трудно поверить в то что это был человек с счастливой семьей. Жажда выгоды и денег превратила его в «живой труп» который идет на социальное дно. Но он не один и вместе с ним тонут и крепостные, которые зависят от него. Гоголь очень ярко описал человека, который отказался от духовного богатства и утонул в желании получить больше денег. Он довольно похож на персонажа из русских сказок — Кощея Бессмертного.

На примере этих героев мы можем наблюдать полную деградацию дворянства. От Манилова до Плюшкина мы видим все ступени моральной гибели. Все помещики живут за счет своих крепостных, не обращая внимания на то что происходит вокруг.

Гоголь показал нам главное зло — Без духовность. Он изобразил нам людей полностью лишенных качеств морали. И именно в наше время эта проблема актуальна как никогда. Люди забывают о духовных ценностях, своей культуре, религии. Все чаще мы сталкиваемся с тем что люди не хотят создавать семьи, получать какие-то новые знания. В приоритете сегодня деньги и власть и для их достижения многие готовы идти по головам. Это довольно печально. Раньше люди гнались за чинами и денежными доходами. Что по сути не меняется и сегодня. У каждого есть своя цена.

Люди не меняются из покон веков. Нас окружают те же Маниловы, Коробочки, да и Плюшкиных хоть отбавляй. И они будут окружать нас еще много-много лет. И в точности так же на этих «помещиков» будут работать «крепостные». Но только уже добровольно. Николай Васильевич не писал о чем-то возвышенном. Он не восхвалял страну наигранным патриотизмом, а очень четко подметил все пороки русской души. В поэме «Мертвые души» мы видим истинное лицо России. И этот портрет, эти люди будут еще очень долго подходить к нашему образу и поведению. Во все времена будет находится такой Чичиков, делающий все из ничего. И всегда будут существовать такие помещики, которые из-за желания собственной наживы готовы слепо продавать «души» считая их поштучно и не обращая внимания на то что это люди, а не вещи.

В поэме никто из героев не думал о ком-то кроме себя. Каждый из них пытался пожаловаться и пожалеть свою головушку. Хотя надо было просто брать и делать. И делать не только ради денег, но и для духовного развития. И закончить мне хотелось бы подходящей цитатой:

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50619

методические рекомендации для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению “Путь”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Итоговое сочинение в 11 классе. Тематическое направление Путь”30.7 КБ
tematicheskoe_napravlenie_put_.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению

по тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.

С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий . По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: « От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами :

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями . Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: « Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» – путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках – это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны » – ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» – ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», – под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль ( А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы , над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога – образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога – это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога – это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”: описание характера и внешности

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов. Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать. Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.

Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство. Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью. Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Чичикова в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.

Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе. На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных. Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью. В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега. Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку. Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение. Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Манилов как тип «живого мертвеца»

Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения. С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России. Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?

Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения:
Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…

И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!

Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев. Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице. Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.

И какой же он этот Манилов… на самом деле?

Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению. Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове:
Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…

А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать. Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…». Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим. И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости. Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.

Образ Манилова в критике

Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:

Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…

…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?

Г. Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр. 88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…

Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…

Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь. Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости. Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.

Кстати, Манилова характеризует и сам автор.

Вот, что говорит Гоголь:

Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время.

Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.

Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании. Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина. Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.

Читайте также:  Примеры дружбы из литературы для сочинения
Ссылка на основную публикацию